Два режиссёра и дирижёр: библиотека Маршака приобщает сыктывкарцев к миру театра

27 марта 2019

В течение первого весеннего месяца Национальная детская библиотека им. С.Я. Маршака провела три театральные встречи. Собеседниками читателей стали два режиссёра Театра оперы и балета и дирижёр.

Что отличает работу режиссёра театра драмы от режиссёра музыкального театра? Какими качествами и навыками должен обладать режиссёр? На эти и многие другие вопросы ответил выдающийся театральный режиссёр, заслуженный деятель искусства России, дипломант фестиваля «Россия молодая», режиссёр Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, главный режиссёр Государственного театра оперы и балета Республики Коми Илья Можайский.

Из рассказа режиссёра аудитория узнала о том, как он пришёл в профессию и с какими удивительными личностями его свела судьба. Страны и города, театры и премьеры – перед глазами слушателей возникал яркий калейдоскоп театральных событий. Режиссёр признался, что во время учёбы он «не вылезал из библиотек», потому что учебников по режиссёрской профессии очень мало и поиск необходимой литературы занимал много времени.

Илья Можайский отметил, что Государственный театр оперы и балета Республики Коми не случайно выбран им для профессиональной деятельности. Дружелюбная атмосфера в труппе, слаженная работа всего коллектива театра, талантливые исполнители, стремление руководства театра развивать лучшие традиции музыкального искусства и наполнять репертуар новыми постановками, а также необыкновенная отзывчивость сыктывкарского зрителя явились для него решающими аргументами.

1.JPG 2.JPG

За три года работы главным режиссёром театра Можайский создал самые яркие премьерные постановки последних лет: оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Ж. Пуччини, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, оперетту «Бабий бунт» Е. Птичкина. А в конце 2018 года спектакль Государственного театра оперы и балета Республики Коми опера Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» впервые стал Лауреатом Российской национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Состав».

В конце встречи в подарок библиотеке режиссёр преподнес макет Большого Театра.

Следующим собеседником читателей детской библиотеки в рамках Года театра в России гостем стал дирижёр Театра оперы и балета Республики Коми Дмитрий Савенков.

Он открыл встречу ответом на вопрос о своем пути в профессию, который начался в семь лет. Дирижёр оперных постановок, по его словам, – это особенная профессия. Человек за пультом на время спектакля объединяет до сотни человек: оркестр, солистов, хор. И, конечно, взаимодействует со зрителями, вызывая у них возвышенные чувства и эмоции.

На встрече юные читатели узнали, что работа дирижёра начинается за полгода до начала первых репетиций: выбирается опера, изучается биография композитора и автора либретто, прочитываются горы литературы об изображаемой эпохе, каждая нота становится предметом отдельных раздумий.

«Скрепляя» текст, музыку и контекст, дирижёр должен уметь направлять каждого исполнителя. И тут возникает вопрос о том, какими же качествами должен обладать такой человек и где его граница над управлением оркестра? Что именно может сыграть ключевую роль в процессе работы над оперой? Именно поэтому «дирижирование – профессия загадочная», как сказал Римский-Корсаков: невозможно с точностью определить, какой именно жест или какое слово дирижёра станут решающими.

Дирижёр должен обладать харизмой и способностью чувствовать аудиторию.

3.jpg 4.jpg

Встреча прошла в живом диалоге. Юные читатели услышали много поучительных и весёлых историй из личного опыта Дмитрия Савенкова и даже угадали «Турецкий марш» Моцарта в исполнении дирижёра. В завершении встречи Дмитрий пожелал ребятам быть лучшими в своей деятельности: в школе, дома, в общении со сверстниками и отношении к окружающему миру.

Героем встречи, которая прошла в библиотеке Маршака в рамках Недели детской книги 25 марта, стала московский режиссёр Юлиана Буланенкова.

Собеседниками Юлианы Буланенковой стали учащиеся 7-9 классов сыктывкарской школы №1. Встреча получилась не только эмоциональной и познавательной, но и отчасти профориентационной.

Юлиана Буланенкова приехала в сыктывкарский театр из Москвы по приглашению коллег. «Театр оперы и балета активно приглашал, и совпали общие взгляды», - рассказала режиссёр.

Режиссёр рассказала, что в детстве собиралась стать хирургом, но выбрала всё-таки творческую профессию, далёкую от медицины. Тем не менее, качества, необходимые для профессии, присущи людям непростых специальностей: прежде всего это терпение и твёрдый характер, а также знание психологии. На выбор профессии, по словам Юлианы Вадимовны, повлияло желание «чем-то делиться с людьми». Так был найден способ высказаться через актёров. «Это самая изматывающая и тяжёлая профессия, как у шахтёра, но я бы её ни на что не променяла», - призналась гостья.

Родители, желавшие дочери более стабильного дохода, были категорически против её выбора. «Я привыкла идти наперекор всему. Всегда будет кто-то препятствовать. Мне надо было их убедить, что это моя судьба», - призналась она.

Собеседники режиссёра активно включились в беседу и задавали самые разные вопросы.

«Как добиваетесь хорошей игры от актёра?» - поинтересовался один из участников встречи. Режиссёр поделилась, что ищет подход к каждому артисту: кого-то можно уговорить, кого-то заставить, но любым способом искать пути к образу. Правда, по её мнению, встречаются и упрямые артисты, которых приходится убеждать.

«Что вам больше всего нравиться в театре?» - был ещё один вопрос из зала. «Сам процесс, вдохновение, накачивание идеями», - призналась гостья.

На вопрос о планах переезда в другой город, собеседница ответила, что об этом говорить рано: в перспективе есть проекты, а значит, контракт с Театром оперы и балета будет продлён.

5.JPG 6.JPG

Самой трудной постановкой режиссёр назвала «Братец Кролик и братец Лис», так как мюзикл – вообще сложный как жанр – стал первым её спектаклем в Сыктывкаре. «Пришлось перестроить мозги», - призналась она. Детский спектакль ставить сложнее, считает Юлиана, так как дети – это самая требовательная публика, не терпящая фальши и вранья. Есть у режиссёра и мечта: поставить «Пиковую даму» Чайковского.

В заключение Юлиана Буланенкова отметила, что для неё стал открытием высокий уровень культуры в Сыктывкаре, который, по её словам, зачастую выше, чем в Москве.

Встречи на театральную тематику будут продолжены в библиотеке Маршака в течение года.

Комментарии (0)

Добавить комментарий