Что же такое тревожность?

12 июня 2020
Trevoga_4.jpg

Что же такое тревожность?

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Что отличает тревожного ребёнка от других детей?

Тревожный ребёнок отличается чрезмерным беспокойством, причём зачастую он боится не самого события, а его предчувствия. Такие дети ожидают самого худшего от любых изменений, происходящих с ними.


Что происходит с ребёнком в процессе нарастания уровня тревожности?

В первую очередь, начинают проявляться соматические проблемы: приступы головной боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, тошнота, слабость в ногах, учащённое сердцебиение, повышенное потоотделение, затруднённое дыхание и т.д.

Trevoga_2.gif

Как «выглядит» тревожное дитё?

Тревожные дети очень самокритичны, у них завышенные требования к себе. Это очень робкий ребёнок с низкой самооценкой, высоким уровнем беспокойства, чувствующий себя беспомощным и опасающийся приступать к новым видам деятельности.

Тревожные дети делятся на несколько типов:

  • Невротики – имеют нервные тики, заикание, неконтролируемое мочеиспускание.
  • Расторможенные дети – имеют высокую активность и чрезвычайную эмоциональность.
  • Застенчивые дети – боятся практически всего.
  • Замкнутые дети – неприветливы, имеют повышенную настороженность, не отзывчивые.


Признаки тревожного ребёнка:

1. Проявление чувства тревожности при отсутствии контакта с близким человеком.

2. Социальное отчуждение (нежелание общаться, играть, взаимодействовать со сверстниками).

3. Нарушения сна.

4. Плач даже по мелочам.

Дети не рождаются с повышенной тревожностью. Так откуда она появляется?

Trevoga_3.jpg

1. Она может брать свое начало из наследственности, но не той, которая осуществляется за счёт передачи генов, а которая происходит путём подражания родителям, перенимания их образа мыслей и стиля поведения.

2. Из-за нарушений в сфере детско-родительских отношений, повышающих и укрепляющих тревожность, а именно:

  • Нарушения в сфере супружеских взаимоотношений (частые ссоры конфликты между родителями);
  • Повышенные требования к своему ребёнку («Ты должен занимать только первые места!», «Ты должен учиться только на пятёрки!» и т.д.);
  • Разные стили воспитания у родителей, вследствие чего ребёнок чувствует непоследовательность действий и не знает как себя вести, ведь то, что устраивает маму, может не устроить папу и любое действие ребёнка может привести к конфликту с родителем или между родителями.
  • Неудовлетворённость родителей своим уровнем дохода или личностными достижениями (такие родители часто винят во всём окружающих, особенно детей).

Как себя вести с тревожным ребёнком?

  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Если вы хотите подчеркнуть динамику достижений своего чада, то сравнивайте его с ним же вчерашним.
  • Как можно чаще осуществляйте поддержку своего ребёнка, используя тактильные методы (поглаживания, объятия, поцелуи в щёку и т.д.)
  • Не ругайте своего ребёнка при посторонних, а наоборот, как можно чаще хвалите его и не скудным словом «МОЛОДЕЦ», а проговаривая, за что конкретно он заслужил похвалу, таким образом, вы будете повышать его самооценку и значимость, среди его окружения.
  • Старайтесь избегать состязательных видов деятельности и работ, выполнение которых требует высокой скорости. Предупреждайте спешку, заранее сообщая своему ребёнку, что пора приступать к тем или иным видам деятельности, запас времени будет давать ему чувство успокоения.
  • Будьте примером своему ребёнку, демонстрируйте уверенное поведение, ваш ребёнок будет перенимать ваши действия.
  • Не предъявляйте к своему ребёнку повышенные требования, если у него что-то не получается, лучше лишний раз помогите ему, помните, ваша поддержка формирует рост его уверенности в себе.
  • Создавайте благоприятный климат в вашей семье, не допускайте при ребёнке ссор и разногласий по вопросам воспитания. Благоприятный климат в семье способствует гармоничному формированию личности ребёнка и понижению уровня тревожности.
  • При достижении даже малейших успехов хвалите своего ребёнка, такое поведение с родительской стороны также повышает учебную мотивацию.
  • Как можно реже старайтесь делать замечания своему ребёнку, ведь из-за них, как правило, нарастает чувство тревожности.
  • Устраивайте своему ребёнку релаксационные игры, проводите как можно больше качественного времени (релаксационные виды деятельности) с ним (совместное выполнение домашних обязанностей и домашнего задания в качественное время не входят).
  • При высокой интенсивности проявления тревожности обратитесь за помощью к специалистам.
  • Чаще говорите ребёнку, что вы его любите, демонстрируйте свою любовь всеми возможными пособами. Ведь эмоциональная поддержка очень важна нашим детям.

Список рекомендуемой литературы:

1. Костяева В.Н. «Нестандартный ребёнок» – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192 с. – (Родительский клуб)

2. Тайное общество победителей Страха: три истории с хорошим концом / Елизавета Филоненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 60 с. : ил. – (Яркое детство).

3. Правила Жизни / Януш Корчак. Издание 2-е. – М. : «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2013. – 160 с.: ил.

4. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 238 [2] с.: ил.

5. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Е. М. Белоусова, М.Е. Федоровская, В.В. Люлько и др. – Москва: Астель, 2013. – 256 с.: ил.



Комментарии (0)

Добавить комментарий