Сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака в рамках методического дня посетили одно из старинных коми сёл – Усть-Вымь.
История становления и развития этого села неразрывно связана с именем миссионера и крестителя Коми земли Стефана Пермского.
Библиотекари побывали в доме-музее коми быта, трёх храмах старинного села и районном краеведческом музее. Экскурсоводы погрузили коллег в историю христианства северного края и культурные особенности района, расположенного западнее столицы Республики Коми на границе с Архангельской области.
В XIII-XIV веках с целью упрочения господства Москвы на Вычегде князь Дмитрий Донской стремился распространить христианство среди языческого населения Коми. Проводником этой политики явился уроженец Великого Устюга Стефан Храп (позднее епископ Пермский), который в 1372 году создал древнюю коми азбуку и в 1379 году прибыл на устье реки Выми. Место было выбрано не случайно – здесь, на перекрёстке речных путей находилась одна из главных «кумирниц» пермян. Миссионер сжёг языческую святыню. Им также была срублена и сожжена почитаемая местным населением священная берёза.
В 1383 была образована Пермская епархия, а Стефан стал епископом Пермским. С этого времени начинается расцвет «владычного городка» Усть-Выми, ставшего административным и религиозным центром огромного края.
Стефан разворачивает обширное строительство. Деревянные церкви были одними из первых на Коми земле. Стефан, зная древнекоми язык, положил начало книгописанию на этом языке, открыл первую школу в Усть-Вымском Михайло-Архангельском монастыре для подготовки священнослужителей, занимался иконописью. Преподавание в школе велось на пермском языке. Именно здесь в конце XVI – начале XVII веков была написана уже цитировавшаяся Вычегодско-Вымская летопись – единственный дошедший до нас летописный свод, созданный на Коми земле. Стефан Пермский умер в 1396 г. в Москве. Ещё с XV века Русской православной церковью он почитался как святой.
Усть-Вымь жила и развивалась. При преемниках Стефана – Исаакии (1397 1416), Герасиме (1416 – 1443), Питириме (1443 – 1455), Ионе (1456 – 1470) и Филофее (1471 – 1501) продолжалась христианизация Коми края. Ко времени Филофея относятся и первые описания Усть-Выми как поселения. Но постепенно значение Усть-Выми начинает падать. Влияние Московского государства распространилось на зауральские племена, и они перестают совершать набеги на Коми землю, теряет своё значение Новгород, и прекращается междоусобная борьба за вычегодские и двинские земли. В конце XV века епархия получает название Пермской и Вологодской, а её центр постепенно перемещается в Вологду.
Время и пожары не пощадили усть-вымскую старину. В начале XVIII века в Усть-Выми начинается каменное церковное строительство. Первый из них появился в 1711 – 1712 годах на месте сгоревшей Никольской церкви. «В одной связи» с церковью была каменная колокольня. Затем на соседнем, «городищенском», холме были воздвигнуты Благовещенский и Стефановский одноэтажные храмы. В 1795 г. была построена Михайло-Архангельская церковь на «посадском» холме. Она заменила одноимённый деревянный монастырский храм.
К сожалению, великолепие Усть-Вымского церковного ансамбля сегодня можно увидеть только на старых фотографиях. Бездумно разрушены Благовещенская и Вознесенская церкви, колокольня, утрачены могилы пермских святых. Уцелели лишь Стефановская и Михайло-Архангельская церкви. Долгие годы они стояли в запустении, медленно разрушаясь. И лишь в 80-е годы были отреставрированы. Сегодня в Усть-Выми можно увидеть церкви XVIII века. Стефановский и Михайло-Архангельские храмы – старейшие каменные строения на территории Республики Коми.
В конце XIX – начале XX вв. Усть-Вымь – большое волостное село. В 1916 г. в нём было более 200 дворов и более 1300 жителей (вместе с Заручьем и Архангельской пустынью). Село сильно разрослось, далеко выйдя за пределы своей исторической части. Жители его испокон веков занимались землепашеством, держали скот. Но одним земледелием было не прожить, и устьвымичи промышляли охотой и рыбной ловлей, уходили на заработки, занимались ремёслами.
До наших дней довольно хорошо сохранилась жилая застройка и планировка старой части села. Недалеко от Михайло-Архангельской церкви стоит отреставрированный в 1988 г. крестьянский дом, построенный в 80-е годы XIX века. Он принадлежит к одному из распространённых типов коми крестьянского жилища. Дом поставлен без фундамента, на «стульях» (чурбаках по углам сруба). Стены сложены из сосновых брёвен, крыша покрыта тёсом, положенным на «самцы». С крыльца вы попадаете в сени, делящие дом на жилую и хозяйственную части. Соединение под одной крышей жилых и хозяйственных помещений – одна из особенностей коми крестьянского жилища. Хозяйственный двор – двухъярусный: внизу помещался хлев, а наверху – сеновал (тут же хранился и хозяйственный инвентарь), куда с улицы вёл взвоз. Жилое помещение обычно делилось на летнюю и зимнюю избы. Здесь восстановлен интерьер жилой горницы с русской печью, полатями, лавками по стенам.
Историческое село Усть-Вымь сегодня обретает новую жизнь. В селе создан музей-заповедник. В честь 600-летия села установили памятник – птицу счастья – работу скульптора Владимира Рохина. Это двенадцатиметровый металлический столб, увенчанный флюгером в виде железной птицы.
При посещении историко-этнографического музея, который располагается в здании земской больницы, сотрудники библиотеки познакомились с основными периодами истории села, которая включает в себя пять основных экспозиций: «Святитель Стефан Пермский»; «Владычный город Усть-Вымский, монастырь и посад»; «Торговля и ремесло Усть-Выми XVIII – нач. ХХ в. Герасимовская ярмарка»; «Усть-Вымь 1917 – 1945 гг.» (материалы о революционных событиях, установлении советской власти); «Усть-Вымь 1946 – 1996 гг. Усть-Вымь послевоенная» (материалы об истории села в послевоенное время, о людях, которые внесли вклад в развитие села, района и Коми АССР).
Усть-Вымь была большим торговым селом. С конца XVII века проводилась ежегодная Герасимовская ярмарка. В 1908 году здесь было 25 лавок. Торговали изделиями местных кустарей, привозной посудой, утварью, тканями, но в основном продукцией скотоводства. В конце XIX – начале XX вв. торговый оборот значительно вырос. В селе появляются свои торговцы из разбогатевших крестьян, открывающие постоянные лавки. Наиболее крупным из них был купец П.Г. Камбалов. Он торговал не только привозным товаром, но и наладил скупку изделий местных ремесленников, производство калачей, пряников.
В 1861 г. в селе была открыта начальная церковная школа, помещавшаяся в доме местного священника В 1887 г. появилась мужская образцовая двухклассная, а в 1896 г. одноклассная женская церковно-приходская школы. В 1913 г. в Усть-Выми в торжественной обстановке было открыто земское высшее начальное училище, где училось более 80 детей со всей округи. Школы располагались в приспособленных зданиях, не сохранившихся до наших дней. Зато сохранился комплекс зданий земской больницы, одной из первых в уезде. Это один из немногих дореволюционных памятников, связанных с медициной, сохранившихся в Республике Коми.
В 1916 году в Усть-Выми было более 200 дворов и более 1300 жителей. Село сильно разрослось, далеко выйдя за пределы своей исторической части.
22 июля 1918 года в Усть-Выми был создан волостной исполком, который возглавил М.Г. Амосов. 22 августа 1921 года в составе автономной области Коми был образован Усть-Вымский уезд, охватывавший территорию нынешних Усть-Вымского, Удорского, Княжпогостского районов с населением 43 тыс. человек.
С 1920-х до 1943 года Усть-Вымь была центром района. В 1930 году в селе располагались районные учреждения, больница зубоврачебный кабинет, консультация женщин и детей, аптека, библиотека, изба-читальня, пристань, молочная артель и др. В 1970 году в селе жили 1137 человек, в 1979 – 1089 человек, в 1989 – 1061 человек, из них 62% коми, 30% русские; в 1992 – 1007 человек, в 2000 – 902 человека в 348 хозяйствах, 2021 год – 838 человек.
Коллектив библиотеки благодарит сотрудников историко-этнографического музея за тёплый приём и интересную экскурсию по селе Усть-Вымь.
Дополнительные материалы:
Маршаковка рассказывает о зарождении коми письменности.
Маршаковка вспоминает автора знаменитой комедии «Свадьба с приданым».
Сегодня День коми языка и письменности.
Библиографический список:
Бондаренко О. Е. Рассказы по истории Коми края : для младшего и среднего школьного возраста / О. Е. Бондаренко ; худож. А. В. Мошев, Г. Н. Шарипков, М. В. Витязев. – 2-е изд., доп. – Сыктывкар : Анбур, 2021. – 199 с.
Гагарин Ю. В. Усть-Вымь / Ю.В. Гагарин. – Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1980. – 111 с.
Жеребцов И. Л. Популярная история Республики Коми / И.Л.Жеребцов, Н.В. Мельникова ; ил. М. Беллон. – Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2016. – 135 с.
Земля Стефана Пермского : духовная история и святыни Коми края / отв. ред. И. Иванов ; авт.-сост. М. Сизов. – Сыктывкар : Эском, 2008. – 207 с.
Исследователи коми языка : Биобиблиографический указатель / Н. И. Гуляева, А. Г. Мусанов, Г. А. Некрасова и др. ; ред. О. И. Некрасова, Г. В. Пунегова. – Сыктывкар : Анбур, 2017. – 351 с.
История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы : исследования и материалы. - Сыктывкар : СГУ, 1996. – 158 с. – К 600-летию со дня преставления Стефана Пермского.
Коми язык: от анбура Стефана Пермского до настоящих дней : сборник документов по истории коми народа и развития коми языка от создателя первой коми азбуки Стефана Пермского до настоящих дней / Мин-во нац. политики Республики Коми ; [сост.: Е. Н. Рожкин, М. В. Таскаев]. – Сыктывкар : Кола, 2010. – 270 с.
Котылев А. Ю. Стефан Пермский и его время : личность в эпоху Православного Возрождения XIV-XVI веков / А. Ю. Котылев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Коми государственный педагогический институт, Национальный музей Республики Коми, Российское общество интеллектуальной истории. – Сыктывкар, 2013. – 303 с.
Лимеров П. Ф. Образ св. Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми : [монография] / П. Ф. Лимеров ; Российская акад. наук, Уральское отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. – М. : Наука, 2008. – 254 с.
Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах Пермскихъ и зырянский языкъ.1383-1501 : Пособие при изучении зырянами русского языка / Г. С. Лыткин. – репринтное изд. СпБ,1889 г. – Можайск : Полярная звезда, 1995. – 464 с. – 600-летию апостольских деяний просветителя Земли Коми св.Стефана Пермского посвящается. – Экземпляр в багодарение Господину.
Мартынов В. И. Перымса Стефансянь миян нэмӧдз = От Стефана Пермского до нашего века : Листая страницы коми литературы: На коми яз. / В. И. Мартынов. – Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1997. – 142 с.
Наследие Стефана Пермского : духовная история и святыни Коми края / [авт.-сост. И. В. Иванов]. – Сыктывкар : Эском, 2016. – 286 с.
Премудрый Епифаний. Житие Стефана Пермского : научно-популярное издание / Епифаний Премудрый ; перевод с древнерусского, предисл., примеч., справ. мат-л, коммент. Г. И. Траспольского ; ред. П. М. Столповский ; худож. В. В. Токарев. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1993. – 176 с.
Расторгуев А. П. Успение Стефана Пермского : Драматическая поэма / А. П. Расторгуев. – Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1996. – 128 с.
С именем Стефана : Пермская епархия: страницы истории : к 630-летию Пермской епархии / [авт.-сост.: Котылева И. Н., Котылев А. Ю., Рогачев М. Б. ; под ред.: И. Л. Жеребцова, И. Н Котылевой]. – Сыктывкар, 2013. – 55 с.
Святитель Стефан Пермский : К 600-летию со дня представления / Ред. Г. М. Прохоров. – СПб. : Глаголь, 1995. – 279 с. – (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях).
Сказание о святом Стефане : свод разнообразных преданий, историй и сведений о жизни и трудах святителя Стефана Епископа Пермского.... – Сыктывкар : Вятка, 1992. – 88 с.
Стефан Пермский и современность = Перымса Стефан да ӧнiя кад : Сб.статей:На рус. и коми яз. – Сыктывкар : КНЦ УрО РАН,ин-т языка,литературы и истории, 1996. – 108 с.
Уляшов О. И. Образ Стефана Пермского в традиционных представлениях коми: Доклад на заседании президиума Коми науч.центра УРО Рос.акад.наук / О. И. Уляшов. – Сыктывкар, 1997. – 20 с.
Христианство и язычество народа коми / оформ. В. В. Кудаков ; Сост.и науч.ред. Н. Д. Конаков. – Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 2001. – 240 с.
Статьи:
Бондаренко О. Е. Перым Степан да коми йöзöс Кристос эскöмö пыртöм / О. Е. Бондаренко ; вуджöдiс Е. Козлова // Йöлöга. – 2010. – Рака 19-öд лун [19 марта]. – Л. б. 8-9 : фот. – Пер. загл.: Стефан Пермский и христианизация коми народа. – На коми яз.
Втюрина Л. З. Коми гижöдлы – 640 во / Л. З.Втюрина // Йöлöга. – 2012. – Ода кора 25-öд лун [25 мая] (№ 21). – Лист бок 10-11. – Пер. загл.: Коми письменности 640 лет. – На коми яз.
Кряжевская Е. Локтiс Ёгор – мытш пукавны некор / Е.Кряжевская // Йöлöга . – 2009. – Ода-кора 8-öд лун [8 мая] (№ 19). – Л. б. 13. – Пер. загл.: Пришёл Егор – отдыхать некогда. – На коми яз.
Леготина Ю. Чем Усть-Вымь славится / Ю. Леготина ; фото автора // Радуга. – 2011. – 26 февр. (№ 4). – С. 3.
Лушкова О. А. Коми гижӧд лун / О. А. Лушкова // Йöлöга. – 2019. – Ода-кора 24-öд лун [24 мая] (21 №). – 7 лист бок. – Пер. загл.: День коми письменности. – На коми яз.
Минаева Г. В. По стопам Святого Стефана / Г. В. Минаева ; фото автора // Радуга. – 2013. – 18 окт. (№ 20). – С. 8
Нестерова А. Н. Перымса Степан туйöд / А. Н. Нестерова // Йöлöга. – 2017. – Урасьöм 10-öд лун [10 февр.] (№ 6). – Лист бок 6-7. – Пер. загл.: По пути Стефана Пермского. – На коми яз.
Перымса Степанлöн кок туйöд / снимокъясыс Елена Чугаевалöн // Йöлöга. – 2019. – Лöддза-номъя 14-öд лун [14 июня] (24 №). – 10-11 лист бокъяс. – Пер. загл.: По следам Стефана Пермского. – На коми яз. – Подписано: Миян корр.
Храмович Л.А. Кодi тöдö «аз» да «буки»? / Л.Храмович ; комиöдiс Екатерина Микушева // Йöлöга. – 2019. – Ода-кора 31-öд лун [31 мая] (22 №). – 6-7 лист бокъяс. – Пер. загл.: Кто знает «аз» и «буки»?. – На коми яз.
При написании статьи использованы материалы интернет ресурсов:
Информационный портал МР «Усть-Вымский»
Историко-этнографический музей села Усть-Вымь. Культура.РФ
Село Усть-Вымь: здесь побывал сам Робинзон Крузо. Наш Урал
Памятники архитектуры Усть-Вымского района. Культурная карта Республики Коми
Комментарии (0)