Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака делится секретами воспитания медлительных детей.
Многих родителей раздражает медлительность их детей. Именно в реакции родителей кроется проблема. Что же делать? Давайте разбираться.
Для начала предлагаем рассмотреть несколько вариантов поведения родителей в ситуациях, когда их чадо «тормозит» и их последствия:
- Сделать всё за ребёнка. Результат положительный – ребёнок понимает, что родители готовы прийти на помощь. Результат отрицательный – ребёнок начинает получать выгоду от своего поведения, теряет инициативу, перестаёт верить в свои силы: «Мама/папа во всём лучше меня. Мне никогда не стать таким быстрым/эффективным. Даже и пытаться не буду».
- Ругать и наказывать. В стрессовой ситуации всем людям свойственно прибегать и усиливать действие «базовых настроек» (именно к таким относится темп деятельности). Поэтому, чем больше родители кричат, ругают, поторапливают ребёнка, тем медленнее он всё делает. Некоторые вообще впадают в ступор. Результат (условно положительный) для родителей – они «выпустили пар». Для ребёнка – формируется или закрепляется низкая самооценка: «Я опять подвёл родителей, почему я не могу как все нормальные дети быть шустрым? Я такой никчёмный».
- Ставить таймер (время, за которое справились бы вы или должен, по-вашему мнению, справиться ребёнок) на выполнение задания или подключить соревновательный момент. Результат – стресс для ребёнка, см. пункт 2.
Что же делать:
- Перестать делать за ребёнка, подгонять, наказывать, загонять в рамки, которые не подходят ребёнку.
- Принять индивидуальность ребёнка, не пытаться переделать его. Расскажите ребёнку, что все люди разные: кто-то быстрее, кто-то медленнее, но у всех есть свои достоинства и сильные стороны. Расскажите, почему вы гордитесь им и акцентируйте внимание на том, что у него получается лучше всего.
- Пересмотрите имеющийся распорядок дня и скорректируйте его: откажитесь от чего-то, например от плетения сложных причёсок или приготовления разнообразного завтрака. Разгрузите утро себе и всей семье. Волосы достаточно причесать или убрать в хвост, а кашу можно сварить с вечера или приготовить утром творог с фруктами. Перенесите необязательные для ежедневного выполнения дела на более свободные дни и т.п.
- Придерживайтесь такого распорядка дня, при котором у ребёнка всегда есть запас времени (15–30 минут).
- Введите семейное правило: гладить одежду, собирать рюкзак, складывать документы и т.п. вечером. Контролируйте этот момент у ребёнка до тех пор, пока он не войдёт в привычку. Поддерживайте, хвалите ребёнка за соблюдение этого правила.
- Поинтересуйтесь у ребёнка, в чём вы можете ему помочь: составить список ежедневных утренних и вечерних дел, оформить его рисунками, вырезками из журналов, установить напоминание на телефон и т.п. Пусть в списке будут дела, которые можно поменять местами в зависимости от условий или желания ребёнка, например, заправить кровать, прежде чем почистить зубы, если ванная занята.
- Не поручайте ребёнку новых дел и тех, с которыми он плохо справляется. Если мальчик не умеет завязывать шнурки, бесполезно торопить его или пытаться научить на скорую руку. Разнервничаетесь и вы, и он. Обучение перенесите на выходной день, когда будет достаточно времени, чтобы овладеть новым навыком. Или купите ему обувь на липучках.
- Используйте фразы: «Не торопись, у тебя есть ещё некоторое время». Именно подобные слова помогут ребёнку расслабиться и спокойно сделать всё, что от него требуется.
- Пусть для ребёнка станут нормальными фразы типа: «Извините, я не успеваю, для меня это слишком быстро. Пожалуйста, повторите/давайте продолжим медленнее».
- Превратите медлительность в суперсилу ребёнка: не «капуша», а вдумчивый и внимательный, он часто обращает внимание на детали, думает глубже и лучше рассматривает ситуацию, а значит тщательно, более качественно выполняет задачи. Терпеливый, может фокусироваться на выполнении дела в течение длительного времени.
Помните, что каждое поведенческое свойство имеет свои сильные стороны, и важно находить баланс и поддерживать ребёнка в его индивидуальных качествах и способностях.
Комментарии (0)