Архив блога

Маленькие черепашки, или что делать, если ребёнок копуша

19 июля 2024

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака делится секретами воспитания медлительных детей.

Многих родителей раздражает медлительность их детей. Именно в реакции родителей кроется проблема. Что же делать? Давайте разбираться.

MYhhS7MQbMI.jpg

Для начала предлагаем рассмотреть несколько вариантов поведения родителей в ситуациях, когда их чадо «тормозит» и их последствия:

  1. Сделать всё за ребёнка. Результат положительный – ребёнок понимает, что родители готовы прийти на помощь. Результат отрицательный – ребёнок начинает получать выгоду от своего поведения, теряет инициативу, перестаёт верить в свои силы: «Мама/папа во всём лучше меня. Мне никогда не стать таким быстрым/эффективным. Даже и пытаться не буду».
  2. Ругать и наказывать. В стрессовой ситуации всем людям свойственно прибегать и усиливать действие «базовых настроек» (именно к таким относится темп деятельности). Поэтому, чем больше родители кричат, ругают, поторапливают ребёнка, тем медленнее он всё делает. Некоторые вообще впадают в ступор. Результат (условно положительный) для родителей – они «выпустили пар». Для ребёнка – формируется или закрепляется низкая самооценка: «Я опять подвёл родителей, почему я не могу как все нормальные дети быть шустрым? Я такой никчёмный».
  3. Ставить таймер (время, за которое справились бы вы или должен, по-вашему мнению, справиться ребёнок) на выполнение задания или подключить соревновательный момент. Результат – стресс для ребёнка, см. пункт 2.

Что же делать:

  1. Перестать делать за ребёнка, подгонять, наказывать, загонять в рамки, которые не подходят ребёнку.
  2. Принять индивидуальность ребёнка, не пытаться переделать его. Расскажите ребёнку, что все люди разные: кто-то быстрее, кто-то медленнее, но у всех есть свои достоинства и сильные стороны. Расскажите, почему вы гордитесь им и акцентируйте внимание на том, что у него получается лучше всего.
  3. Пересмотрите имеющийся распорядок дня и скорректируйте его: откажитесь от чего-то, например от плетения сложных причёсок или приготовления разнообразного завтрака. Разгрузите утро себе и всей семье. Волосы достаточно причесать или убрать в хвост, а кашу можно сварить с вечера или приготовить утром творог с фруктами. Перенесите необязательные для ежедневного выполнения дела на более свободные дни и т.п.
  4. Придерживайтесь такого распорядка дня, при котором у ребёнка всегда есть запас времени (15–30 минут).
  5. Введите семейное правило: гладить одежду, собирать рюкзак, складывать документы и т.п. вечером. Контролируйте этот момент у ребёнка до тех пор, пока он не войдёт в привычку. Поддерживайте, хвалите ребёнка за соблюдение этого правила.
  6. Поинтересуйтесь у ребёнка, в чём вы можете ему помочь: составить список ежедневных утренних и вечерних дел, оформить его рисунками, вырезками из журналов, установить напоминание на телефон и т.п. Пусть в списке будут дела, которые можно поменять местами в зависимости от условий или желания ребёнка, например, заправить кровать, прежде чем почистить зубы, если ванная занята.
  7. Не поручайте ребёнку новых дел и тех, с которыми он плохо справляется. Если мальчик не умеет завязывать шнурки, бесполезно торопить его или пытаться научить на скорую руку. Разнервничаетесь и вы, и он. Обучение перенесите на выходной день, когда будет достаточно времени, чтобы овладеть новым навыком. Или купите ему обувь на липучках.
  8. Используйте фразы: «Не торопись, у тебя есть ещё некоторое время». Именно подобные слова помогут ребёнку расслабиться и спокойно сделать всё, что от него требуется.
  9. Пусть для ребёнка станут нормальными фразы типа: «Извините, я не успеваю, для меня это слишком быстро. Пожалуйста, повторите/давайте продолжим медленнее».
  10. Превратите медлительность в суперсилу ребёнка: не «капуша», а вдумчивый и внимательный, он часто обращает внимание на детали, думает глубже и лучше рассматривает ситуацию, а значит тщательно, более качественно выполняет задачи. Терпеливый, может фокусироваться на выполнении дела в течение длительного времени.

Помните, что каждое поведенческое свойство имеет свои сильные стороны, и важно находить баланс и поддерживать ребёнка в его индивидуальных качествах и способностях.

Статья написана по материалам книги:
Сурженко Леонид Анатольевич. Как вырастить личность: воспитание без крика и истерик / Леонид Сурженко. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 235 с.

Комментарии (0)

Добавить комментарий