Национальная детская библиотека Республики Коми имени С. Я. Маршака помогает формировать полезные привычки.
Формирование привычек происходит в головном мозге, в частности, в области, отвечающей за автоматизацию повторяющихся действий и навыков.
Когда мы совершаем какое-либо действие или поведение и получаем за это вознаграждение (например, удовольствие, успех, похвалу), в нашем мозге высвобождается нейромедиатор дофамин. Он стимулирует центры удовольствия, создавая положительную ассоциацию с этим действием.
При многократном повторении действия нейронные связи начинают укрепляться. Со временем это действие становится всё более автоматизированным и требует всё меньше сознательных усилий для его выполнения. Именно это и называется формированием привычки.
Чем чаще мозг получает удовольствие от бесполезных или даже вредных действий (компьютерные игры, просмотр видеороликов и т.п.), тем прочнее нейронная связь, а значит, тяжелее её разорвать.
Таким образом, формирование привычек – это сложный нейрофизиологический процесс, в котором задействованы различные отделы головного мозга. Он требует времени, терпения и настойчивости.
Вот несколько ключевых принципов, способствующих успешному внедрению здоровых привычек в повседневную жизнь:
- На начальном этапе формирования полезной привычки нам нужно прилагать сознательные усилия, чтобы выполнять это действие. Но по мере повторения оно становится всё более естественным и непроизвольным.
- Правильно формулируйте цель: она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени. Определитесь, какие привычки вы хотите развить: привычки, связанные с питанием, физической активностью, отдыхом или психологическим здоровьем.
- Начните с одной-двух простых привычек. Например, 10-15 минут чтения перед сном. Постепенно увеличивайте время.
- Свяжите новую привычку с уже существующими привычными делами, например, пить витамины после утреннего приёма пищи или читать книгу на детской площадке во время ежедневной прогулки.
- Установите напоминания в телефоне, повесьте записки или поставьте визуальные подсказки, чтобы не забывать о новой привычке.
- Практикуйтесь ежедневно или через определенные интервалы.
- Ведите дневник или используйте приложения, чтобы отслеживать изменения и успех.
- Если Вы сорвались, не расстраивайтесь, просто вернитесь к своей цели.
- Вознаграждайте себя за каждый шаг в правильном направлении.
- Убедитесь, что ваше окружение способствует вашим целям. Например, уберите из дома нездоровую пищу, найдите единомышленников, которые поддержат вас на пути к новым привычкам. Это может быть участие в книжном клубе или общение с друзьями, которые также стремятся вести здоровый образ жизни.
- Не бойтесь адаптировать свои цели и подходы, если они не работают так, как вы ожидали. Иногда нужно менять стратегию или находить новые способы мотивации. Главное – не отказывайтесь от привычки, даже если столкнулись с трудностями. Помните, неудачи – это часть процесса.
- Когда новая привычка станет частью вашей жизни, постарайтесь не забывать о ней. Регулярная практика помогает укрепить навык на уровне подсознания. Периодическое повторение и поддержание достигнутого будут способствовать долгосрочному сохранению привычки.
Формирование здоровых привычек – это долгосрочный процесс, который требует самоотверженности и терпения. Главное – не торопитесь и наслаждайтесь каждым маленьким шагом на пути к улучшению качества жизни.
На фото представлены книги из фонда библиотеки:
-
Ховарт Я. Открой секреты своей памяти : Учись мыслить логически / Я. Ховарт, П. Грин ; пер.с англ. Е.Ю. Гупало. - М. : АСТ : Астрель, 2003. - 80 с. - (Открой мир). - 5-17-016106-9.
-
Азимов А. Человеческий мозг:от аксона до нейрона / А. Азимов ; пер.с англ. А.Н. Анваер. - М. : Центрполиграф : Внешторгпресс, 2003. - 461 с. - 5-9524-0470-7.
-
Амодт Сандра. Тайны мозга вашего ребенка : как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18 / Сандра Амодт, Сэм Вонг ; пер. с англ. Кирилла Савельева. - Москва : Эксмо, 2012. - 477 с. - (Психология. Мозговой штурм). - 978-5-699-56654-9.
-
Рок Андреа. Мозг во сне : что происходит с мозгом, пока мы спим / Андреа Рок ; пер. с англ. Наталии Рудницкой. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 245 с. - 978-5-00057-667-0.
-
Смирнов Иван. Научись учиться : мозг, обучение, память, чтение / Иван Смирнов. - Б.м. : Издательские решения, 2018. - 248 c. - 978-5-4485-5120-8.
-
Саксон М. В. Мозг : для младшего школьного возраста / Мари Саксон ; художники Виктория Китавина, Светлана Зорина. - Москва : Аванта/АСТ, 2022. - 64 с. - (Будь в теме!). - 978-5-271-48724-8. (0+)
Комментарии (0)