Национальная детская библиотека Республики Коми имени С.Я. Маршака вместе с психологом Натальей Худоевой предлагает простые и эффективные упражнения по формированию навыка чтения.
Ни для кого не секрет, что сам процесс чтения является достаточно сложным. Необходимо не только знать алфавит и узнавать буквы в словах, но и соотносить каждый символ (букву) с определённым звуком, который может меняться в зависимости от сочетания с рядом стоящими звуками. Кроме того, важно устанавливать связь между словами в предложении, осознавая смысл, и передавать его с помощью интонации. Поэтому, формируя полноценный навык чтения у ребёнка, необходимо обращать внимание на четыре основных составляющих:
Беглость
Беглость – темп чтения, близкий к темпу устной речи. Помогут упражнения, развивающие периферическое зрение. К ним относятся:
Таблицы Шульте
Зафиксируйте свой взгляд на центральной клетке с единицей. Не отрывая от неё глаз, попытайтесь по порядку найти числа от 2 до 25. Когда станете отчетливо различать все числа, не передвигая зрачков, увеличьте таблицу до 49 ячеек и 81.

Цветные слова
Правильно называйте цвет, которым написаны буквы.

Лишние слоги
Найдите лишний слог и объясните свой выбор.

Правильность
Правильность – чтение без искажений. При правильном чтении ребёнок не заменяет, не пропускает, не переставляет звуки или слоги в словах, правильно ставит ударение. Поможет чтение слов, отличающихся одной буквой или одной из морфем (частью слова).
Осознанность
Осознанность – понимание смысла всех слов, словосочетаний, предложений, законченных частей и всего прочитанного текста.
Для формирования осознанности помогут следующие упражнения:
- Задания на формулирование вопросов: придумать вопросы, которые можно задать по тексту и на них ответить.
- Обсуждение текста перед чтением: предположите, о чём будет текст на основании заголовка и иллюстраций.
- Анализ текста: выделите главную мысль, ключевые детали, слова, фразы в тексте, описания природы, слова, которые передают отношение автора к герою и т.д.
Выразительность
Выразительность – чтение с соблюдением правильной интонации, с использованием невербальных средств передачи смысла текста, собственного отношения к читаемому.
Для формирования выразительности помогут:
- Чтение текста по ролям, имитируя голос и манеру речи разных персонажей и инсценировка.
- Использование жестов и мимики для передачи эмоциональной окраски текста.
- Чтение текста с определенной эмоцией, такой как радость, грусть, удивление и т.д.
Статья написана по материалам книги
Воронина Татьяна Павловна. Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников : техника чтения, интонация, ударения, пересказ / Воронина Татьяна Павловна, Попова Татьяна Владимировна. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 96 с. - (Наша началочка). - 978-5-222-26084-5.
Комментарии (0)