Архив блога

Самооценка, или Как поверить в себя

18 марта 2025

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о том, что такое самооценка и что делать, если она мешает быть уверенным в себе.

Человек всегда каким-то образом оценивает и сравнивает себя с другими. Это и есть самооценка. Мы не можем потрогать или увидеть её, но всегда можем почувствовать. Самооценка бывает адекватной, когда человек правильно оценивает и воспринимает себя. При завышенной самооценке человек всегда уверен в своих силах и ему кажется, что он лучше, чем есть на самом деле. При заниженной самооценке всё наоборот: кажется, что ты всё делаешь не так, как надо, и ты всё время недоволен собой.

Самооценка необходима каждому человеку, ведь она помогает нам оценивать наши возможности и достигать поставленных целей.

Формироваться самооценка начинает в возрасте двух–трёх лет. Какой она будет, зависит от многих факторов: это успехи или неудачи, которые происходят с нами, отношение и оценка со стороны окружающих. Если ребёнка всё время за всё хвалить, то его самооценка будет завышенной, если ругать и критиковать, не замечая при этом никаких успехов, то самооценка будет падать.

Как можно проверить уровень самооценки?

Самый простой способ – нарисовать лесенку из семи ступенек. На ступеньках внизу – самые плохие дети, вверху – самые хорошие, посередине – обычные. Предложите ребёнку поставить себя на одну из этих ступенек. Чем лучше он к себе относится, тем выше он себя поставит. Также можно спросить, куда его поставил бы значимый взрослый, например: мама, папа, учитель. Для детей до семи-восьми лет завышенная самооценка – это нормально. Подросткам же, как правило, свойственна низкая самооценка.

Какие признаки указывают на низкую самооценку?

  1. Ребёнок замкнут и очень тревожен.
  2. Часто говорит о том, что все вокруг лучше, чем он.
  3. Избегает трудностей, потому что боится неудач.
  4. Очень сильно зависит от мнения других и от влияния сверстников.
  5. Всегда ждёт критики или похвалы.

Как помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку?

  1. Не стоит критиковать внешность ребёнка. Если есть такая необходимость, то сделайте это тактично.
  2. Не сравнивайте с другими, каждый ребёнок уникален. Важны его собственные достижения.
  3. Уважайте ребёнка, прислушивайтесь к его мнению и просьбам.
  4. Замечайте хорошее.
  5. Если делаете замечание, то говорите о поступке или поведении, но не о самом ребёнке.
  6. Научите говорить «нет», это поможет выстроить собственные границы.

Маршаковка предлагает познакомиться с книгами, которые помогут создать внутреннюю опору. Книги ждут читателей в зале «Ромашке».

Veryu_v_sebya.jpg

Елена Бурьевая. «Верю в себя» (0+)

Автор в своей книге рассказывает о ребятах, которые, как и каждый из нас, сталкиваются в повседневной жизни с разными ситуациями и учатся справляться с трудностями. Они учатся дружить, дорожить поддержкой близких и верить в себя, несмотря ни на что.


Samouchitel.jpg

Лёля Тарасевич
«Самоучитель по самооценке: как создать внутреннюю опору» (0+)

Гриша и Лиза – брат и сестра, обычные школьники, которым часто что-то в себе не нравится. Однажды ребята пребывали в очень плохом настроении из-за того, что Лизе что-то в себе не нравилось, а Гришу всё время сравнивали с его одноклассником.

Внезапно появившаяся Самооценка Феевна предложила детям интересные упражнения и дала практические советы, которые помогли героям книги посмотреть на себя и на окружающих по-другому. Упражнения можно применять не только с детьми, но и со всеми членами семьи.


Ya_super.jpg

Поппи О'Нил. «Я – суперзвезда! Тренируй самооценку!» (0+)

Замечали ли вы когда-нибудь, что ваш ребёнок очень замкнут? Он отказывается принимать участие в различных мероприятиях, потому что ему кажется, что он хуже других и у него ничего не получится.

Автор книги предлагает отправиться в увлекательное путешествие и выполнить упражнения, которые помогут ребёнку поверить в себя.


На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:

  • О'Нил П. Я – суперзвезда! Тренируй самооценку : [практическое пособие : для младшего школьного возраста / [Поппи О'Нил ; перевод с английского Алисы Ткачёвой]. – Москва : АСТ : Аванта, 2019. – 142, [2] с. : ил., табл. – (Психологические активити для детей). – 978-5-17-111247-9. – Авт. указаны перед вып. дан. – Загл. обл.: Superstar! Я – суперзвезда! Тренируй самооценку. 6+
  • Психология:В 2-х ч. : словарь-справочник. Психология:В 2-х ч. / Р.С. Немов. – Москва : Владос-Пресс, 2003. – 352 с. с. – 5-305-00064-5.
  • Тарасевич Л. Самоучитель по оценке: как создать внутреннюю опору : для детей младшего и среднего школьного возраста / Лёля Тарасевич ; нарисовала Екатерина Кирющенко. - Издание второе. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2024. – 50, [6] с. : цв. ил. - (Навыки для жизни). – 978-5-222-42620-3. 0+
  • Бурьевая Е. Верю в себя / Елена Бурьевая ; художник Татьяна Плешкова. – Издание пятое. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2024. – 54, [2] с. : цв. ил. – (Близко к сердцу). – 978-5-222-41761-4. 0+

Комментарии (0)

Добавить комментарий