«Чувство вины у ребёнка и его последствия. |
Каждый человек в жизни хоть раз испытывал чувство вины, а многие с этим чувством живут годами. Чем сильнее ощущение вины, тем сложнее получать наслаждение от жизни, так как это чувство нарастает как снежный ком и способствует развитию многих комплексов и синдромов, с которыми без помощи специалистов не справиться. Часто люди несут на себе чувство вины из самого детства. Давайте разберемся с ним более подробно, узнаем, что оно из себя представляет, как с ним бороться и как воспитывать ребёнка без формирования у него чувства вины.
Чувство вины – это целый комплекс чувств, выстроенный на страхе, стыде, агрессии, растерянности и чужих ожиданиях. Согласитесь, с такой вереницей эмоций не просто жить, да и распутывать её нелегко. Именно поэтому рассматриваемое чувство характеризуется как сложный эмоциональный феномен, сложность которого заключается не только в разнообразии формирования, но и в сложности его проживания.
Можно ли отнести чувство вины к крайне негативным чувствам?
Многие люди направляют чувство вины в созидательное русло: оно помогает человеку адаптироваться в социуме и соблюдать общепринятые моральные и этические правила. То есть при корректном воспитании у ребенка будет формироваться адекватная самооценка, которая будет ему помогать справляться даже с такими негативными чувствами как вина.
Каким образом вина укореняется в сознании ребёнка?
Родители часто стыдят своего маленького сорванца, они полагают, что вызывая чувство вины, они сформируют у ребёнка привычку нести ответственность за свои поступки. Это грубейшая ошибка и глубокое заблуждение. Чрезмерная вина несёт за собой всепоглощающий стыд, порождает закомплексованность и неуверенность в себе. Ребёнок крайне ярко реагирует на постоянные замечания родителей, пробуждающие чувство вины. Итог: в результате некорректного воспитания ребёнок вступает во взрослую жизнь не ответственным человеком, как хотели родители, а эмоционально травмированным, с ощущением себя виноватым во всём.
Как дети пытаются справиться с чувством вины?
Как мы выяснили вина – это сложная разрушительная эмоция. Дети её ярко ощущают и стараются сразу избавиться от неё:
- Слёзы раскаяния. Этот способ помогает не всегда, он снимает основную эмоциональную нагрузку после процедуры прощения родителями, но само чувство остаётся внутри ребёнка.
- Самонаказание. Этот способ несёт в себе разрушение, как эмоциональное, так и физическое. Ребёнок пытается самостоятельно себя наказать за проступок, может подраться, упасть, удариться, вызвать больший гнев родителей. Чем сильнее чувство вины, тем активнее проявляется саморазрушение, которое, по мнению ребёнка, быстрее его приведёт к жалости со стороны родителей и примирению.
- Переадресация вины. Ребёнок не способен ещё брать на себя ответственность за некоторые поступки, в результате чего он старается перенаправить её на другого человека, так как не желает верить в то, что он плохой. Именно поэтому мы часто слышим от своих детей фразу: «Это не я виновата, это он сам сделал…»
Если вы заметили у своего ребёнка именно такие виды реакций на вину, постарайтесь скорректировать свой стиль воспитания:
- Не вызывайте чувство вины у ребёнка.
- Разговаривайте с ним, объясняйте, почему вы считаете, что он СОВЕРШИЛ ОШИБКУ.
- Поделитесь личным опытом, расскажите, какие похожие ситуации были у вас в детстве. Будет здорово, если вы посмеётесь вместе над своими ошибками. Как известно, смех снимает напряжение, ребёнок перестанет ощущать чувство вины и осознает, что ОН НЕ ПЛОХОЙ, ВСЕ СОВЕРШАЮТ ОШИБКИ, благодаря чему, не будет нанесён удар по его самооценке.
- Дайте ребёнку возможность исправить свою ошибку, а если он в силу возраста не в состоянии найти способ исправления ситуации, помогите ему. Этот этап сближает вас с вашим малышом и делает вас в его глазах, надёжным другом, опорой и гарантом поддержки на протяжении его жизни.
- Проанализируйте свои действия. Дайте оценку своим запретам, не слишком ли много вы запрещаете своему ребёнку. Как часто вы даёте ему проявлять инициативу и вырабатываете в нём навык обучения на собственных ошибках. Если заметили недочёты в своем воспитательном стиле, подкорректируйте их, не забывая, что вы тоже имеете права на ошибки.
Помните, ребёнок – это зеркало семьи. Всю коррекцию поведения начинайте производить с себя. Не бойтесь совершать ошибки. Признавайте их. Демонстрируйте свою неидеальность детям. Показывайте своим малышам, как нужно формировать личностный рост на своих ошибках. Учитесь быть лучше вместе со своим ребёнком, и вы увидите, как он стремиться стать лучшей версией себя без угрозы собственной самооценке.
Список рекомендуемой литературы:
1. Шапиро Екатерина Игоревна. 10 причин плохого поведения детей : практическое пособие для родителей и педагогов / Е. И. Шапиро. - Санкт-Петербург : Литера, 2012. – 61, [3] с. с. ил. – (Ох уж эти детки! Секреты воспитания).
2. Нагаева Лейла Гирфановна. Ребёнок говорит неправду! Фантазия или обман? Советы и рекомендации психолога / Л. Г. Нагаева. - Санкт-Петербург : Литера, 2012. – 60, [3] с. ил. – (Ох уж эти детки! Секреты воспитания).
3. Кожевникова Марина Николаевна. 6 основных ошибок воспитания : практическое руководство для молодых родителей / М. Н. Кожевникова. - Санкт-Петербург : Литера, 2012. – 60, [3] с. ил. – (Ох уж эти детки! Секреты воспитания).
4. Петрова Людмила Ивановна. Секреты воспитания в вопросах и ответах / Л. И. Петрова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 251, [2] с.
Друзья, сегодня мы отправляемся
|
Комментарии (0)