Отзыв о прочитанной книге
заведующего отделом по формированию, учёту и хранению фондов ГБУ РК НДБ
Диль Ларисы Владимировны
Любовь к книге родом из детства. Ещё не умея читать, я всем своим куклам, мишкам, зайчикам и обезьянкам «читала», тыкая пальчиком в книжку, про Муху-цокотуху и бравого комара, про доктора Айболита и счастливую зайчиху-мать. Люблю умные книги. Искренне и верно. Они мои самые мудрые друзья, которые ведут со мной тихую неспешную беседу о добре, о дружбе, о любви, о справедливости, о совести. Вот и сейчас, стоит только мне, главному хранителю книг детской библиотеки, очутиться между рядами книжных стеллажей, как книжки-подружки начинают активно приглашать почитать, подумать, поразмышлять.
Только очень «скромно» ведут себя «книги-долгожители». Им не пристало хвалиться яркой обложкой, необычной формой, качеством бумаги. Ведь они – сама История. История страны, история культуры, история детской литературы, история детской книги.
Уважительно беру в руки напечатанную в 1956 году повесть Александра Ивановича Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошечке Ниточке». Этой книжке уже больше полувека, а точнее 63 года. Это второе издание, а первое вышло в довоенные годы, в 1937 году, между ними прошло почти два десятка лет. И это неспроста. Есть своя история.
Автор книги, Александр Введенский – ленинградский, несоветский, русский поэт, драматург, больше известный читателю как детский писатель. В детскую литературу Александра Введенского и его друга - поэта Даниила Хармса привлек редактор журналов «Ёж» и «Чиж» С.Я.Маршак. С 1928 года произведения А.Введенского постоянно публиковались в «пионерском» журнале «Ёж» и в детском журнале «Чиж». Именно в это время вышло около тридцати книжек его стихов и рассказов. Но настолько личность поэта была неординарна, аполитична, а поэзия интеллектуальна, авангардна, что революционная власть обвинила поэта в «сочинении и протаскивании в детскую литературу политически враждебных идей и установок». Александр Введенский был обвинен во вредительстве в области детской литературы, дважды был арестован, репрессирован и умер на этапе из Харькова в Казань в 1941 году. Поэту было 37 лет. |
Да, детство бывает разное. А какое оно было в 30-е годы прошлого века? Может такое как в книжке талантливого поэта и прозаика, обладавшего большой чуткостью к слову, природной лирикой и детской игривостью.
Рассказы о девочке Маше и её друзьях одновременно и просты, и необычны. Проза незаметно становится поэзией, а обычный летний поздний вечер – сказочным зазеркальем с загадочными детскими страшилками. Красота в простоте и в чистоте, именно такая и есть история маленькой девочки, которая любит свою семью: папу – лётчика Крутикова Николая Сергеевича, маму – художницу Софью Петровну, брата Колю – школьника, собачку Петушка, кошечку Ниточку и куклу Елизавету Петровну («она была кукла неговорящая»).
Язык рассказов просто изумителен. Виртуозно, только с помощью точного слова детский писатель помогает «увидеть и услышать» героев повести. Вот как «звучит» рассказ о собачке, послушайте: «Утром собака Петушок просыпалась и лаяла. Когда она хотела есть, она тоже лаяла. Когда ей несли кашу или суп в блюдечке, она тоже лаяла. На воробьев лаяла, на людей, на трамваи, на автомобили – на всё, что ни увидит, лаяла. А когда ела, молчала. Молчала, не лаяла. А поест – опять лает. Придет кто к ним на квартиру – она лает, уходит кто-нибудь – она лает, чихнёт кто-нибудь – она опять лает. Всё время лает, лает и лает». Ощущаешь добрую улыбку поэта.
В книжке нет ничего откровенно назидательного и поучительного, только чистая детская непосредственность, открытое доброе сердце и искренняя радость познания нового и интересного.
Рисунки Н. Кнорринг, которыми щедро иллюстрирована повесть, мне показались очень разными по стилю: то абсолютно стандартными, лаконичными, я бы даже сказала плакатными, то вдруг, на следующей странице они становятся изумительно «живыми», эмоциональными, удивительно органичными рассказу автора. Интересно почему? |
Я приглашаю всех мам, пап, бабушек и дедушек почитать вместе с маленькими Машами, Колями, Сашами, Наташами под уютным светом домашнего абажура эту замечательную книжку детства.
Комментарии (0)