Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака призывает своих читателей и их родителей быть внимательными на дорогах.
Сегодня жизнь современных автомобилистов и пешеходов нельзя представить без светофора. Но когда на дорогах только появились машины, аварии и заторы случались часто. Водители и пешеходы не хотели уступать друг другу дорогу. Возникла необходимость регулирования дорожного движения.
На дорогах с давних пор
Есть начальник – Светофор.
День и ночь, зимой и летом
Отдаёт команды цветом:
– Красный – стойте! Жёлтый – ждите.
А зелёный – проходите!
Гордиенко С. А.
Гордиенко С. А. Правила дорожного движения для детей : [для чтения взрослыми детям] / С. А. Гордиенко. – 2-е издание. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – С. 3. : в. ил. – (Книжка-подсказка). – 978-5-222-22393-2. (0+)
В переводе с греческого языка светофор – «носитель света». Он помогает регулировать движение на дорогах с помощью световых сигналов.
Самый первый светофор в мире появился в Древнем Вавилоне, во время правления царя Хаммурапи. Он был сделан из тыквы. На дороге около царского дворца ставили специального раба, задача которого была регулировать движение карет. На плечах у него было коромысло, в концах которого висели полые тыквы. В них заливали нефть с различными минеральными добавками и поджигали. В одной тыкве горел зелёный огонь, а во второй – красный. Если раб поворачивался к водителю зелёной тыквой – можно ехать. А если тыква была красная – кареты останавливались, и ждали разрешающего сигнала.
В Древнем Риме вместо светофоров были специальные скороходы. Богатые торговцы и вельможи посылали их вперёд. Они перекрывали движение на перекрёстках, и их хозяева беспрепятственно продолжали путь.
Для безопасного движения по узким горным тропам придумали «шапочный» светофор. На подходе к опасному месту останавливали лошадь с телегой и пешком шли до конца сложного участка. На земле оставляли шапку, и возвращались к своей телеге. Если встречный обоз увидит лежащую на земле шапку – это сигнал, чтобы остановиться. Надо подождать, пока хозяин шапки не проедет и не заберёт свою шапку.
Лазаренская М. Светофор. Разноглазый постовой : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Майя Лазаренская ; художники Наталия Кондратова, Пётр Кондратов. – Москва : Настя и Никита, 2018. – С. 10-11. : цв. ил. – (Настя и Никита ; вып. 172). – 978-5-906788-89-4.
В середине XIX века, в декабре 1868 года, на улицах Лондона появились газовые светофоры. Они очень похожи на железнодорожные семафоры. В тёмное время суток в них включали газовый фонарь с зелёными и красными стёклами. Но он оказался не безопасным, и уже через месяц фонарь на светофоре взорвался. Газовые светофоры запретили.
Современный светофор появился более ста лет назад. Он регулирует дорожное движение с помощью световых сигналов и объясняет, кому двигаться, а кому – стоять.
Лазаренская М. Светофор. Разноглазый постовой : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Майя Лазаренская ; художники Наталия Кондратова, Пётр Кондратов. – Москва : Настя и Никита, 2018. – С. 12-13. : цв. ил. – (Настя и Никита ; вып. 172). – 978-5-906788-89-4
5 августа 1914 года на улицах американского города Кливленд установили первые безопасные электрические светофоры. Их придумал инженер Джеймс Хог.
В стеклянных будках находились полицейские, которые регулировали дорожное движение с помощью красного и зелёного сигналов светофора. При смене сигнала светофора раздавался звуковой сигнал. Он означал, что скоро сигнал светофора поменяется.
5 августа 1923 года американец Гаррет Морган изобрёл полностью автоматический светофор. Красный и зелёный сигнал этого светофора автоматически включается на определённый промежуток времени.
Именно 5 августа в честь этих событий стали отмечать Международный день светофора.
Лазаренская М. Светофор. Разноглазый постовой : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Майя Лазаренская ; художники Наталия Кондратова, Пётр Кондратов. – Москва : Настя и Никита, 2018. – С. 14-15. : цв. ил. – (Настя и Никита ; вып. 172). – 978-5-906788-89-4.
В России первые светофоры появились 15 января 1930 года. Первый светофор «встал» на перекрёстке Невского и Литейного проспектов в Ленинграде. Он был похож на будильник. По разноцветному диску передвигалась стрелочка. Зелёный цвет означал, что путь свободен. Если стрелка находилась на жёлтом поле – надо быть внимательным и осторожным. Красный цвет означал, что путь закрыт.
К концу 1933 года на дорогах появились привычные нам трёхглазые светофоры.
Во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху – красный, посередине – жёлтый, внизу – зелёный. Это закреплено в Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года.
Светофоры можно разделить на две группы: транспортные и пешеходные.
Светофор с тремя сигналами называется транспортный. При отсутствии пешеходного светофора пешеходы должны подчиниться сигналам транспортного светофора.
Пешеходный светофор подаёт сигналы только пешеходам. У него только два цвета – красный и зелёный. Когда загорается красный свет, пешеходы видят красного человечка, который стоит. Пешеходы тоже должны стоять. В это время по дороге едут машины. Когда загорается зелёный свет с зелёным человечком, машины останавливаются, а пешеходы переходят через дорогу.
Про правила дорожного движения : [стихи] / С.Ю. Волков ; худож. В.И. Полухин. – Москва. : Омега, 2005. – С. 34. : ил. – 5-465-00013-9.
Чтобы возле перекрёстка
Ты дорогу перешёл,
Все цвета у светофора
Нужно помнить хорошо!
Загорелся красный свет –
Пешеходам хода нет!
Жёлтый – значит подожди,
А зелёный свет – иди!
Волков С. Ю.
При подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:
-
Волков С. Ю. Про правила дорожного движения : [стихи] / С.Ю. Волков ; худож. В.И. Полухин. – Москва : Омега, 2005. – 64 с. : ил. – 5-465-00013-9.
-
Гордиенко С. А. Правила дорожного движения для детей : [для чтения взрослыми детям] / С. А. Гордиенко. – 2-е издание. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 16 с. : цв. ил. – (Книжка-подсказка). – 978-5-222-22393-2. (0+)
-
Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников / В. П. Дмитрук. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 160 с. – (Здравствуй, школа!). – 5-222-04658-3.
-
Казанцева М. Как Стешка и Люся правила дорожного движения учили / Марина Казанцева. – Москва ; Ростов-на-Дону : Суфлер : Феникс, 2013. – 61 с. : цв.ил. – (Умные сказки). – 978-5-222-20163-3.
-
Лазаренская М. Светофор. Разноглазый постовой : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Майя Лазаренская ; художники Наталия Кондратова, Пётр Кондратов. – Москва : Настя и Никита, 2018. – 24 с. : цв. ил. – (Настя и Никита ; вып. 172). – 978-5-906788-89-4.
-
Маркин Н. И. Безопасность на дорогах. Спасибо, светофор!. Значения сигналов светофора : пособие для детей дошкольного возраста / Н. И. Маркин, М. Н. Денисов. – Москва : Энас-Класс, 2006. – 32 с. – 5-9721-0003-7.
-
СМЕШуроки на дороге : книга предназначена для чтения родителями детям / худож.-ил. Анна Денисова, Роман Довгучиц, Анна Лысенко] ; [идея и текст: Мария Большакова, Мария Корнилова. – Москва : Эксмо, 2010. – 109 с. с. : цв. ил. – (Смешарики) (Школа Смешариков). – 978-5-699-39057-1.
-
Тюняев А. А. Правила дорожного движения / А.А. Тюняев ; худож. Е. Бояринцева. – Москва : Ин, 1998. – 12 с. : ил. – (Моя первая книга). – 5-98034-059-9.
Комментарии (0)