Национальная детская библиотека им. Маршака и Государственный театр оперы и балета Республики Коми дали старт культурно-профориентационного просветительского проекта, посвящённого Году театра в России и Году наставничества, объявленного в Республике Коми главой региона Сергеем Гапликовым.
10 апреля прошло первое погружение в мир закулисья. 15 участников проекта были отобраны благодаря волонтёрской активности и победе в театральной викторине. Сегодня 10 школьников и учащихся средних специальных учебных заведений побывали в нескольких цехах театра.
Старт проекта был объявлен в пустом полутёмном фойе, где во время антрактов царит оживление и гомон. Заведующая литературно-драматической частью Наталья Конюхова рассказала юным читателям библиотеки несколько фактов об истории театра и его здания, которое сегодня ждёт реконструкции. Она представила юным читателям «бойцов невидимого фронта», без которых не состоялся бы ни один спектакль.
Первым цехом, куда отправился «десант», стал гримёрно-постижёрный. Его заведующая Наталья Карпова работает тут уже 42 года. У неё пять сотрудниц, которые своими руками создают уникальные индивидуальные парики. «Сырьём» для них служат натуральные, реже искусственные волосы. Однако мастера предпочитают буйволиные: сшитые и уложенные парики из них сохраняют форму и укладку три года.
Наталья Карпова показала ребятам парик, которому около восьмидесяти лет. Он сделан из конского волоса и, пролежав в «закромах» семь десятков лет, прекрасно подошёл к образу скупердяя Плюшкина из оперы «Гоголюцинации». Щипцам, которыми завивают парики, тоже более полувека. Однако прогресс даёт о себе знать – и в ходу в цеху уже не только марля, тюль и другие «хитрые» ткани, но и латекс и силикон.
Завцехом рассказала секреты закрепления париков и накладных волос, лысин, усов и бород на головах и лицах актёров, которым во время спектакля приходится активно двигаться.
– За спектакль некоторые актёры теряют понескольку килограммов, – рассказала она.
У сотрудников цеха тоже непростая, хоть и очень творческая работа: перед спектаклем надо загримировать несколько десятков актёров, а перед этим поработать с ними индивидуально, создав неповторимый образ.
После гримёрной участники проекта отправились в реквизиторскую.
– На первый взгляд, тут страшный беспорядок, но реквизиторы прекрасно ориентируются среди огромного количества вещей и прекрасно знают, где что лежит, – поделилась Наталья Конюхова.
Ребята попробовали тут ненастоящее мороженое, «зажаренного» поросенка, фальшивые напитки, подержали мечи и сабли, которые оказались по-настоящему тяжёлыми и получили с подарок светящиеся браслеты.
На сцене, где шла репетиция оперы «Дон Паскуале», десант увидел, кто управляет занавесом и декорациями, узнали, почему так ценится балетный линолеум, который они тщательно обходили, разобрались, как устроены двухэтажные бутафорские дома и познакомились с настоящим пультом управления.
В пространстве под сценой, который называют, как на кораблях, «трюмом», ребята побывали в самом конце экскурсии. Тут они увидели гигантский механизм, поворачивающий сцену, и толстые балки, удерживающие ее под весом большого количества актёров.
В художественном цехе заведующая Ольга Брунмаер рассказала о бессонных ночах художников перед премьерами, о любви к профессии, о том, что во время авралов создавать «одежду сцены» помогают не только волонтёры, но и члены семей художников. Она показала эскизы, на основе которых создаются гигантские декорации, на которые уходят квадратные километры ткани, сотни вёдер краски и клея.
Она призналась, что иногда экскурсанты называют их кисти «шваброй», такие они огромные. Циркуль тут с человеческий рост, а линейка – двухметровая.
А еще тут собирают фантики от конфет – они хорошо подходят для создания новогодних декораций.
Во время экскурсии на полу было натянуто гигантское «небо». Заведующая поделилась секретом создания облаков. На полотнище в произвольном порядке насыпают опилки, свободные от них места «задувают» анилиновыми красками. После того, как они высохнут, сметают опилки, которые не пропускают краску, веником. На их месте и образуются «облака».
В бутафорском цехе мастера-бутафоры поделились, как создается «обман», рассказали, почему ненастоящие деревья из зала выглядят, как настоящие, и показали будущую лошадь, пока представляющую собой склеенные геометрические фрагменты пенопласта.
Участников проекта поразил костюмерный цех. Тут в три этажа хранятся более шести тысяч костюмов, развешенные по спектаклям. На самом верху – костюмы, которые надо доставать реже всего. Некоторым костюмам более ста лет, и все равно они в прекрасном состоянии. Так, костюмы для оперы «Царская невеста» в своё время были переданы нашему театру Большим театром. Они поразили ребят богатой отделкой и своим весом.
Художник по росписи костюмов Наталия Кравченко тоже призналась, что иногда на любимой работе ей приходится ночевать, но она старается, чтобы артисту было приятно носить костюм, расшитый или расписанный её руками. Специалист может состарить железо на костюме, или придать складкам глубину, а роспись нанести таким образом, чтобы её было не отличить от вышивки и объёмных деталей.
Вместо запланированного часа экскурсия затянулась на два. Между тем, дверь закулисья только приоткрылась для юных читателей Маршаковки. Впереди – продолжение знакомства, новые встречи и погружение в театральные профессии.
Комментарии (0)