Архив блога

Дал слово – держи, или Как научить детей сдерживать обещания

18 июля 2024

Национальная детская библиотека Республики Коми имени С.Я. Маршака делится секретами воспитания ответственных детей.

Существует несколько причин, по которым дети могут не выполнять обещанного. Давайте рассмотрим это на примере и проанализируем возможные причины.

Пример:

Родители попросили ребёнка убрать игрушки в комнате после игры, ребёнок обещал, но забыл или просто не посчитал нужным убрать.

Причины:

  • Ребёнок может не осознавать полную ответственность за выполнение или невыполнение обещанного. Ему может быть тяжело представить, что его действия могут повлиять на других.
  • Дети легко отвлекаются от того, что им неинтересно. Поэтому мы часто наблюдаем, как в процессе уборки ребёнок переключается на игру с тем, что только что обещал убрать.
  • Если ребёнок не видит четких последствий за неисполнение обещания, то он может не придавать этому большого значения. Совершенно бесполезно причитать, убирая игрушки за ребёнка.

Многим детям трудно планировать свой день, расставлять приоритеты и распределять время на выполнение разных задач. Если у ребёнка есть выбор: убрать в комнате или порисовать – то они выберут то, что им интересно. Уборка или выполнение домашнего задания в эту категорию не входят. И на них зачастую просто не остается сил. Что уж говорить о детях, если и взрослые не всегда владеют навыками тайм-менеджмента.

Если ребёнок не видит важности выполнения обещания или не чувствует мотивации для этого, то он может не стремиться его сдержать.

Ребёнок может испытывать затруднения в выражении своих потребностей или проблем, что делает сложным соблюдение обещания. Он может дать обещание неискренне, просто для того, чтобы от него отстали и дали заниматься своими делами. Или не понимают, чего именно от них хотят, а просить помощи неудобно или уже поздно.

Ребёнку выгодно оставаться несамостоятельным и безответственным. Это единственная возможность провести время с вечно занятым родителем.

Что делать:

  • Обсудите с ребёнком, что обещание – это серьёзное обязательство, которое нужно выполнять. Что родители полагаются на его слово. Если человек не держит слово, он проявляет неуважение.
  • Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка и находите подходы, которые будут эффективными и мотивирующими для него.
  • Договаривайтесь в спокойной обстановке, когда ребёнок сосредоточен на диалоге с вами и его ничего не отвлекает. Доброжелательно переспросите, как он понял вашу просьбу, требуется ли ему помощь.
  • Формулируйте просьбу конкретно. Ваш ребёнок может быть уверен, что порядок – это когда всё спрятано под кровать или набито в шкаф.
  • Давайте посильную ребёнку задачу. Обратите его внимание на то, чем ему необходимо воспользоваться (инвентарь для уборки).
  • Установите правила и ожидания по поводу соблюдения слова в вашем доме. Это поможет детям понять, что это важно для всей семьи.
  • Хвалите и благодарите ребёнка, когда он выполняет свои обещания – это укрепит его желание держать слово.
  • Если обещанное было не выполнено, спокойно обсудите, что ему помешало, по какой причине не получилось, как он планирует решить эту проблему? Обсудите, какие могут быть последствия, если не держать слово. Помогите понять, что поступки влияют на отношения с другими людьми.
  • Проявляйте терпение. Поддерживайте и вдохновляйте ребёнка. Будьте примером для него.
hud.jpg

В статье использованы материалы книг:
Корчагина И. Л. Один дома : как воспитать самостоятельность у ребенка от 0 до 4 лет / Ирина Корчагина, Олеся Гаранина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 222 с. : ил.
Субботина Е. Сказочки для малышей : как научить ребенка самостоятельно...Подсказочки для родителей малышей : как научить ребенка самостоятельно... / Елена Субботина. - Москва ; Ростов-на-Дону : Суфлёр : Феникс, 2013. - 57, 71 с.
Баркан А. И. Ручной ребенок или непокорный... Какой вам нужен? Плюсы и минусы воспитания детей / Алла Баркан. - Москва : Этерна, 2012. - 271 с.
Учимся говорить, чтобы дети слушали, учимся слушать, чтобы дети говорили : как "достучаться" до сына или дочери / авт. -сост. Л. Смирнова. - Минск : Харвест, 2011. - 319 с. :

Комментарии (0)

Добавить комментарий