Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский: «Страна не читает. Читают дети»

6 мая 2020

В юбилейный для Национальной детской библиотеки им.С.Я.Маршака год и в день рождения писательницы Евгении Пастернак Маршаковка вспоминает интервью с авторами культовых романов для подростков «Москвест», «Гимназия №13», «Правдивая история Деда Мороза», «Время всегда хорошее» и десятков других популярных у российских детей произведений. Тогда, в ноябре 2015 года, когда библиотека отмечала 80-летие, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак побывали в творческом турне в Коми по маршруту «Сыктывкар – Корткерос – Печора – Воркута». Их приезд был организован юбиляром - Национальной детской библиотекой РК им. Маршака под занавес Года литературы.

1.jpg

В интервью «Комиинформу» авторы из Белоруссии рассказали о своем взгляде на политику, историю, финно-угорские корни, творчество и детство.

Ситуация в стране и мире тогда была иная, и не обошлось без «политических вопросов. Но главными остались творческие…

- А как получилось, что белорусские писатели написали не «Минсквест», а «Москвест»?

А.Жвалевский: Дело в том, что нам заказали книжку про Москву. Мы как раз написали «Правдивую историю Деда Мороза» и были еще совсем молодыми писателями. К нам подошел директор московского издательства и сказал: «Пожалуйста, придумайте такую же красивую историю, но про Москву – нам надо». У них должна была выйти книжка про Москву, причем был уже макет книги, и мы были далеко не первыми и не последними, к кому обращались с такой просьбой. Но, судя по тому, что книжка так и не вышла, никто ее им так и не написал.

Задача была очень сложная: нам надо было в 12 разворотов по тысячу знаков на каждый изложить историю Москвы. Причем они еще хотели, чтобы было два героя, сюжет с развитием. И мы сначала сказали: «Ха! Да мы все сможем!» Гм… не смогли. Но сюжет появился. Мы придумали двух этих детей – Машу и Мишу, придумали Городового. Они нам очень понравились, мы начали прописывать историю и поняли, что макет надо переделывать, развивать историю. А в заказанной книге последний разворот – про транспорт. Мы говорим: так не бывает. Ну, сделайте панораму Москвы, которой любуются герои.

- Получается как в ролике о рекламном заказе: начертите пять прямых красных линий, которые должны быть зеленым кругом…

А.Жвалевский: Ну да, это классика… И когда нам сказали, что наш текст забивает весь макет, мы сказали: окей, забирайте макет, он нам уже не нужен, - и книга стала жить своей жизнью.

Е.Пастернак: Мы к той поре так много всего узнали, столько накопали.

А.Жвалевский: У Москвы правда очень интересная история. А к Минску мы несколько раз подступали, чуть-чуть написали о нем в «Гимназии №13», но Минск в этом отношении очень сложный город. До первой мировой войны это было еврейское местечко. Местные жители занимались торговлей, никаких там рыцарей не было, особых битв. Ну, один раз его сожгли – это как раз первая дата упоминания его в летописи. И больше ничего интересного там не происходило. Вот другие города – Полоцк, Гродно, Брест – это интересные места, где есть за что зацепиться. В Минске, кроме войны и подпольщиков, не за что взяться, но мы продолжаем пытаться. У нас был такой эксперимент, когда мы пытались описать Минск. Сначала я собрал команду, Женя собрала подростков – и вместе мы придумывали сюжет, разные кусочки, потом я эти кусочки сшивал, на следующем собрании толпа из двенадцати соавторов обсуждала результаты, выбирали, куда мы поворачиваем дальше, и вот так четырьмя подходами, мы рассуждали о духе Минска, в чем он все-таки состоит…

Е.Пастернак: Банальная вещь, но Минск все-таки состоит из людей. Молодой город, хотя формально он очень старый – 950 лет ему.

2.jpg

- Кто вас вдохновляет на подростковые вещи? Вы сами до сих пор не выросли или это уже ваши дети?

А.Жвалевский: То, что мы не выросли, нам помогает. Мы себя хорошо помним в этом возрасте. Мы понимаем, на что обижается подросток, что ему интересно, а что скучно. Эти вещи мы помним, а они универсальные и продолжаются много веков. А сами темы вырастают из чего угодно. Вот «Москвест» возник из заказа, Дед Мороз – тоже из заказа, но он, по сути, состоял из одной строчки. Как раз тогда вышла «История Санта Клауса», и у нас спросили: «А вы можете написать такую же историю Деда Мороза?» Мы тоже сказали: «А что писать-то? Про Деда Мороза все всё знают». Полезли в интернет и обнаружили, что нет легенды о нем. И нас это потрясло до глубины души, а дальше мы стали это исследовать. Мы же физики по образованию, нам интересно это дело исследовать, раскладывать.

- А «Гимназия №13»?

Е.Пастернак: Мистическая история: мы пытались вспомнить, но не смогли. Мы очень хорошо помним вечер, когда мы сидели и придумывали дуб, Кота, вылет с Поляндрой и Кащеем.

А.Жвалевский: «Я хочу в школу» родилась из названия. Мы к тому времени уже выяснили, что мистически формируем реальность: то есть то, о чем пишем, сбывается.

Е.Пастернак: Моя Наташка шла в школу. А Сашка тогда была в 7-м классе. Возраст тяжелый, и ей в школе тогда было очень плохо, и она ходила и ныла: я не хочу в школу, меня это все достало. И я представила: вот у меня вторая сейчас пойдет, и будут они вместе выть. И тут-то меня и вынесло. Давай, сказала я

Андрею, напишем книжку «Я хочу в школу», дети проникнутся – и будут и вправду хотеть в школу.

А.Жвалевский: Зашибись, сказал я. Прекрасная идея! А о чем? Герои, сюжет? Она сказала: ну, мне, что ли все придумывать? Я же придумала название, теперь давай ты.

Ну, мы сели, нарисовали схемку.

- Вы схемы книг рисуете?

А.Жвалевский: Обязательно. Ну, потом оно может пойти не по схеме. Но чтобы от чего-то отталкиваться, она нужна. Скорее, это алгоритм. Герой, антигерой, развитие, если так, то туда и так далее.

Как-то раз мы решили, что уже страшно крутые, и книгу «Смерть «Мертвым душам» решили писать без схемы: а давай, мол, начнем, куда-то кривая вынесет. Мы начали писать – и «кривая» уперлась в стену, пришлось все-таки садиться писать сюжет.

Е.Пастернак: Вышла беда: первые семь глав получились страшно нудные. Когда нет четкого сюжета, начинается бла-бла-бла ни о чём.

Полностью интервью можно прочесть на сайте ИА «Комиинформ»

Комментарии (0)

Добавить комментарий