Маршаковка продолжает серию интервью с известными людьми республики

3 апреля 2020

Оригинал интрвью на коми яз. (см. здесь)

Предлагаем вам интервью с Народным писателем Республики Коми Алексеем Вячеславовичем Поповым.

1UhfsybZ3aQ.jpg

– Алексей Вячеславович, Вы любите и умеете шутить. Это видно и по страницам Ваших книг, и по постам на личной страничке. Интересно, а склонность к юмору – это у Вас природный дар?

– Думаю, да, способность к иронии и самоиронии заложено человеческой природой. Правда, не все люди одинаковы. И не каждый может понять шутку, напротив, кто-то может и обидеться, скажет, вот, мол, ехидничает. А потребность в шутке у меня от отца. Он когда что-то эдакое скажет, все вокруг начинают хохотать, улыбаться, а он и бровью не поведёт, будто так и надо.

ds76ykAdzng.jpg

– А какой Вы в жизни: в семье, с друзьями, на работе, тоже любите шутить или всё же больше хмуритесь?

– Я сам по себе серьёзный, хмурый человек. Когда-то работал в сатирическом журнале «Чушканзі», когда там трудились А. Петрунев, И. Симпелев, С. Кынев. Угрюмее людей на моей памяти нет. А журнал в то время выписывали более 10 тысяч людей.

u3Vzq1Pb_7I.jpg

– В этом году Вы празднуете юбилей. Откройте секрет, как будете отмечать?

– Отмечать никак не планирую. Если пригласят на встречу с читателями – схожу. Сам уже ничего не хочу ни организовывать, ни планировать. Надеюсь, что в этом году выйдет моя новая книжка для детей.

8cPCgGLQd_U.jpg

– Вы народный писатель Республики Коми. Мы любим Ваше творчество. Поделитесь, что чаще всего интересует юных читателей на встречах с Вами?

– Дети есть дети. Но если сравнивать детей прежних и нынешних, они да, сильно отличаются. Ведь и жизнь сильно поменялась. Если раньше читатели интересовались, где я нахожу героев, то в девяностые годы звучало: «А можно ли купить типографию?» Вот в то время, думаю, и изменилось сознание детей. В моём детстве в каждом классе висели портреты пионеров-героев, Героев Советского Союза – уроженцев республики или тех, кто жил в Коми. Мы всех их знали, чтили. А сегодня о них мало кто из детей может рассказать…

Zd_YxqT-RmY.jpg

– А что Вы любили читать в детстве, что сегодня публикуете на страницах журнала «Би кинь», где являетесь главным редактором?

– Я люблю прозу с обязательным условием незаконченности, когда концовку воображает уже читатель. Люблю, когда в тексте присутствует неожиданность. Сам так же стараюсь писать. Помню, в детстве, лет 10 мне было, смотрели с друзьями в первый раз спектакль. Названия не помню, но отчётливо в голове отложилось, что на сцене был установлен забор из досок. Артисты бегали туда-сюда и в какой-то момент, одна из досок упала. Видимо, плохо забили. А нам-то, детям, как это интересно всё это было, все только и ахнули. Доску, конечно, обратно забили. Но мы после этого уже не слушали, что говорят со сцены, а только следили глазами за той доской, ждали, когда же она вновь упадёт. Вот так и в тексте. Спектакли, проза должны быть с неожиданным моментом, которые читатель бы ждал с нетерпением.

sjInhsFpbG4.jpg

На фото: в одной из поездок с коми писателем Еленой Козловой.

– Как Ваша жизнь связана с библиотекой? Может быть, вспомните забавный случай из жизни?

– Старший брат, разница у нас в один год, уже ходил в школу и меня научил читать. Я в пять лет без труда складывал из букв слова и только так шпарил «Букварь» брата. Охота было всем рассказать, какой я молодец. Но как? До школы ещё целый год. Пришлось потерпеть. После зимы лето наступило. По большой воде по речке Вишере сплавляли баржи с мукой и бензином. Вот одна из таких барж села на мель, и целое лето стояла на песке. На ней большими буквами было написано «Огнеопасно». Как же мне любо было показать ребятам, что я могу прочитать написанное. Надписи с такими большими буквами больше нигде не было. И вот, дошкольники, готовящиеся в будущем году идти в школу, благодаря мне выучили вот эти свои первые буквы. И не только они, а и трёхлетки, спускающиеся со старшими братьями-сёстрами к речке купаться, также по слогам выводили: «ОГ-НЕ-О-ПАС-НО».

s_bratom.jpg

На фото: пятилетний Алексей и шестилетний Василий.

И вот наступило время учёбы. Обрадовался, когда сказали, что теперь те, кто умеет читать, могут ходить в сельскую библиотеку за книгами. Очень гордо туда пошли. Библиотекарь Кутькин сначала всем дал что-то прочесть, проверял, действительно ли мы умеем читать. Мне очень понравилась книга «Двенадцать месяцев». Её и взял домой. Но не знал, что, оказывается, с книгой надо обращаться бережно. Остальные это правило знали, а мы с другом Мишкой – нет. Его книгу «Дзизгысь-дзазгысь гут» бабушка испортила, вытащив горячий суп из печи – книгу вместо подставки использовала.

500px-Kpv_Illya_Vas_1971.jpg

Я тоже «Двенадцать месяцев» не уберёг. С другом Ванькой поспорили, чья бумажная птичка дальше улетит. Ему-то хорошо. Отец достал откуда-то журнал с плотными страницами. А у меня из газетных листов ничего не получалось, птичка каждый раз под ноги падала. Пришлось из библиотечной книги вырвать странички. Очень радовался, когда эти птички дальше Ваниных улетели.

После этого пришлось, конечно, долго от Кутькина прятаться. Как увидим его, сразу же в лес бежим. Хорошо, что жил он в другом конце села, иначе пришлось бы всё время в лесу проводить. Не знаю, как эта история закончилась, наверно, родители позаботились дать книгу взамен или штраф заплатить. Помню, что только в классе пятом вновь стал ходить в библиотеку. Недавно меня приглашали в родное село Большелуг на юбилей библиотеки. Долго искал книгу «Дзизгысь-дзазгысь гут», чтобы совесть успокоить, да только так и не нашёл. Мало нынче книг коми писателей переиздаётся.

Popov.jpg

На фото: презентация книги Егора Потапова в Маршаковке.

– Спасибо, Алексей Вячеславович, за интервью. Читатели Маршаковки уже ждут встречи с Вами, а книгу В.И.Лыткина можно будет даже взять на дом.

-Fu2aLFxxwo.jpg

Беседовала Алёна Нестерова

Комментарии (0)

Добавить комментарий