Как здорово иметь друзей! Сколько песен, мультфильмов, сказок придумано о дружбе! Друзья могут сделать человека самым счастливым на свете, с другом можно и подурачиться, и повеселиться, и поговорить о сокровенном. Однако не все дети умеют легко находить друзей и строить с ними отношения. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает, как помочь ребёнку строить дружеские отношения со сверстниками.
Умение дружить – это важный социальный навык, который человек приобретает в процессе жизни. Налаживание и поддержание доверительных отношений со сверстниками помогает ребёнку в будущем взаимодействовать не только с друзьями, но и малознакомыми людьми.
Ближе к трём годам дети начинают испытывать необходимость общения с другим ребёнком. До этого момента дети могут просто находиться рядом, но необходимости в общении друг с другом они не испытывают. До 7 лет друг — это товарищ по играм, с которым у ребёнка похожие интересы. Чувства и точка зрения других ребят пока не берутся во внимание. Ближе к 7-9 годам зарождается идея взаимности и осознания чувств другого ребёнка.
Некоторые дети легко заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, кому взаимодействие с другими детьми даётся довольно сложно. И для каждого ребёнка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Есть универсальные советы, которые помогут родителям поддержать своего ребёнка:
- Развивайте социальные навыки: обучите ребёнка основным правилам общения: как знакомиться, как задавать вопросы и слушать собеседника и др. Практикуйте это в повседневной жизни;
- Создавайте возможности для общения: чем больше ребёнок будет взаимодействовать с другими детьми, тем легче ему будет находить друзей;
- Моделируйте дружеские отношения на своём примере: общайтесь со своими друзьями, делитесь с ребёнком личными историями и объясняйте, что значит быть хорошим другом;
- Учите разрешать конфликты: научите конструктивно решать споры и недоразумения, объясните, что важно выражать не только свои чувства, но и уметь слушать мнение другого. Помогите ребёнку понять, что иногда стоит уступить или найти компромисс;
- Поддерживайте уверенность в себе: убедите ребёнка в том, что он достоин дружбы и уважения;
- Объясните ребёнку, что друзья могут быть разными по интересам и характеру;
- Будьте внимательны к чувствам ребёнка: регулярно интересуйтесь его переживаниями и помогайте ему справляться с неуверенностью;
- Поощряйте инициативу, когда ваш ребёнок предлагает пригласить кого-то на прогулку или совместный досуг.
Чего нельзя делать родителям, чтобы не навредить ребёнку:
- Считать своего ребёнка во всём и всегда правым. Вы должны быть максимально беспристрастными и научить ребёнка справедливо разрешать конфликты, признавать свои ошибки;
- Заставлять ребёнка мириться с друзьями или менять друзей, если они вам не нравятся. Критически разбирайте любую сложную ситуацию и научите ребёнка принимать решения по отношению к своим друзьям;
- Решать конфликты за ребёнка. Ребёнок должен самостоятельно учиться преодолевать конфликты (за редким угрожающим жизни и здоровью исключением);
- Игнорировать жалобы ребёнка. Нужно слушать ребёнка и пытаться понять его.
Помогая ребёнку научиться находить друзей и строить крепкие дружеские отношения, родители дают ему возможность в будущем стать счастливым и успешным человеком.
Больше информации вы найдёте в книгах, которые находятся в зале «Ромашка».
Нина Зверева В этой книге ребёнок найдёт много информации, которая поможет ему легко заводить новые знакомства. После каждой главы есть задания, которые помогут стать отличным рассказчиком, привлекая новых друзей. |
|
Нуриа Рока. «Друзья» Книга для совместного чтения, в которой можно узнать, что такое дружба, даны рекомендации, как помочь ребёнку дружить. |
|
Елизавета Филоненко Книга для детей 7-11 лет и родителей с конкретными историями из жизни детей. Книга поможет детям строить общение со сверстниками, поможет избавиться от чувства одиночества. Авторы советуют эту книгу также и для улучшения отношений между братьями и сёстрами. |
|
Ирина Чеснова Книга для детей о правилах дружбы. Автор поможет ребёнку понять, кто такой настоящий друг, разобраться в качествах друзей. В книге есть вставки для записей ребёнка по принципу личного дневника. |
На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:
-
Зверева Н. Сторителлинг : как стать популярным и легко заводить друзей / Нина Зверева, Светлана Иконникова ; нарисовала Алла Белова. ‒ Москва : Clever ; Клевер-Медиа-Групп, 2023. ‒ 152, [1] с. : цв. ил., табл. ‒ (Навыки будущего). ‒ 978-5-00154-332-9. ‒ Текст. ‒ Изображение (визуальный) : непосредственный.
-
Рока Н. Друзья / Н. Рока. ‒ М. : Мнемозина, 2006. ‒ 36 с. с. : ил. ‒ (Для малышей и взрослых) (Вместе изучаем окружающий мир). ‒ 5-346-00541-2. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.
-
Чеснова И. Е. Как найти друзей и быть хорошим другом : [для младшего и среднего школьного возраста] / И. Чеснова ; художник Муся Кудрявцева. ‒ Москва : Аванта/АСТ, 2022. ‒ 63, [1] с. : цв. ил. ‒ (Каждый ребёнок желает знать...). ‒ 978-5-17-983308-6. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.
-
Филоненко Е. Свой среди своих : как научить ребёнка дружить / Елизавета Филоненко ; [художник Н. Яненко]. ‒ Ростов-на-Дону : Феникс, 2023. ‒ 142, [1] с. : ил. ‒ (Время для ребёнка). ‒ 978-5-222-37675-1. ‒ На обл. в подзаг.: 7-11 лет. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.
Комментарии (0)