Архив блога

Спам и фишинг: советы по борьбе с виртуальным мошенничеством

23 августа 2024

Спам и фишинг представляют собой значительную угрозу, особенно когда речь идёт о защите детей в цифровом пространстве. Дети большую часть времени проводят в Сети, где они могут стать жертвами недобросовестных лиц и зловредных программ.

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает, почему нужно учить детей сетевой грамоте.

Дети не обладают достаточным уровнем цифровой грамотности и опытом, что делает их лёгкой мишенью для мошенников. Любопытство может вести к кликам на подозрительные ссылки и загрузкам программ, которые затем наносят вред их устройствам и приводят к утечке данных.


lPdFy80H4vo.jpg

Макаров, С. Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир. Всё, что важно знать детям и взрослым о безопасности в интернете / Станислав Макаров. – Москва : Ростелеком, 2022. – 566 с. : ил. (12+)

Спам – это массовая рассылка электронных писем, содержащих рекламные материалы, зачастую нежелательного характера. Не всё так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Многие спам-сообщения могут включать вредоносные ссылки или файлы, заражённые вирусами.

Основная цель спама – реклама товаров и услуг, мошенничество или заражение устройства вредоносным программным обеспечением.

Спамеры часто используют автоматические программы для массовой рассылки сообщений. Эти программы производят миллионы писем в день, из-за чего пользователи сталкиваются с заваленной электронной почтой. Детям следует объяснить, что нельзя открывать подозрительные письма и уж тем более переходить по ссылкам, приложенным к ним.


Фишинг – это более изощрённый вид мошенничества, при котором злоумышленники пытаются выманить у пользователей конфиденциальную информацию: пароли, номера банковских карт и другие личные данные. Зачастую фишинговые сообщения выглядят как письма от доверенных источников: банков, интернет-магазинов или социальных сетей.

Существует несколько видов фишинга:

  1. Классический фишинг – злоумышленник отправляет пользователю письмо с ложным уведомлением и ссылкой, ведущей на поддельный сайт.

  2. Смишинг – фишинговые атаки через текстовые сообщения, смс и чаты.

  3. Вишинг – мошенничество посредством телефонных звонков, при котором злоумышленники представляются сотрудниками банка или другой организации.


Как распознать фишинг?

Вот несколько признаков, которые помогут выявить мошеннические сообщения:

  1. Грамматические ошибки и странные формулировки.

  2. Адрес отправителя, который не соответствует сайту, например, заменена одна буква в названии сайта.

  3. Просьбы выполнить срочные действия (например, «Ваш аккаунт будет заблокирован, если вы не …»).

  4. Необычные ссылки или вложения в письме.

  5. Запросы личной информации – таких данных, как пароли, номера банковских карт и тому подобное.


Инструменты и методы защиты от спама и фишинга

  1. Использование спам-фильтров. Многие почтовые и мессенджер-сервисы предлагают встроенные фильтры, которые автоматически отсеивают подозрительные сообщения.

  2. Обновление программного обеспечения. Убедитесь, что операционная система, браузер и антивирусы всегда обновлены. Это поможет защитить устройство от новых видов угроз.

  3. Двухфакторная аутентификация. Настройка добавит дополнительный уровень защищённости для ваших онлайн-аккаунтов. (Дополнительный пароль или подтверждение входа в аккаунт путём смс.)

  4. Создание сложных паролей. Многие дети используют простые и лёгкие для запоминания пароли. Рекомендуйте использование сложных комбинаций и разных паролей для различных аккаунтов. Следует использовать в паролях заглавные буквы, знаки и цифры. Существуют специальные менеджеры паролей, которые могут облегчить эту задачу.

  5. Обучение и информирование. Учите детей проверять информацию из разных источников и не доверять всему, что они видят в интернете. Важно объяснить, что не все электронные письма и сообщения безопасны, даже если они выглядят безобидно или поступают от знакомых людей.

  6. Установка родительского контроля. Современные операционные системы и браузеры предоставляют всесторонние инструменты для родительского контроля. С их помощью можно ограничить доступ к определённым сайтам и контролировать, какие программы могут быть загружены или установлены.

  7. Проверка электронной почты. Научите детей игнорировать и удалять подозрительные письма, не открывая их. Объясните, что при получении непонятных или нежелательных сообщений они всегда могут обратиться к взрослым.

  8. Бдительность в социальных сетях. Следите за активностью детей в социальных сетях и молодёжных сообществах. Объясните, что нельзя делиться личной информацией с неизвестными людьми и принимать заявки в друзья от незнакомцев.


Кроме того, полезно практиковать семейные правила использования интернета, например:

  1. Использование одного компьютера в общем доступном месте.

  2. Регулярный мониторинг интернет-активности ребёнка.

  3. Ваша вовлечённость в онлайн-общество и интересы ребёнка.

Защита детей от спама и фишинга – важная задача, требующая комплексного подхода. Важно не только объяснять детям текущее положение вещей, но и научить их постоянно адаптироваться к новым вызовам киберпространства. В конечном итоге, сформированная сетевая грамотность будет служить надёжным щитом, защищающим детей от множества угроз в цифровом мире.


На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:

Макаров, С. Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир. Всё, что важно знать детям и взрослым о безопасности в интернете / Станислав Макаров. – Москва : Ростелеком, 2022. – 566 с. : ил. (12+)


Комментарии (0)

Добавить комментарий