Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака и экоцентр «Филин» рассказывают об уловках производителей товаров. Одна из них – продажа продукции под маркировкой «ЭКО» (в различных вариациях), за которой нет экологического подтекста.
Такой маркетинговый ход называется гринвошингом.
Гринвошинг – это практика, при которой организации используют «зелёные» маркетинговые приёмы и утверждают, что они заботятся об окружающей среде, в то время как их деятельность на самом деле негативно влияет на экологию. Термин «гринвошинг» происходит от слов «greenwashing» (зеленая стирка) и «whitewashing» (умывание).
Гринвошинг широко применяется по всему миру. Организации размещают «зелёные» символы и логотипы на своих продуктах и упаковках, а также делают заявления о своей «экологической ответственности». Они могут использовать фразы, такие как «природный», «органический» или «экологически безопасный», чтобы привлечь потребителей, которые сегодня всё больше осознают важность охраны окружающей среды.
Однако, на самом деле, гринвошинг является методом обмана потребителей. Организации, которые используют эту практику, не обязательно предпринимают активные меры для защиты окружающей среды. Они могут продолжать свою деятельность, которая вредит природе, но прикрываться образом «зелёной» компании.
Такое псевдо-экологическое маркетинговое поведение может вызывать множество отрицательных последствий. Во-первых, оно запутывает потребителей и делает сложным определение действительно экологически чистых товаров и услуг. Покупатели, которые стремятся сделать более экологически обоснованный выбор, вводятся в заблуждение, покупая неэкологичные товары.
Кроме того, гринвошинг может создавать ложные представления о реальных усилиях организаций по обеспечению устойчивости и экологической ответственности. При этом отвлекается внимание от действительных проблем окружающей среды.
Так, например, на многих товарах из пластика часто встречается слово «Биоразлагаемый». Это вовсе не значит, что этот пластик экологичный, просто в его составе есть специальные химические вещества, которые быстрее приведут к его распаду на частицы микропластика. А вот сам микропластик представляет уже более серьёзную угрозу, так как разлагается он достаточно долго и попасть вместе с водой может куда угодно. Доказано, что в одном литре чистой бутилированной воды содержится около 10000 частиц.
Действительно же биоразлагаемые упаковки сделаны не из пластика, а из органических веществ, например крахмала, но даже такие предметы сомнительны в своей экологичности, чаще всего из-за одноразового использования.
На полках магазинов всё чаще встречается различная «зелёная маркировка» неизвестного происхождения. Чтобы понять, действительно ли продукция прошла этапы проверки на экологичность и получила соответствующую маркировку, можно использовать приложение Ecolabel Guide (можно скачать в App store и Google play), которое поможет разобраться в подлинности знака качества.
Для борьбы с гринвошингом необходимо активное внимание со стороны правительственных организаций и регуляторных органов. Они должны строго контролировать утверждения об устойчивости и экологической природе продуктов и услуг. Потребители также должны быть более информированы и критически оценивать заявления компаний.
В экоцентре «Филин» читатели также могут подобрать литературу о том, как развивать экологические привычки и становиться осознанным потребителем.
Изображение создано с помощью нейросети «Кандинский».
Комментарии (0)