Научно-исследовательская и методическая работа ГБУ "НДБ РК им. С.Я. Маршака" за 2012 год

18 июля 2013

Научно-исследовательская и методическая работа ГБУ "Национальная детская библиотека РК им. С.Я. Маршака" за 2012 год

Научно-исследовательская и аналитическая деятельность

Национальная детская библиотека РК им. С.Я. Маршака организовала и провела I этап республиканского исследования «Коми литература в чтении детей и подростков Республики Коми».

Цель исследования – определение круга и языка чтения, мотивации спроса на коми литературу у детей 7- 15 лет.

Основные задачи исследования:

- определение степени использования коми языка детьми в повседневном общении и при чтении;

- выявление популярности отдельных литературных авторов и жанров;

- определение соотношения спроса и предложения коми литературы в библиотеках, обслуживающих детей;

- изучение востребованности национальных периодических изданий детьми и подростками.

Анкетирование в рамках исследования проходило с января по ноябрь 2012 года в библиотеках и школах городов Сыктывкара и Инты, а также Койгородского, Усть-Куломского, Сысольского и Сыктывдинского районов.

В исследовании приняли участие более 700 школьников в возрасте 7 – 15 лет. Пригодными к обработке признаны 640 анкет.

С декабря 2012 г. по февраль 2013 года осуществляется подготовка к изданию аналитических материалов по результатам исследования.

В рамках реализации Республиканской программы «Непрерывное образование библиотечных работников Республики Коми на 2012-2014 годы» проведены следующие мероприятия:

- Республиканская творческая лаборатория «Кывным миян сeрнитiгöн олö» («Язык в звучании живет»).

Целью лаборатории было выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы библиотек по продвижению коми и финно-угорских языков, коми и финно-угорской литературы среди детей, творческого наследия коми и финно-угорских писателей.

В мероприятии приняло участие более 40 человек: руководители и специалисты библиотек из 10 муниципальных образований Республики Коми, писатели, переводчики, краеведы, педагоги, учёные, работники музеев и образовательных учреждений, а также специалисты Министерства культуры Республики Коми, Министерства национальной политики Республики Коми, Финно-угорского культурного центра Российской Федерации, представители средств массовой информации.

На лаборатории прозвучало 4 основных доклада кандидатов филологических наук. Учёные говорили о стиле письма коми прозаиков; о понятиях «образовательный проект» и «образовательный продукт» при изучении коми детской литературы; о присутствии коми языка в Интернет-ресурсах; о популяризации детской литературы с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

18 библиотекарей выступили с сообщениями из опыта работы, с презентациями и проектами по тематике лаборатории.

Представители Министерства национальной политики Республики Коми представили информацию о реализации в республике закона РК «О государственных языках Республики Коми» за последние годы.

На круглом столе библиотекари поднимали проблемы книгоиздания, ветхости фондов, необходимости переиздания многих книг, отсутствия в республике учебников по краеведению и недостаточного количества книг по краеведению для детей. Данные проблемы нашли отражение в принятых участниками творческой лаборатории рекомендациях.

В сборник материалов республиканской творческой лаборатории вошли доклады и сообщения участников лаборатории на языке оригинала. Издание распространено среди детских библиотек республики, а также направлено в центральные детские библиотеки финно-угорских регионов России с целью обобщения опыта работы по продвижению родного языка, популяризации детской краеведческой и национальной литературы.

- Межрегиональный семинар для руководителей и специалистов библиотек, обслуживающих детей, «Стратегия взаимодействия библиотек в условиях новых образовательных стандартов».

Семинар был посвящен актуальным проблемам библиотечно-информационного обслуживания школьников в контексте преобразований в сфере образования.

На семинаре обсуждены проблемы и пути их эффективного решения, связанные с новым социально значимым статусом библиотек, как информационных и культурных центров, оснащенных современными ИКТ, взаимодействия библиотек и образовательных учреждений с целью успешной реализации образовательных стандартов II поколения.

В мероприятии приняли участие: гл. редактор журнала «Библиотека в школе» (Издательский Дом «Первое сентября», г. Москва) Ольга Константиновна Громова, специалисты Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина и Сахалинской областной детской библиотеки, специалисты Министерства культуры Республики Коми, Министерства образования Республики Коми, ГАОУДПО (пк) С РК "Коми республиканский институт развития образования", специалисты детских публичных и школьных библиотек Республики Коми, специалисты управлений образования, методисты, преподаватели школ республики из 14 муниципальных образований Республики Коми (всего около 70 человек).

Участники семинара прослушали деловые и профессиональные доклады, ознакомились с презентациями, информационными материалами, обменялись опытом по проблематике семинара. Большой интерес вызвали доклады: зам. начальника отдела общего образования Министерства образования Республики Коми Моисеевой-Архиповой С. А. «Ценностные ориентиры, инновации ФГОС нового поколения», гл. редактора журнала «Библиотека в школе» Громовой О. К. «Новый образовательный стандарт и детские библиотеки: как они связаны?», директора Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака Головиной В. Н. «Библиотека как стратегический партнер поддержки образования в новом современном качестве», зав. отделом информационно-справочной работы и удаленного доступа НДБ РК им. С. Я. Маршака Сокериной Е. Н. «Формирование информационной грамотности и информационных компетенций у современных школьников».

В заключении участниками семинара были приняты рекомендации в адрес Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака, муниципальных детских и школьных библиотек республики.

- Школа профессионального мастерства «Человек читающий: новые методики продвижения книги и чтения» в г. Ухта.

В ходе мероприятия прозвучали выступления специалистов Национальной детской библиотеки Республики Коми им. Маршака: «Книжная среда, культура чтения и основные тенденции в детском чтении", "Мир подростка в современной детской книге", а также «Детская библиотека и безопасный Интернет: проблемы и возможности», «Детская библиотека в веб-пространстве» и «Лучшие Интернет ресурсы для детей и руководителей детским чтением».

- курсы для методистов муниципальных библиотек «Методическое обеспечение библиотечной деятельности: информационные технологии как основа модернизации библиотек», на которых зав. отделом информационно-справочной работы и удаленного доступа НДБ РК им. С. Я. Маршака Сокериной Е. Н. освещена тема «Новые технологии в процессе библиотечного обслуживания детей: новые подходы».

- Выездные семинары для специалистов, обслуживающих детей: «Формирование информационной культуры школьников» (с. Визинга, Сысольский район), «Проблемы и современные подходы в обеспечении сохранности фондов», «Традиционные и инновационные формы массовой работы в детской библиотеке», «Организация библиотечного обслуживания пользователей нового поколения» (Ижемский район), «Организация досуговой деятельности в детской библиотеке» (Сыктывдинский район), «Актуальные проблемы библиотечного обслуживания в детской библиотеке», «Безопасная библиотечная среда для детей» (г. Печора) и др.

Всего в 2012 году специалисты библиотеки 18 раз выезжали в 8 районов республики.

Специалисты библиотеки принимали активное участие в межрегиональных, республиканских и городских конференциях семинарах, круглых столах: «Ребенок и современная культура», «Современная модель национального образования: создание образовательной среды средствами культуры», «Историческое и культурное наследие села: сохраняя прошлое, думаем о будущем», «Партнерское взаимодействие – путь к успеху: обслуживание людей с ограниченными возможностями в библиотеках Республики Коми», «Право на детство: профилактика насилия над несовершеннолетними», «Великая Отечественная войне и Коми край», «Библиотека как развивающая среда нового поколения», «Интегрированное обслуживание инвалидов в условиях муниципальной библиотеки» и др.

В рамках проекта «В ожидании чуда: чтение до рождения», реализуемого библиотекой с 2007 года, 2 апреля в Международный день детской книги, прошла IV республиканская акция «Подрастаю с книжкой я», целью которой является возрождение традиций материнского чтения. В торжественной обстановке выписного зала родильного дома молодым мамам и их малышам были вручены подарки. Это замечательные книги по уходу и воспитанию детей, красочный читательский билет-приглашение и первые книжки-малютки для малышей. Молодые мамы получили также изданные библиотекой памятки для будущих родителей "В ожидании чуда", "Песня нежности", "Грудничок тянется книге", "Мама, почитай-ка!", рекомендательные указатели "Первая книга вашего ребенка", "Чтение для топотушек", "Говорушечка с книгой в руках", "Почитаем сказки", "Сказка вместо таблетки".

НДБ РК была представлена и на российских библиотечных мероприятиях.

Директор В.Н. Головина приняла участие в работе всероссийского библиотечного конгресса на XVI Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (г. Пермь) и во Всероссийском совещании директоров центральных региональных библиотек РФ (г.Москва).

Национальной детской библиотекой РК им. Маршака в 2012 году издано 37 методических материалов (см. приложение 1), в т.ч.:

Рекомендательные указатели – 3

Литературная памятка – 5

Памятки для родителей, детей – 4

Сборники детского литературного творчества – 1

Методико-библиографические материалы – 3

Информационные списки – 5

Биобиблиографические указатели – 1

Серии книжных закладок - 11

Сборник докладов – 2

Комплект плакатов – 1

CD - 1

Продолжено издание серий: 4

Вся деятельность библиотека осуществлялась в тесном сотрудничестве с НБ РК и КРЮБ, специальной библиотекой для слепых им. Л. Брайля. НДБ РК плодотворно сотрудничает с НБ РК - по реализации программы по сохранности фондов и созданию электронных фондов национальной книги; с КРЮБ – по вопросам библиотечного обслуживания подростков, с библиотекой им. Л. Брайля – по организации библиотечного обслуживания детей-инвалидов.

НДБ РК тесно сотрудничает с крупнейшими центральными региональными детскими библиотеками РФ: с Российской государственной детской библиотекой, Вологодской ОДБ, с Кировской ОДБ им. А.Грина, Архангельской ОДБ им. А.П. Гайдара, Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина, Пермской ОДБ им. Л.И. Кузьмина, Сахалинской ОДБ. Библиотека осуществляет обмен методическими материалами более чем с 18 центральными региональными детскими библиотеками.

Продолжается сотрудничество НДБ РК с Министерством образования Республики Коми и Коми республиканским институтом развития образования и повышения квалификации (КРИРО и ПК). В 2012 году специалисты библиотеки участвовали в проведении ежегодных республиканских курсов повышения квалификации школьных библиотекарей. Совместно со специалистами Министерства образования РК, Коми республиканского института развития образования и повышения квалификации, специалистами управлений образования МО РК, методистами, школьными библиотекарями, преподавателями общеобразовательных школ республики в Сыктывкаре 9-10 октября 2012 года был проведен Межрегиональный семинар для руководителей и специалистов библиотек, обслуживающих детей, «Стратегия взаимодействия библиотек в условиях новых образовательных стандартов».

Методическую деятельность осуществляют не только специалисты научно-методического отдела, который выступает в роли координатора и организатора, но и руководители, главные и ведущие специалисты всех структурных подразделений библиотеки (33 человека).

На сегодня острыми остаются проблемы развития и совершенствования специализированного библиотечного обслуживания детей в республике: сохранение сети специализированных детских библиотек; развитие кадрового потенциала библиотек, обслуживающих детей. Подготовка специалистов должна соответствовать современным требованиям библиотечного обслуживания детского населения.

Комментарии (0)

Добавить комментарий