Писатель Олег Трушин: «Я чувствую себя лесным человеком»

8 сентября 2022

С 16 по 19 сентября 2022 г. в Республике Коми состоится масштабное событиеПервый литературный фестиваль детской книги «Зарни кыв» (Золотое слово). Культурный десант, который посетит в дни фестиваля Сыктывкар и село Выльгорт, будет состоять из писателей – лауреатов премии Сергея Михалкова, известных актёров, режиссёров, иллюстраторов книг для детей. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака представляет интервью с одним из участников фестиваля – писателем-натуралистом Олегом Трушиным.

Snimok1.jpg V_odnu_iz_vstrech_s_detmi_g._Vidnoe_Moskovskaya_oblast_2015_god.jpg

- Олег Дмитриевич, в книгах Вы прекрасно описываете лес и лесных обитателей, трепетно относитесь к ним. Откуда в Вас это знание – из литературы или жизни?

- Тут одно дополняет другое. Вообще, мне в жизни очень повезло. Я родился в деревне, в самой глуши Мещёрских лесов. С самого раннего детства меня окружал лес, озёра, реки, болота. Порой мне кажется, что я вообще родился в лесу, где-нибудь под разлапистой елью, под трель лесного конька и кукование кукушки. Помнится, как мальчишкой-дошколёнком я бегал в лес, уходя очень далеко от дома. Удержать меня от этих походов было просто невозможно. Я очень быстро привык к ночному лесу. Отправиться в лес в полночь, чтобы поспеть к рассвету на глухариный ток или застарелое болото для меня было счастьем. Лес мне казался очень родным и близким, будто бы это и был мой самый настоящий дом. Я действительно чувствую себя лесным человеком.

Так, природа, в которую я был погружён с первых дней своего рождения, и была моим первым учителем в познании окружающего мира. Благодаря ей я и начал писать. Природе я обязан и своей ранней тягой к чтению. К семи годам я уже отлично читал. И я не просто читал. Журнал «Юный натуралист» стал моим настоящим спутником счастливого детства. Уже лет в десять я активно переписывался с редакцией журнала. Я задавал вопросы, и мне отвечали. Я очень благодарен за это общение. Тогда я, естественно, нисколько не думал о том, что спустя годы сам стану автором этого журнала.

Писать рассказы я начал ещё в средней школе и держал это в большой тайне от родителей и учителей. Уже тогда очень хотелось рассказать о замечательном мире живой природы, поведать о его красоте. Помню, как упросил отца во дворе нашего деревенского дома выстроить мне небольшой домик, так называемый «живой уголок», где я хранил огромную коллекцию птичьих гнёзд, перьев и куда приносил всё, что так или иначе могло просветить меня в познании мира дикой природы.

Шести лет отроду, я начал вести дневник своих лесных походов, которому сейчас, если отталкиваться от первых записей, без малого уже полвека. Записывая свои наблюдения, я тогда нисколько не думал о том, что многое из этих детских записей впоследствии ляжет в основу моих произведений о природе. Уже тогда я хорошо усвоил, что жизнь природы нужно хорошо знать и эти знания могут быть приобретены только посредством большого труда. Нужно много бывать в лесу, в поле, у реки, наблюдать жизнь лесных обитателей в их обычной среде, при этом не нарушая их покоя. Писатель-натуралист должен жить природой. А ещё нужно огромное стремление увидеть лесную жизнь, для чего порой приходится мокнуть под дождем, бродить по лесу тёмной ночью, мёрзнуть студёными зимними днями, цепко ходить по моховому верховому болоту. Одним словом, слиться с природой, и только тогда она откроет тебе свои тайны.

И чем взрослее я становился, тем ненасытнее становилась моя жажда познания природы. И литература в этом играла огромную роль. В моей домашней библиотеке более восьми тысяч книг, и самые дорогие из них – книги о природе, и художественные, и научные.

Severo-Baikalskii_hrebe.JPG

- Зададим немного провокационный вопрос. Кто лучше: волк или заяц?

Ну, почему так сразу и провокационный? Хотя на него так и хочется ответить: « Ну, заяц, погоди!». Они оба хорошие, волк и заяц. Просто разные. И мы, как ни крути, никогда не сможем познать их натуру в совершенстве. И порой нам, людям, поучиться бы у них многому. Я давно понял, что звери и птицы не живут лишь одними инстинктами. Многие из них способны не только мыслить, но и предугадывать ситуацию.

Для обывателя волк – символ зла. Но это ведь совсем не так. Да и в зайце трусости всего лишь с размер его хвоста! Например, у меня есть повесть о волке «Под счастливой звездой». Она писалась без малого шесть лет. В основе произведения лежат реальные события. Это повесть о волке, который в силу возраста был вынужден покинуть стаю. Сюжет повести был почерпнут из рассказа егеря, но для того чтобы описать жизнь волка и волчьей стаи, мне приходилось длительно время вести наблюдения за этими хищниками, изучать соответствующую литературу. Так вот, волк может воспитать приёмных волчат как своих собственных, при этом отыскав в лесу логово погибших соплеменников. Волки создают пары на всю жизнь.

Зайчиха, к примеру, всегда накормит молоком не своего зайчонка, отыскав его в лесу по признакам, известным только ей одной. А уж смекалки и находчивости зайцам не занимать! У меня много рассказов, посвящённых этим зверкам. В одном из них я рассказываю о зайце, который, побелев, прятался от бесснежного предзимья в поленнице дров, которую я сложил на дальнем участке огорода. Вот такие они, эти волки и зайцы!

Na_gluharinom_toku_Kareliya_sever..JPG

- А человек в лесу – он волк или заяц?

- А вот тут всё зависит от самого человека. Кем он ощущает себя по отношению к природе? Тем и будет. Аллегория поведения создаст видимость образа.

Но если для волка и зайца лес дом родной, то человек в лесу – гость. Гость должен уважать дом, куда он пришёл. Без уважения нет взаимопонимания. И чтобы человек был в лесу дорогим гостем, не изменяющим и не нарушающим его «быт», нужно относиться к нему как к собственному дому. В своём собственном доме человек не будет делать ненужные ему вещи. И вот тут-то как раз литература о природе и играет огромное воспитательное значение. И чем раньше посредством чтения и живого общения человек проникнется любовью к природе, тем гармоничнее будет его душа, тем ярче прорастёт в его сердце добро.

- В наш век цифровых технологий Вы пишите на «немодную» ныне тему природы, однако у Вас есть свои верные читатели. А в других жанрах Вы пишите?

- Мало кто знает, но моя первая книга, в отличие от рассказа, была вовсе не о природе. Это было произведение о купечестве, точнее о купцах – выходцах из крестьян центрального региона России рубежа конца XVIII – начала XX веков. Книга эта была написана не случайно. По одному из образований я историк, и тяга к познанию прошлого нашего Отечества находит отражение в моих книгах. «Герои войны 1812 года», «Рассказы о Московском Кремле», «Красные и белые», «Там русский дух…» были написаны мной не только для юных читателей, но взрослой аудитории. Вообще тема культурно-исторического наследия России для меня очень близка. Пишу о красоте России, о её красивейших уголках, о местах, связанных с именами людей, прославивших её. Это счастье.

Возвращаясь к литературе о природе, следует сказать, что «немодной» темой её сделало время. Возьмите, к примеру, журнал «Мурзилка» за 1930-50 годы прошлого века и посмотрите, сколько там страниц было уделено произведениям о природе. Да и не только в этом журнале. А почему? Ответ прост! Только литература о природе и животных несёт в себе три основные составляющих добродетели человеческой личности. Это добро, сострадание и истина. Без них нет в человеке гармонии и любви к ближнему. Думаю, что отечественные книгоиздатели должны понять, что выпуск книг о природе не только классиков, но и современных авторов, а их, поверьте, не так уж и много, есть неотъемлемая часть патриотического воспитания подрастающего поколения, да и взрослого читателя.

222.jpg

Трушин Олег Дмитриевич. Герои войны 1812 года : [рассказы : для среднего школьного возраста] / О. Д. Трушин ; худож. О. Пархаев. - Москва : Махаон, 2012. - 143 с. с. : цв. ил., портр. - (История Отечества).
Трушин Олег Дмитриевич Хорюшка / Олег Трушин ; [худож.: Наталья Соколова и др.].
- Москва : Аквилегия-М, 2011. - 216 с.

- Кто Вам ближе из писателей-натуралистов: Виталий Бианки, Георгий Скребицкий, Геннадий Снегирёв, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Серая Сова?

- Вопрос для меня непростой, т.к. каждый из перечисленных писателей внёс свою лепту в моё «лесное» воспитание. В детстве я зачитывался произведениями В.Бианки, М. Пришвина, К.Паустовского, Д.Зуева, И. Соколова-Микитова и многих других авторов, писавших о природе. Я читал запоем, при всяком удобном случае стараясь уговорить родителей купить полюбившуюся книгу. Наверное, у всех названных авторов я невольно брал уроки мастерства как ученик-заочник. Но очень прилежный.

Но особенно по душе мне были рассказы Георгия Алексеевича Скребицкого. Было в них что-то такое особенное, родное и близкое, очень душевное. Это были не сказки о природе и животных! Это была быль леса: можно было проверить лично всё, о чём писал автор. Что я и делал. Помню, что с раннего возраста не расставался с книгой Скребицкого «Лесной голосок». Не знающий тогда грамоты, я постоянно просил родителей почитать мне рассказы из этой книги. А уже когда сам освоил азбуку, то бросился взахлёб читать всё написанное этим замечательным автором. Его автобиографическая повесть «От первых проталин до первой грозы» подействовала на меня просто магически.

Спустя годы я познакомился с сыном Георгия Алексеевича – Владимиром Георгиевичем Скребицким, удивительным человеком, учёным, писателем, с которым меня и по сей день связывают добрые отношения. Плодом нашей дружбы стала биографическая книга «Георгий Скребицкий».

Я очень благодарен судьбе, что она свела меня со многими потомками известных писателей-натуралистов, из уст которых я узнал многое не только из биографии любимых авторов, но и так сказать, нюансы их писательской «кухни», что для меня было более чем полезно. Хорошо знал Виталия Витальевича Бианки, старшего сына писателя. Очень ценю добрую поддержку внучки Михаила Пришвина Натальи Петровны Бирюковой. Долгие годы я был в очень тесных дружеских отношениях с писателем-фенологом, натуралистом Александром Николаевичем Стрижёвым, автором знаменитого «Календаря русской природы». Удивительной доброты и порядочности был человек. Его наставничество и доброе слово для меня как талисман.

Altai_Perehod_v_dolinu_reki_Aktru_na_vysotu_gory_pyati_ozer_4_tys_metrov.JPG

- В своих книгах о русских писателях Вы выступаете как исследователь, биограф и литературовед. Кто из Ваших героев открылся для Вас с новой стороны, какие открытия Вы сделали в процессе работы над этими книгами?

- Работа над биографиями русских писателей – это ещё одно из направлений моего литературного творчества. Литературоведение – очень интересный, но и в то же время каторжный труд. В архивах работать очень непросто. Перелопатишь сотню писем, а почерпнёшь и добавишь только малый штрих или эпизод к жизнеописанию своего героя. А сколько времени на это потратишь?!

В моей литературоведческой деятельности переплелось всё: и любовь к природе, истории, к слову, и, конечно же, огромное желание «прожить» с любимым автором его жизнь. Прочувствовать и понять, что подвигло его к писательству. Книги такого рода пишутся многие годы, так как постоянно осмысливаешь для себя образ своего героя, осмысливаешь события, выпавшие на его долю, что-то подвергаешь сомнению, а в чём-то выступаешь и как защитник. Работа над биографиями писателей затягивает. Изучение архивов, работа над эпистолярным наследием, беседы с теми, кто так или иначе мог общаться с твоим литературным героем лично, воспоминания современников… Ты постоянно находишься в реке огромной работы, течение которой, то заворачивая тебя в омута, то натыкая на подводные каменистые пороги, пытается сбить с ритма, то прибивает к берегам, наталкивая на мысли прекратить исследования. И лишь где-то в глубине души ты понимаешь: то, что делаешь, можешь сделать только ты. Другого тут не дано. Так было, к примеру, с книгой о Фёдоре Абрамове, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в издательстве «Молодая гвардия». Так же происходит и с сегодняшней работой над книгами о двух известных литераторах, писавших о природе.

- Кто это?

- Об их именах я пока умолчу. Не с точки зрения суеверности. Как говорится в русской поговорке, «не говори «гоп», пока не перепрыгнешь». В скором будущем читатели сами всё узнают.

Когда работаешь над биографией писателя, в первую очередь стараешься раскрыть его именно как человека, показать те черты характера, которые не ведомы поклонникам его творчества. И раскрывая их, сам начинаешь видеть по-иному и образ своего литературного героя. Например, Фёдор Абрамов, прошедший суровую школу жизни, раскрылся для меня как человек добрейший души, обострённого чувства совести. Он был из тех, с кем можно было пойти в разведку.

- Наш фестиваль называется «Зарни кыв» и переводится с коми языка как «золотое слово». Какое слово сегодня является для Вас «золотым»?

- Любовь. Это понятие многогранное. Именно любовь правит миром. Правит она и добрым словом. Всё, что сделано с любовью – замечательно! Для писателя созданное с любовью произведение обречено на любовь его читателей. Любовь к тексту и слову, любовь к многочасовой работе за письменным столом, любовь к читателям дарят восторг и радость творческого процесса. Так было, так есть, и так будет всегда!



Solovezkie_ostrova.jpg

Трушин Олег Дмитриевич родился 20 февраля 1969 года в посёлке Саматиха. Ещё в детстве начал охотиться. Окончил Шатурское медицинское училище, затем Коломенский педагогический институт (исторический, психологический, юридический факультеты). Работал в медицинских учреждениях Москвы и Московской области, экскурсоводом, преподавателем в техникуме и ВУЗе. Первый рассказ написал в восемнадцать лет, а первая публикация появилась лишь в 1995 г. в газете «Ленинская Шатура». Основатель и автор специальной рубрики о природе Мещеры в газете «Ленинская Шатура». Один из авторов «Карты культурного и природного наследия Шатурского района Московской области», М., 2003 г. Автор многих книг и более чем 1500 произведений о природе и истории России.

Олег Трушин – член Союза писателей России, Союза краеведов России, Международного Сообщества писательских союзов, Совета товарищества детских и юношеских писателей при Союзе писателей России. Писатель отмечен высокими наградами, является лауреатом литературной премии имени А.П. Чехова, дипломантом первого и лауреатом второго Международного конкурса детской и юношеской литературы имени А.Н. Толстого, лауреатом Всероссийского литературного конкурса на лучшую детскую книгу о животных.

Лауреат Литературной премии им. М.М. Пришвина (2014 год), Международной литературной премии им. И.С. Соколова-Микитова. Награждён дипломом и нагрудным знаком «Серебрянный Стриж» Союза журналистов России. Автор книг о природе «Снегириная метель», «Там русский дух...», «Когда цветёт багульник...», «Хорюшка» и др. Постоянный автор журналов «Юный натуралист», «Детская роман-газета», «Живописная Россия», «Муравейник», «Охота и рыбалка. XXI век», «Охота и охотничье хозяйство», «Российской охотничьей газеты» и др.

По материалам dvinanews.ru

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • Елена Габова. ,
    08.09.2022, 20:13:58
    Поразительный человек. Спасибо!