28 мая свой юбилей празднует поэт, писатель, журналист, музыкант, краевед Александр Шебырев.
Национальная детская библиотека Республики Коми имени С.Я. Маршака поздравляет Александра Васильевича с днём рождения и представляет читателям его рассказ о самом себе.
О себе, о семье...
«Полное моё имя Ӧнтип Ӧсип Кӧсьта Педӧр Микайлӧ Вась Ӧльӧксан, уже имею звание «дедушки». Родился я 60 лет назад в самом прекрасном уголке земли – в селе Пожег Усть-Куломского района Республики Коми, с детства породнился с природой. Мой отец Василий Михайлович всю жизнь проработал в совхозе, а мать Вера Прокопьевна работала фельдшером-акушеркой. Я третий ребёнок в семье. Думаю, неплохим сыном вырос, родителям не за что краснеть...»
Об учёбе...
«Вся жизнь – это учёба. Никогда не надо бояться спрашивать у другого человека то, что сам не знаешь. Я сызмальства умел удивляться чему-то новому, осматриваясь по сторонам. В школу пошёл в шесть лет (всегда куда-то тороплюсь) и… через три дня бросил. Не понравились ни школа, ни педагог. Снова пришёл только через год, и попал к Юлии Владимировне Рогожниковой, у которой был первый раз первый класс. Мне и школа понравилась, и учиться было по душе. Многое зависит от педагога...
Плотничать учился у отца, лесовать и ловушки ставить – у старших друзей и охотников. В институте и университете знания добывал с помощью педагогов. Вот только в музыке сам себя искал, ни к кому не обращался. А если про художественное творчество... В 1988 году устроился работать в районную газету «Ленин туйӧд» (ныне – «Парма гор»). Как не окунуться в творчество, если там – «гнездо писателей»? Василий Лодыгин, Вячеслав Бабин, Эдуард Тимушев, Иван Тарабукин... Они меня и сподвигли. Так и начал писать. Хоть и говорят, что журналистика и художественное слово друг друга не очень любят, но если их держать в узде – никуда не денутся, будут дружить...»
О литературном творчестве...
«У меня получилось так: сначала писал стихи, одновременно с этим занимался публицистикой, а потом уже попробовал себя в прозаических жанрах. Наверно, так и надо. Юношеская «романтика» тянет к поэзии, а повзрослев, нужно уже делиться с людьми с помощью прозы. И сегодня это мой любимый жанр. Именно «маленькая» проза. С детства любил рассказы Чехова, Шукшина, Зощенко. Лучше них уже не напишешь. Себя я называю «простым ремесленником», кому сверху немножко что-то дано. Отношусь к своему писательству иронично. Писать – не пень раскорчёвывать. Если не пишется – не пиши, земля от этого не перевернётся...
Если говорить о драматургии... Написал интереса ради две пьесы для Помоздинского народного театра: «Жӧник» («Жених») и «Дӧмаса халат» («Халат с заплатками»)...»
О литературном герое...
«В рассказах я не очень люблю «действие»: ушёл, пришёл, побежал... Для меня интересен характер героя, именно «коми характер». Я своих героев часто бросаю в такие «жизненные омуты», что порой самому становиться их жалко.
«Моя дорога... Пускай скользкая, пускай грязная... Пусть на пути 78 ям... Моя жизнь». Как герой выпутается из жизненных проблем? Сколько сил потратит? Сильно ли испугается? Какие мысли, как стрекозы, роятся у него в голове? Найдет ли выход?
Мой главный герой – это мужчина средних лет. Конечно же, он корнями слился с природой, он – её часть. Поэтому чаще всего испытываю его природой. Уважай её, ты не «фараон», не возвышайся над ней. Для природы всё одинаково – что муха, что человек, она тебя родила. И всё же ты – человек! Поэтому будь им!
Мой литературный герой – мой современник, который живёт в сельской местности. Как писателю мне хочется показать не его внешний образ, а внутренний мир: характер, переживания, силу и слабость, хорошее и плохое, и конечно же, – совесть. Внутренний мир современного героя – это отдельный космос. Там иногда можешь найти такое, что волосы дыбом встают... Но оговорюсь: мои рассказы всегда заканчиваются хорошо, и выход у главного героя всегда есть. Потому что сельчанин – совестливый человек, степенный, добрый, молчаливый, не любящий суету. И я очень люблю своего героя. Я за него переживаю, чтобы он не ушёл в небытие, не растворился как утренний туман...»
О поэзии...
«Меня уже не переделаешь. Если мне интересен внутренний мир человека, то о нём и пишу, – и в прозе, и в поэзии. Есть только небольшое отличие. Стихотворение – это «сжатая мысль». Поэзия не учит чему-то, она затрагивает неосязаемые состояния души. Главное, чтобы читатель задумался над тем, что же в стихотворении задело, удивило, укололо...»
О правде...
«Нельзя обманывать. Я так считаю. Рассказ получиться только тогда, когда ты знаешь, о чём пишешь. Фантастика – это другой жанр... Я пишу только то, что видел своими глазами и слышал своими ушами. Я сам – «лесной», с детства слился с природой. Внутри меня – коми уклад. «Мы – лесные люди... Жители леса... Но почему-то сами разрушаем свой дом...».
Пишу о своих современниках. За каждым героем – живой человек. И я этого не скрываю. Многое взято из личной жизни. Моя задача – успеть написать правду о судьбе моего (т. е. старшего) поколения, а у молодежи своя жизнь, другие ценности и понятия, поэтому пускай сами напишут, что видят, что чувствуют...»
О музыке...
«Что натолкнуло... Помню, 10-13 лет мне было. Приехали к нам в село на практику студенты из Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург). По вечерам сидели на берегу, около костра пели под гитару. Я до этого гитару в глаза не видел. На селе основной инструмент – гармошка. В моём роду все мужчины – гармонисты. Мама часто говорила: «Научись играть у отца, перед людьми стыдно!» А я всё упирался, даже не знаю почему. Мол, на гармошке все умеют, неинтересно... И вот увидел гитару. Долго выпрашивал маму купить. Однажды она дала четыре рубля и сказала, что в сельпо привезли гитары – иди и купи. От радости схватил велосипед, поехал к друзьям, которым на удивление родители тоже дали денег на инструмент. Купили четыре гитары, а играть не умеем... Всему сами научились, никто не помогал. До сих пор удивляюсь... Наверно, так надо было. Значит, душа просила. Многие спрашивают: «А почему именно гитара?» Отвечаю: я может и на рояле хотел бы играть, но уж слишком тяжёлый инструмент, с собой везде не возьмёшь, не то что гитару. Лёгкий, универсальный инструмент. Но не в этом дело... Самое главное – кто и на чём играет. Гитара – это мой закадычный друг. Когда плохо на душе, беру её в руки, когда хорошо – опять же гитара в руках. Никогда не обманет. Не предаст. Крепко связаны мы друг с другом, и я этот узел никогда не разорву...»
О наставничестве...
«В 2003 году начал работать в краеведческом музее при Помоздинской средней школе, тогда написал объявление: «Кто хочет попробовать себя в литературном творчестве, приходите на литкружок «Петас» (Росток)». Через день пришло около 30 человек. Удивился, подумал, как же я работать с ними буду... Спрашиваю: «А вы знаете хоть примерно, чем мы тут с вами заниматься будем?» Ребята головой кивают: «Вы будете нас учить диктанты писать, а то у нас не очень получается». После разъяснения задач нашего кружка на третий день осталось шесть человек. До сих пор о них с теплотой вспоминаю, творческие личности. Пускай не стали писателями (хотя некоторые из них, нет-нет – да и напишут пару слов), но стали Людьми, каждый из них нашёл себя в этой жизни. А так за эти годы через «Росток» прошло около 300 ребят, наш творческий «котелок» сильно варил.
Почему я тогда написал это объявление? Наверно, пришло внутреннее осознание, что пора делиться тем, что умею, помочь тем, кто в этом нуждается. Если был плотником, то научил бы ребят обращаться с деревом. Но меня тянуло творчество. Поэтому и начал работать с молодёжью, знакомить их с литературной деятельностью, музыкой. Самый большой подарок, самая высокая оценка твоей работе, когда видишь, как раскрывается личность. Такому человеку в жизни будет намного легче! Я «оторвал» ребёнка от улицы, чтобы не пропал, не превратил в свою жизнь в ничто! Больше ничего и не надо. Радуешься, когда то тут, то там выходят публикации твоих «детей», вручаются им награды и призы... Но не это главное, а то, что они стали хорошими людьми. В этом и моя заслуга есть. Вот это самое основное...»
О призвании...
«О нём нельзя говорить высокопарными словами. Скажем просто – писатель нужен. Мы все выросли на книгах. Раньше она была одним из первых наставников на жизненном пути человека. А кто-то же их писал? Значит, книги нужны. Нужны и писатели.
Про творчество... Всегда говорю: у человека есть тело, но также у него есть и душа. Человеку, чтобы жить, нужен воздух. Без него – умрёшь. А что нужно душе, чтобы жить? Считаю, что воздух для души – это творчество...»
О чтении...
«Читать нужно всем. Конечно, то, что нравится. Компьютер не заменит книгу. Он даёт «прямую» информацию. Смотришь в монитор – и всё понятно. Всё очень быстро. А вот книга заставляет наши мозги работать. Сперва видишь буквы, читаешь слово, дальше предложение, в голове рождается какой-то образ, а потом мысль... Это творческий процесс, и он в жизни всегда пригодится...»
***А.В. Шебырев родился 28 мая 1960 г. в с. Пожег Усть-Куломского района Коми АССР. Окончил экономический факультет Сыктывкарского государственного университета. В 1986 г. работал экономистом в совхозе «Пожегодский», затем – первым секретарем Усть-Куломского района ВЛКСМ. В 1988 г. начал работать корреспондентом районной газеты «Ленин туйӧд».
В настоящее время работает смотрителем краеведческого музея при Помоздинской школе им. В. Т. Чисталева, руководит детским литературным объединением «Росток». Активно сотрудничает со средствами массовой информации. Стихи, рассказы и очерки публикуются в республиканских газетах и журналах, в сборниках «Сьöлöмöй сьылö и бöрдö», «Мелiлуныс пыдöстöм и помтöм», «Сикöтш», «Вечерний звон», «Лöсас» и др. Автор книг «Олöм туйтi» (2001), «Фараон» (2019). |
С 1991 г. член Союза журналистов СССР, с 2009 г. состоит в Союзе писателей России. Победитель литературного республиканского конкурса «Эзысь борд» в номинациях «Проза» за 2008 год и «Поэзия» за 2014 год. Награжден Почетной грамотой Совета министров Коми АССР (1983 г.), грамотами Сыктывкарской и Воркутинской епархии, Международного историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал», Совета по краеведению Российской Академии образования и др.
**Информация подготовлена на основе интервью Алексея Полугрудова с юбиляром (источник: журнал «Войвыв кодзув», май 2015 года).
Комментарии (0)