Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака поздравляет с международным днём брата и сестры. Эта статья может быть полезна родителям, которые планируют, ожидают или уже воспитывают второго или третьего ребёнка. |
Известно, что рождение второго ребёнка в семье может вызвать sibs-конфликт – конфликт между кровными братьями и сёстрами. Что необходимо учесть родителям, чтобы не допустить его появления? Вот несколько рекомендаций из книги Фабер Адель «Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно»:
Ребёнок: Братья и сёстры должны знать, что их чувства по отношению друг к другу подтверждены: 1) словами, которые выражают эти чувства: «Ты просто в ярости!»; 2) пожеланиями: «Тебе хотелось бы, чтобы он спрашивал, прежде чем брать твои вещи»; 3) символическим или творческим поступком: «А как ты отнесёшься к тому, чтобы написать табличку «Частная собственность» и повесить её на дверцу своего шкафа?». |
Детям необходимо, чтобы кто-то остановил их недопустимое поведение:
«Прекрати! Люди не должны причинять боль друг другу!» и показал, как можно проявить гнев приемлемым способом: «Скажи ему, как ты зол. Скажи: «Я не хочу, чтобы мои коньки брали без разрешения».
Не поддавайтесь соблазну сравнивать.
Вместо того чтобы неодобрительно сравнивать одного ребёнка с другим («Почему ты не можешь складывать одежду так же аккуратно, как твой брат?»), говорите ребёнку только о том поведении, которое вам не нравится. Опишите то, что видите: «Я вижу дорогую новую рубашку на полу». Или опишите то, что чувствуете: «Это мне не нравится». Или опишите то, что нужно сделать: «Рубашку нужно повесить в шкаф».
Вместо того чтобы одобрительно сравнивать одного ребёнка с другим («Ты настолько аккуратнее своего брата!»), говорите им только о том, что вам понравилось. Опишите то, что видите: «Вижу, ты повесил свою одежду в шкаф». Или опишите то, что вы чувствуете «Я ценю твоё поведение. В твоей комнате стало так чисто и уютно».
К детям нужно относиться одинаково, но к каждому по-своему.
Вместо того чтобы всё делить поровну: «У тебя столько же виноградин, что и у твоей сестры» - давайте каждому по потребности: «Ты хочешь ещё несколько виноградин или целую гроздь?»
Вместо того чтобы демонстрировать одинаковую любовь: «Я люблю тебя так же, как и твою сестру» - покажите ребёнку, что любите его по-особенному: «Ты – единственный в целом мире. Никто не может занять твоё место».
Вместо того чтобы уделять детям равное количество времени: «Я проведу десять минут с твоей сестрой, а потом десять минут с тобой» -уделяйте время по реальной потребности: «Я знаю, что долго занималась с твоей сестрой литературой. Это сочинение для неё очень важно. Как только мы закончим, я хочу узнать, что важно для тебя».
Никому не позволяйте навязывать ребёнку роль.
1) Не позволяйте этого прежде всего себе.
Вместо того чтобы сказать: «Джонни, ты спрятал мячик своего брата? Почему ты всегда такой злой?» – скажите: «Твой брат хочет вернуть свой мячик».
2) Не позволяйте этого самому ребёнку:
Джонни: Я знаю, что я – злой.
Мать: Ты умеешь быть добрым.
3) и другим братьям и сестрам:
Сестра: Джонни, ты злой! Папа, он не даёт мне свой скотч.
Отец: Попробуй попросить его по-другому. Ты удивишься, какой он на самом деле щедрый!
Уважаемые родители, помните: во многих трудных ситуациях вам могут помочь книги. Вот некоторые из них. Они ждут вас в психологической комнате «Ромашка» Маршаковки.
Комментарии (0)