В последние годы проблема нечитающих детей становится всё более актуальной. Родители бьют тревогу и обращаются к специалистам за советом, как приобщить ребёнка к чтению.
Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о некоторых причинах отказа детей от чтения и даёт советы по воспитанию любви к чтению книг.
Несмотря на все усилия родителей, дети читают всё меньше и меньше. Они выбирают социальные сети, видеоигры и быстрые онлайн видео за лёгкость передачи информации, яркие картинки. Отказ от чтения ведёт к снижению уровня грамотности, ухудшению когнитивных способностей, является серьёзной угрозой для будущего детей.
Дети не хотят читать по разным причинам, и каждая ситуация индивидуальна. Вот несколько возможных причин:
- Отсутствие интереса: если ребёнку предлагают скучные или слишком сложные для его возраста книги, он может потерять интерес к чтению.
- Недостаток времени: в современном мире дети часто заняты другими делами – играми, уроками, кружками. Чтение может просто выпадать из их графика.
- Чувство принуждения: если родители заставляют ребёнка читать, это может вызывать отторжение. Важно, чтобы чтение было добровольным занятием.
- Сложности восприятия текста: некоторым детям сложно воспринимать текст визуально (например, при дислексии), что делает процесс чтения неприятным.
- Конкуренты книги: современные технологии предоставляют множество других развлечений – компьютерные игры, мультфильмы, интернет. Чтение книг может казаться менее привлекательным.
Есть способы, которые помогут сделать чтение частью ежедневной жизни:
- Подбирайте интересное чтение: выберите книги, которые соответствуют возрасту и интересам вашего ребёнка. Это могут быть комиксы, приключенческие истории, научно-популярные издания или даже интерактивные книги.
- Создайте уютную атмосферу: организуйте место для чтения, где ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Можно устроить «книжный уголок» с мягким освещением и удобными подушками.
- Читайте вместе: совместное чтение помогает укрепить связь между родителями и детьми, а также создаёт положительный опыт общения с книгой. Вы можете обсуждать прочитанное, задавать вопросы о сюжете, персонажах и событиях и делиться впечатлениями. Это поможет развить критическое мышление и интерес к литературе.
- Не заставляйте: не превращайте чтение в обязанность. Пусть оно остаётся приятным и расслабляющим занятием. Позвольте ребёнку выбирать, когда и сколько ему читать.
- Пример родителей: дети часто подражают взрослым. Если они видят, что вы сами читаете с удовольствием, это поможет им заинтересоваться книгами.
- Используйте аудиокниги: аудиокниги могут стать отличным способом привить любовь к литературе. Они позволяют слушать истории во время прогулок, поездок или перед сном.
- Посещайте библиотеки и книжные магазины: совместные походы в библиотеку или книжный магазин могут сделать процесс выбора книг более увлекательным. Позволяйте ребёнку самому выбирать то, что ему интересно.
- Играйте в ролевые игры: после прочтения книги можно предложить ребёнку сыграть роль одного из персонажей или придумать продолжение истории. Это сделает книгу более живой и интересной.
- Внедрите чтение в повседневную жизнь: например, читайте рецепты вместе при готовке еды, инструкции к игрушкам или статьи в журналах. Так чтение станет частью повседневной жизни.
Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным. Чтение должно приносить удовольствие и радость, а не становиться ещё одной обязанностью. Постепенно ваш ребёнок сможет найти время и желание для этого замечательного занятия.
Но если у вас иссякли собственные идеи, как заставить ребёнка взять в руки книгу, то на помощь придут советы опытных специалистов из книг. Наберитесь терпения и экспериментируйте с разными методами, пока не найдёте тот, который сработает именно для вашего ребёнка. Книги можно взять в Маршаковке в зале «Ромашка».
Ася Штейн Книга написана для думающих родителей, которые хотят, чтобы чтение книг стало любимым занятием ребёнка. В ней описаны различные методики обучения чтению, советы, в каком возрасте лучше начинать воспитывать читателя. Есть глава, посвящённая нежеланию детей читать. Автор даёт рекомендации по воспитанию любви к книге и предлагает свой список детских книг по возрастам. |
|
Андрей Кашкаров Автор книги раскрывает приёмы и методы приобщения к семейному чтению на разных возрастных этапах: ранний возраст, дошкольник, младший школьник, подросток. В конце каждой главы автор даёт рекомендательный список для чтения. |
При подготовке и оформлении статьи использованы книги из фонда библиотеки:
- Штейн А. Как приучить ребёнка читать : раннее развитие / А. Штейн. – М. : Айрис-Пресс, 2006. – 144 с. – (Внимание : дети!). – 5-8112-2122-3.
- Кашкаров А. П. Как приохотить ребёнка к чтению: нестандартные методики / Кашкаров А. П.– Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 76, [1] с.: ил. – 978-5-222-22590-5.
Комментарии (0)