Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о том, что такое самооценка и что делать, если она мешает быть уверенным в себе.
Человек всегда каким-то образом оценивает и сравнивает себя с другими. Это и есть самооценка. Мы не можем потрогать или увидеть её, но всегда можем почувствовать. Самооценка бывает адекватной, когда человек правильно оценивает и воспринимает себя. При завышенной самооценке человек всегда уверен в своих силах и ему кажется, что он лучше, чем есть на самом деле. При заниженной самооценке всё наоборот: кажется, что ты всё делаешь не так, как надо, и ты всё время недоволен собой.
Самооценка необходима каждому человеку, ведь она помогает нам оценивать наши возможности и достигать поставленных целей.
Формироваться самооценка начинает в возрасте двух–трёх лет. Какой она будет, зависит от многих факторов: это успехи или неудачи, которые происходят с нами, отношение и оценка со стороны окружающих. Если ребёнка всё время за всё хвалить, то его самооценка будет завышенной, если ругать и критиковать, не замечая при этом никаких успехов, то самооценка будет падать.
Как можно проверить уровень самооценки?
Самый простой способ – нарисовать лесенку из семи ступенек. На ступеньках внизу – самые плохие дети, вверху – самые хорошие, посередине – обычные. Предложите ребёнку поставить себя на одну из этих ступенек. Чем лучше он к себе относится, тем выше он себя поставит. Также можно спросить, куда его поставил бы значимый взрослый, например: мама, папа, учитель. Для детей до семи-восьми лет завышенная самооценка – это нормально. Подросткам же, как правило, свойственна низкая самооценка.
Какие признаки указывают на низкую самооценку?
- Ребёнок замкнут и очень тревожен.
- Часто говорит о том, что все вокруг лучше, чем он.
- Избегает трудностей, потому что боится неудач.
- Очень сильно зависит от мнения других и от влияния сверстников.
- Всегда ждёт критики или похвалы.
Как помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку?
- Не стоит критиковать внешность ребёнка. Если есть такая необходимость, то сделайте это тактично.
- Не сравнивайте с другими, каждый ребёнок уникален. Важны его собственные достижения.
- Уважайте ребёнка, прислушивайтесь к его мнению и просьбам.
- Замечайте хорошее.
- Если делаете замечание, то говорите о поступке или поведении, но не о самом ребёнке.
- Научите говорить «нет», это поможет выстроить собственные границы.
Маршаковка предлагает познакомиться с книгами, которые помогут создать внутреннюю опору. Книги ждут читателей в зале «Ромашке».
![]() |
Елена Бурьевая. «Верю в себя» (0+) Автор в своей книге рассказывает о ребятах, которые, как и каждый из нас, сталкиваются в повседневной жизни с разными ситуациями и учатся справляться с трудностями. Они учатся дружить, дорожить поддержкой близких и верить в себя, несмотря ни на что. |
![]() |
Лёля Тарасевич Гриша и Лиза – брат и сестра, обычные школьники, которым часто что-то в себе не нравится. Однажды ребята пребывали в очень плохом настроении из-за того, что Лизе что-то в себе не нравилось, а Гришу всё время сравнивали с его одноклассником. |
Внезапно появившаяся Самооценка Феевна предложила детям интересные упражнения и дала практические советы, которые помогли героям книги посмотреть на себя и на окружающих по-другому. Упражнения можно применять не только с детьми, но и со всеми членами семьи.
![]() |
Поппи О'Нил. «Я – суперзвезда! Тренируй самооценку!» (0+) Замечали ли вы когда-нибудь, что ваш ребёнок очень замкнут? Он отказывается принимать участие в различных мероприятиях, потому что ему кажется, что он хуже других и у него ничего не получится. |
Автор книги предлагает отправиться в увлекательное путешествие и выполнить упражнения, которые помогут ребёнку поверить в себя.
На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:
- О'Нил П. Я – суперзвезда! Тренируй самооценку : [практическое пособие : для младшего школьного возраста / [Поппи О'Нил ; перевод с английского Алисы Ткачёвой]. – Москва : АСТ : Аванта, 2019. – 142, [2] с. : ил., табл. – (Психологические активити для детей). – 978-5-17-111247-9. – Авт. указаны перед вып. дан. – Загл. обл.: Superstar! Я – суперзвезда! Тренируй самооценку. 6+
- Психология:В 2-х ч. : словарь-справочник. Психология:В 2-х ч. / Р.С. Немов. – Москва : Владос-Пресс, 2003. – 352 с. с. – 5-305-00064-5.
- Тарасевич Л. Самоучитель по оценке: как создать внутреннюю опору : для детей младшего и среднего школьного возраста / Лёля Тарасевич ; нарисовала Екатерина Кирющенко. - Издание второе. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2024. – 50, [6] с. : цв. ил. - (Навыки для жизни). – 978-5-222-42620-3. 0+
- Бурьевая Е. Верю в себя / Елена Бурьевая ; художник Татьяна Плешкова. – Издание пятое. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2024. – 54, [2] с. : цв. ил. – (Близко к сердцу). – 978-5-222-41761-4. 0+
Комментарии (0)