Что же такое тревожность? Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Что отличает тревожного ребёнка от других детей? Тревожный ребёнок отличается чрезмерным беспокойством, причём зачастую он боится не самого события, а его предчувствия. Такие дети ожидают самого худшего от любых изменений, происходящих с ними. |
Что происходит с ребёнком в процессе нарастания уровня тревожности?
В первую очередь, начинают проявляться соматические проблемы: приступы головной боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, тошнота, слабость в ногах, учащённое сердцебиение, повышенное потоотделение, затруднённое дыхание и т.д.
Как «выглядит» тревожное дитё? Тревожные дети очень самокритичны, у них завышенные требования к себе. Это очень робкий ребёнок с низкой самооценкой, высоким уровнем беспокойства, чувствующий себя беспомощным и опасающийся приступать к новым видам деятельности. Тревожные дети делятся на несколько типов:
|
Признаки тревожного ребёнка:
1. Проявление чувства тревожности при отсутствии контакта с близким человеком.
2. Социальное отчуждение (нежелание общаться, играть, взаимодействовать со сверстниками).
3. Нарушения сна.
4. Плач даже по мелочам.
Дети не рождаются с повышенной тревожностью. Так откуда она появляется?
1. Она может брать свое начало из наследственности, но не той, которая осуществляется за счёт передачи генов, а которая происходит путём подражания родителям, перенимания их образа мыслей и стиля поведения.
2. Из-за нарушений в сфере детско-родительских отношений, повышающих и укрепляющих тревожность, а именно:
- Нарушения в сфере супружеских взаимоотношений (частые ссоры конфликты между родителями);
- Повышенные требования к своему ребёнку («Ты должен занимать только первые места!», «Ты должен учиться только на пятёрки!» и т.д.);
- Разные стили воспитания у родителей, вследствие чего ребёнок чувствует непоследовательность действий и не знает как себя вести, ведь то, что устраивает маму, может не устроить папу и любое действие ребёнка может привести к конфликту с родителем или между родителями.
- Неудовлетворённость родителей своим уровнем дохода или личностными достижениями (такие родители часто винят во всём окружающих, особенно детей).
Как себя вести с тревожным ребёнком?
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Если вы хотите подчеркнуть динамику достижений своего чада, то сравнивайте его с ним же вчерашним.
- Как можно чаще осуществляйте поддержку своего ребёнка, используя тактильные методы (поглаживания, объятия, поцелуи в щёку и т.д.)
- Не ругайте своего ребёнка при посторонних, а наоборот, как можно чаще хвалите его и не скудным словом «МОЛОДЕЦ», а проговаривая, за что конкретно он заслужил похвалу, таким образом, вы будете повышать его самооценку и значимость, среди его окружения.
- Старайтесь избегать состязательных видов деятельности и работ, выполнение которых требует высокой скорости. Предупреждайте спешку, заранее сообщая своему ребёнку, что пора приступать к тем или иным видам деятельности, запас времени будет давать ему чувство успокоения.
- Будьте примером своему ребёнку, демонстрируйте уверенное поведение, ваш ребёнок будет перенимать ваши действия.
- Не предъявляйте к своему ребёнку повышенные требования, если у него что-то не получается, лучше лишний раз помогите ему, помните, ваша поддержка формирует рост его уверенности в себе.
- Создавайте благоприятный климат в вашей семье, не допускайте при ребёнке ссор и разногласий по вопросам воспитания. Благоприятный климат в семье способствует гармоничному формированию личности ребёнка и понижению уровня тревожности.
- При достижении даже малейших успехов хвалите своего ребёнка, такое поведение с родительской стороны также повышает учебную мотивацию.
- Как можно реже старайтесь делать замечания своему ребёнку, ведь из-за них, как правило, нарастает чувство тревожности.
- Устраивайте своему ребёнку релаксационные игры, проводите как можно больше качественного времени (релаксационные виды деятельности) с ним (совместное выполнение домашних обязанностей и домашнего задания в качественное время не входят).
- При высокой интенсивности проявления тревожности обратитесь за помощью к специалистам.
- Чаще говорите ребёнку, что вы его любите, демонстрируйте свою любовь всеми возможными пособами. Ведь эмоциональная поддержка очень важна нашим детям.
Список рекомендуемой литературы:
1. Костяева В.Н. «Нестандартный ребёнок» – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с. – (Родительский клуб)
2. Тайное общество победителей Страха: три истории с хорошим концом / Елизавета Филоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 60 с. : ил. – (Яркое детство).
3. Правила Жизни / Януш Корчак. Издание 2-е. – М. : «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2013. – 160 с.: ил.
4. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 238 [2] с.: ил.
5. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Е. М. Белоусова, М.Е. Федоровская, В.В. Люлько и др. – Москва: Астель, 2013. – 256 с.: ил.
Комментарии (0)