Архив блога

Интернет-зависимость у детей и как с ней бороться

19 октября 2024

Интернет-зависимость среди детей представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современной эпохи. С развитием технологий дети всё больше времени проводят в виртуальном пространстве, что нередко приводит к серьёзным последствиям для их психического и физического здоровья.

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает об основных типах интернет-зависимости у детей и как с ними бороться.


clersoUSeF4.jpg

Геймерская зависимость

Одним из наиболее распространенных типов интернет-зависимости является страсть к онлайн-играм. Дети, поглощённые виртуальными мирами, зависают в них часами. В них они могут чувствовать себя героями и получать мгновенные награды за свои усилия. Чрезмерное увлечение играми часто приводит к нарушению режима сна, снижению успеваемости и социальной изоляции.

Способы борьбы:

  1. Ограничение времени – родителям стоит установить чёткие ограничения на время, проводимое за играми. Например, ограничить игровое время 1-2 часами в день. Использование таймеров или специальных приложений для контроля времени может помочь в этом.

  2. Альтернативные активности – важно предлагать детям другие увлекательные и полезные занятия, такие как спорт, искусство или чтение. Поощрение хобби и активностей на свежем воздухе поможет отвлечь внимание от игр. И нужно не забывать, что для детей, в первую очередь примером являются родители.

  3. Дисциплинарные меры – иногда необходимо применять строгие меры, такие как временный запрет на игры, если ребёнок не соблюдает установленные правила. Важно объяснить ребенку причины таких мер и их временный характер, чтобы он понял, что это делается для его блага.


ZS5m2QRWzkE.jpg

Социальные сети и мессенджеры

Социальные сети и мессенджеры являются самой интересной частью жизни многих подростков. Они позволяют поддерживать связь с друзьями, делиться личными моментами и получать социальное одобрение. Однако чрезмерное использование этих платформ может привести к развитию зависимости, выражающейся в постоянном желании проверять обновления и публиковать контент.

Способы борьбы:

  1. Установка временных ограничений – родители могут использовать специальные приложения, которые ограничивают доступ к социальным сетям после определённого времени. Это позволит ребёнку сосредоточиться на учёбе или отдыхе без отвлечений.

  2. Семейные обсуждения – важно говорить с детьми о возможных негативных последствиях зависимости от социальных сетей. Беседы с родителями помогут детям понять разницу между реальной и виртуальной жизнью.

  3. Управление настройками приватности – обучение детей безопасному поведению в Интернете и настройкам конфиденциальности поможет снизить риски, связанные с использованием социальных сетей. Родители могут помочь ребёнку настроить приватность аккаунтов и объяснить важность этих настроек.


UyCjops5nqI_1.jpg

Просмотр видеоконтента

Видео-платформы, такие как YouTube и TikTok, завоевали большую популярность среди детей. Бесконечные потоки видеороликов способны занимать внимание детей часами, что может привести к ухудшению зрения, дефициту внимания и другим проблемам.

Способы борьбы:

  1. Создание расписания – введение временных рамок для просмотра видео и соблюдение режима дня поможет ребёнку развивать самоконтроль. Родители могут создать расписание, в которое будут включены время для просмотра видео наряду с другими активностями.

  2. Безопасные платформы – использование приложений и сервисов, которые предлагают только безопасный и образовательный контент для детей, поможет избежать нежелательных материалов.

  3. Совместный просмотр – время от времени родители могут смотреть видео вместе с детьми, обсуждая увиденное и направляя их интересы в полезное русло. Это создаст дополнительный повод для общения и доверительных отношений детей с родителями.


KpmvFFl_rj4.jpg

Интернет-сёрфинг

Навязчивый веб-сёрфинг – бесцельное блуждание по Интернету, посещение различных сайтов и чтение новостей также может стать формой зависимости. Это приводит к потере времени, ухудшению концентрации и встречам с нежелательным или опасным контентом.

Способы борьбы:

  1. Списки дел – создание списков задач и целей на день поможет ребёнку структурировать свое время и избежать бесцельного блуждания по Интернету. Обозначение важных дел и приоритетов способствует более продуктивному использованию времени.

  2. Родительский контроль – настройка фильтров и блокировок на устройствах поможет ограничить доступ к нежелательным сайтам. Родители могут использовать специальные программы для родительского контроля, чтобы просматривать историю посещённых сайтов и блокировать опасные ресурсы.

  3. Введение цифровой гигиены – объяснение важности цифровой гигиены и регулярного отдыха от экранов для поддержания здоровья поможет детям осознанно подходить к использованию Интернета. Рекомендации по соблюдению режима дня и перерывам в работе за компьютером будут полезны.

Интернет-зависимость у детей является серьёзной проблемой, требующей внимательного и систематического подхода. Активное участие в жизни ребёнка, чёткое установление границ и стимулирование альтернативных видов досуга поможет сохранить здоровье и сформировать правильное отношение к Интернету.


На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:

  1. Беликова Ю. К. Детство без опасности : истории в стихах для детей от 7 до 10 лет / Юлия Константиновна Беликова. Ростов-на-Дону : Феникс, 2023. 70, [2] с. : ил. (Школа безопасности для детей и взрослых). 978-5-222-37749-9. (6+)

  2. Иваськова И. В. Три смартфона и блогер Клик / Ирина Иваськова ; художник Елена Кураш. ‒ Санкт-Петербург : Антология, 2022. ‒ 77, [3] с. : цв. ил. ‒ (Полоска света). ‒ 978-5-6047428-9-1. (6+)

  3. Уточкин В. Н. Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих / Вячеслав Николаевич Уточкин, Константин Сахнов. ‒ Москва : Бомбора : Эксмо, 2023. ‒ 212 с. : ил., цв. ил. ‒ (Российский компьютерный бестселлер. Геймдизайн). ‒ 978-5-04-110566-2. (12+)

  4. Черняева В. Компьютерная мышка против колдуна Трояна : интерактивная сказка для дошколят / Валентина Черняева. Смоленск : Консонанс, 2019. 39, [1] с. : цв. ил. 978-5-9995-0015-1. (6+)


Комментарии (0)

Добавить комментарий