Евгения Русинова: «Волосы у меня чёрные, а характер – пёстрый»

6 июля 2022

Писательница из Санкт-Петербурга Евгения Русинова, автор книг «Две любви Джульетты», «Письмо из прошлого», «Долгая дорога домой» и других рассказала Маршаковке, как литература победила физику и хореографию, а театр ей в этом помог, каково жить в коммуналке и как важно вылезать из норки.

iDaYxIEOKeluofMNCFnivkSAtqlqQ7WwVlMreqlOSgLZ8qfvHlPY-0xYopsYHGcZ7Rt97KKzRp2TGHziZkjj2UEM.jpg

- Евгения, когда Вы начали писать: пробовали с детства или «накрыло» позже?

- Пробовала с детства, но «накрыло» позже. А если серьёзно, я не собиралась становиться детским писателем – оно само вышло. Я в школе и стихи рифмовала, и сочинения на пятёрки строчила, но старалась для другого – хотела жить в Петербурге и учиться на журналиста. Собирала портфолио из своих опубликованных в районной газете статей, рассказов и стихов – до сих пор его храню. А потом поступила в педагогический университет, сменила вектор увлечений и несколько лет почти совсем ничего не писала. И вдруг внезапно для себя самой пошла работать в издательство – сочинять книги про Смешариков. Так увлеклась всеми этими «круглыми историями» и вообще детской литературой, что потеряла голову. А когда очнулась – уже вышла моя первая авторская книга.

- Какая книга была самой первой?

- Ой, это моя любимая история – всем её рассказываю. Когда сидела в декрете с первой дочкой, очень заскучала по работе и писательству. И вдруг случайно увидела литературный конкурс, который проводило издательство «Нигма». И тема прямо моя-моя – «Сказка о детском театре». Написала на одном дыхании, отправила – и внезапно победила. А призом стала публикация книги. Когда уже через два месяца держала в руках «Две любви Джульетты», сама не верила, что так бывает. Как в сказке!

Hon19nvW9ygZGZpuxOjTe9mn37ka7vyF5bzu6cqyIxqHp0HtKl66aS7aE3wGk1ZOwNnQviXk.jpg 3aa3egpEu8E4cGIM91wCAOOvfoceYSfove1EoG4WNbgEGLw_l-tYCORjsU8pgtrE0orZsg.jpg

- Для какого возраста Ваши книги? От детей или родителей чаще Вы получаете отклик?

- Пока большинство моих книг для дошкольников и младших школьников. Но я очень хочу написать что-то «на вырост». Я радуюсь, когда родители присылают мне сообщение – мол, читали с ребёнком, мне так понравилось. Или – «я плакала». Или – «я смеялась». Мне кажется, книги и искусство вообще должны вызывать эмоции, а иначе – зачем? Дети мне пишут реже: у них меньше возможностей для этого. Но я получаю от них огромный энергетический заряд – аж волосы дыбом! - во время встреч в библиотеках и на других площадках.

rE2iHp7RU8dNlesqdao3NwG4RAOJPHCo3fPaEJ3u7bJnligPkuMDGNehyVsIDMmJnEpoJLiWoGHAs3Uhg9LoRnmI.jpg

- Помогает или мешает ремеслу работа в издательстве?

- Мне очень повезло с работой. Она такая, о которой обычно мечтают. Хотя, конечно, бывают и сложности, и недопонимание, и небольшие конфликты. Конечно же, она во многом помогает. Я работаю как редактор с рукописями других детских писателей, и это даёт мне возможность учиться на чужих ошибках. Но, к сожалению, есть и «минус»: когда в течение дня трудишься с большим количеством текстов, на свои истории сил и времени порой не остаётся.

- На Ваших глазах в издательстве рождаются книги. Каков процент «рождаемости» из объёма присылаемых в издательство рукописей?

- К счастью, лично я не участвую в рассмотрении рукописей, это делают мои коллеги. Почему к счастью? Потому что мне было бы очень трудно отказать своим друзьям-авторам. А ведь даже гениальная история может не пойти – например, не укладывается в серию или что-то похожее уже недавно вышло. Но я могу предположить, что процентов двадцать всё же становится книгами. Больше шансов у тех авторов, которые изучили портфель издательства и присылают именно то, что мы ищем.

- Читатели и библиотекари обращают внимание на очень душевные иллюстрации в Ваших книгах. Совпадают ли иллюстрации с Вашим видением героев? Как Вы работаете с иллюстраторами?

- Спасибо! Мне тоже очень нравятся иллюстрации в моих книгах. Они обычно даже лучше и интересней, чем я их себе представляю. Здорово, когда иллюстратор может привнести что-то своё, дополнить образ героя деталями, которых нет в тексте. Например, художница, которая рисовала картинки к книге «Только дождись меня», придумала, что южный город – это не просто какой-то абстрактный город, а именно её родной Геленджик. И рисовала знакомые и любимые пейзажи. И это так здорово: история получается ещё более реалистичной, живой. Но обычно я, как автор, не работаю с иллюстраторами напрямую. Это делает ведущий редактор книги.

- Есть ли прототипы у героев Ваших историй?

- Есть. Например, в книге «Землялечка» прототипом стала… наша планета Земля. Но обычно мои персонажи – это «сборная солянка». У одного подметила родинку на щеке, у другого – привычку шмыгать носом… Из всех этих особенностей складывается образ. Когда писала книгу «Мама. История настоящей любви», естественно, представляла себя, свою маму и своих дочек. Вот что люблю на самом деле – это заимствовать у знакомых имена. Так, девочку в «Маме» зовут Полина, как мою младшую дочку. Есть история про Яника – имя «подсмотрела» у друзей. Даже Малина Вареньевна не вымышленное имя, а настоящее: так моя старшенькая называла свою воспитательницу в детском саду – Марину Валерьевну.

zrgXmkB8IP0hfmc7OvxvpGyOMlPYy8nmuLuTPVG0_PJsTxUtyJKz4aT2pjBvdgHibiH37bDGFnwdboqJFvWa_nRu.jpg

- Во многих книгах вы пишите об отношениях в семье, а какие отношения с родителями были у Вас в детстве?

- Очень тёплые. Может, это я была таким образцовым ребёнком. А, может, мне опять же повезло – на этот раз с родителями. Меня во всём поддерживали, мало что запрещали, наряжали, покупали понравившиеся игрушки и книги… Я до одиннадцатого класса спокойно могла забраться к родителям на колени и, например, смотреть в обнимку с ними какой-нибудь фильм. А, вообще, спасибо, что спросили. Как-то многое подзабылось. Давно у мамы на коленках не сидела).

- В книге «Две любви Джульетты» Вы интересно описываете закулисную жизнь. А насколько Вам самой близок театр?

- Ух, одно время он был прямо у самого сердца. Пока училась в университете, была актрисой молодёжного театра: играла в спектаклях и танцевала в мюзиклах. Потом очень увлеклась пантомимой, мы с подругами-актрисами брали мастер-классы у клоунов и мимов, выступали на фестивалях и даже поставили собственный спектакль в этом жанре. До сих пор дружу и общаюсь с актёрами, режиссёрами, звуковиками. Так что могу сказать, что неплохо знаю театр изнутри.

-n3TyF1C0hBnWnAEj8ThDLRA3PYvvA48QzOMTmuWOSntfqaMiGCgK58une4S5Dn519knmlXhDVmLmshC4fmnwmDc.jpg D7sDf-QjJkAVTm_6g0ByT7P06po2Iy4pX_3TUjMn3bdlqKphY6SgjKZBSZzgidR7Jjoifz6L5EfRszn6phvjCJdE.jpg

- Как вы считаете, Лёлик Иванов из книги «Письмо из прошлого» через много лет ответит на своё письмо из прошлого?

- Конечно. А как же иначе? Если не на бумаге, то внутри себя точно.

- Жизнь в коммунальной квартире, описанная в «Письме из прошлого» – это личный опыт?

- Да, я год прожила в настоящей питерской коммуналке на десять семей. Там всё было по канонам: длинный коридор, куча дверей, кладовка, огромная общая кухня, дежурство. Ах, да, и полное отсутствие ванны или душа. В одной кухонной раковине мыли всё – картошку, обувь, посуду, даже детей. Зато это самый центр Петербурга – куда ни глянь, всюду сфинксы, каналы, купола. Даже немного скучаю по тому времени, тогда для счастья комфорт был не обязателен.

- Вы учитель физики по образованию. Почему не литературы?

- Ха-ха, да как-то в голову не приходило. Я к литературе в школьные годы спокойно дышала, несмотря на пятёрки и любовь к чтению. А вот физику обожала. И до сих пор считаю, что это одна из интереснейших наук. Чтобы сочинять новые миры, не мешало бы разобраться в этом. В нём ещё столько нераскрытого и чудесного!

- Читатели обращают внимание на Вашу яркую внешность, в том числе на яркие прядки в волосах. Интересно узнать, от чего зависит выбор цвета для очередной прядки?

- Ой, неожиданный вопрос. Волосы у меня чёрные, а характер – пёстрый. Вот он и проявляется в прядках. Но обычно я их выбираю под наряд.

nGATXgkklfcZK0NV54CFBIPvde_WwBV0j5Bp7nnha_7ccu0SItivtzzUoEphkuMUJQ9OqZxK4gYsra8zinViGjFD.jpg Up5nYvT4rSNinfy6-S8S-y3N-IeU6hSFR4htn4V146LEg9uqUvf9WZ_mBm3gDnITUYjPgbr1r7LSTpDBWLfDAG56.jpg

- Считаете ли вы жизнь писателя яркой?

- Это зависит от самого писателя, от его характера. Если ты скромняга и затворник, то твоя жизнь в основном будет протекать перед компьютером. Но в современном мире писатель всё же должен почаще вылезать из своей норки и показываться читателям. А если твои читатели – дети, то тут надо соответствовать: шутить, играть, дурачиться… Это и ярко, и шумно. А ведь помимо творческих встреч есть ещё литературные семинары, книжные ярмарки, фестивали. Это безумно интересно – общаться с другими писателями, обмениваться опытом, чувствовать себя рыбёшкой в «книжном море». Но есть тут и опасность – так заныряться, что писать становится некогда. А это всё же основное занятие писателя.

- Какой девочкой была Женя, как училась, в какие кружки-секции ходила? Какой любимый фильм у Вас и Ваших детей? Есть ли общая и любимая традиция в семье, связанная с книгами, чтением, походом в библиотеку?

QO2gwzXe6LH9wbErDHhRxEzC2NB3kNaTVkSMX-CigNeZoAtG-qOcRlc24iDtOqZqdLaxrP7Iucq4OfZstFI0daP_.jpg

- Женя была примерной девочкой-отличницей. Даже немного скучно об этом писать: ни одной тройки в дневнике, одни пятёрки и похвальные грамоты. Но я с пяти лет занималась танцами: выступала с танцевальным ансамблем на всех городских мероприятиях, ездила на гастроли. Если бы не книги, то точно, в конце концов, посвятила бы себя танцам. Может, и сейчас ещё не поздно.

Про фильм… Ну как тут выберешь, когда их столько хороших? К слову, мои дети не очень любят смотреть фильмы или мультики. Но вот под Новый год обычно пересматриваем «Один дома».

Из традиций – обязательно читаем вслух дочкам на ночь: я или муж. Даже старшей, которая сама давно проглатывает книги за один присест.

- На каких писателей-классиков и современных авторов Вы ориентируетесь, что любите читать?

- Из классиков, конечно же, Астрид Линдгрен. А современные авторы – это настоящие жемчужины. У каждого – свой блеск и перламутр! Нина Дашевская, Юлия Кузнецова, Тамара Михеева, Юлия Иванова, Анна Зенькова, Алёна Кашура… Всех не назвать. Их очень много – хороших и таких талантливых.

- Ваш прогноз на ближайшие десять лет: гаджет или книга?

- Книга. Желательно, моя. Шучу).

Фото из личного архива Евгении Русиновой

Евгения Русинова родилась в 1985 году в городе Котельниково Волгоградской области. Окончила Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена по специальности – учитель физики и переводчик технических текстов, дополнительное образование – «Режиссёр детских и молодёжных коллективов».

zYKiGXibxYYuFtD2wFmQud88rKSMn6XrGuh_8iWCbZxMjlD5ZHy2rPCDrJT7KDl7ijMyomxf1CME7oN9oK3cXia8.jpg

Писательница из Санкт-Петербурга, автор более 20 художественных и познавательных книг для детей (некоторые выходят под псевдонимом Женя Григорьева). С детства обожала писать, но это были в основном многотомные письма друзьям, с которыми знакомилась в детских лагерях. До сих пор считает, что самое ценное в её жизни – удивительные люди, которые притягиваются к ней благодаря написанным строчкам (в письмах, постах и книгах).

Работает ведущим редактором «Детской и молодёжной редакции» издательства «Питер».

2018 г. - победитель литературного конкурса «Напиши сказку о театре» от издательства «Нигма» (книга «Две любви Джульетты»)

2019 г. – победитель конкурса «Новые авторы детских песен» (песня «Малоежка»)

2019 г. – полуфиналист конкурса «Лучшее познавательное произведение» от издательства «Настя и Никита» (рукопись «Страшно красивые»)

2021 г. - гран-при конкурса «Лучшее познавательное произведение» (от издательства «Настя и Никита»)

2021 г. – лауреат Всероссийского литературного фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» в номинации «Литературное творчество для детей: сказка» (рукопись «Год на Весёлой ферме»)

2021 г. – финалист премии «Большая сказка» им. Э. Успенского в номинации «Весёлый учебник» (книга «Слава Музыкалкин и пропавший Треугольник»)

2022 г. – финалист фестиваля короткого рассказа «Кора» (рассказ «Покатушки без ватрушки»).


Комментарии (0)

Добавить комментарий