Ведущий психолог Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака предлагает родителям изучить такое важное качество, как самооценку личности ребёнка.
Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, отношение к самому себе. Самооценка бывает завышенная, адекватная, заниженная.
При завышенной самооценке ребёнок чрезмерно уверен в себе и, как правило, чрезмерно самостоятелен. Правила общества для него «не писаны», ему безразлично отношение окружающих к нему и его действиям. |
Он не нуждается в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы. Стремится всегда быть первым и готов использовать любые средства для достижения цели.
При адекватной самооценке ребёнок чувствует, что его ценят и уважают. Верит в себя, свои силы, способен принимать решения, адекватно реагировать на ошибки в своих действиях, брать ответственность за свои поступки. Он осознаёт ценность окружающих людей, принимает себя и других такими, какие они есть. Такой ребёнок коммуникабелен, активен, ему нравится учиться. |
Сложные задачи его не пугают. Если с заданием справиться не удалось, он адекватно воспримет критику и примет к сведению все сказанное родителем, учителем. Обычно к такому ребёнку тянется весь коллектив, так как он умеет заинтересовать и организовать сверстников. Именно к такой самооценке важно стремиться.
При заниженной самооценке ребёнок не уверен в себе, отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок замкнут, могут быть проблемы в общении со сверстниками. Низкая самооценка напрямую связана с качеством жизни. Детские стрессы, неврозы, тревожность, поведение «трудных детей» связаны чаще всего с чрезвычайно низким уровнем их самооценки – любое препятствие или неуспех становятся для такого ребёнка испытанием, тестом на собственную ценность. Низкая самооценка, с большой долей вероятности, не даст повзрослевшему ребёнку стать счастливым. Человек, который недоволен собой, не может быть счастлив.
Как формируется самооценка
В первые шесть лет дети формируют свою самооценку почти исключительно на основе информации, которую получают о себе в семье. Оптимальным условием здесь являются гармоничные взаимоотношения ребёнка с родителями, основанные на любви и доверии. В них он черпает уверенность в себе и оптимистический взгляд на мир.
Когда ребёнок идёт в школу, значительную роль в его жизни начинают играть отношения с учителем, со сверстниками, особое влияние оказывают успехи или неуспехи в учёбе, где проявляются его способности и умения. Особенно важно мнение сверстников в подростковом возрасте.
Как вести себя родителям, чтобы сформировать адекватную самооценку у ребёнка:
- Начните с себя. Демонстрируйте поведение адекватного оптимистичного взрослого, который берёт ответственность за свою жизнь на себя, но при этом может ошибаться, учиться, стремиться совершенствоваться.
- Любите ребёнка безусловно, принимайте его таким, какой он есть.
- Проанализируйте и то, как вы общаетесь с ребёнком. Слышите ли вы его, где ваши мысли во время разговоров с ребёнком, интересно ли вам общаться с ним.
- Поддерживайте постоянный качественный контакт с ребёнком.
- Советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнения. По возможности даже действуйте согласно его советам. Не бойтесь показаться слабым перед ним.
- Откажитесь от излишней критики. Если без конца повторять своему ребёнку, что он недотёпа и делает всё не так, то однажды он и в самом деле в это поверит.
- Учитывайте возраст и индивидуальные особенности вашего малыша и давайте посильные поручения, с которыми он может справляться самостоятельно.
- Не делайте всё за ребёнка.
- Поощряйте его инициативу.
- Анализируйте с ребёнком то, в чём он стал делать успехи. Сравнивайте его только с ним же самим, подмечая, насколько лучше, быстрее, аккуратнее он стал.
- Радуйтесь успехам, хвалите ребёнка.
- Адекватно реагируйте на неудачи и неуспех.
- Коллекционируйте достижения успехи вашего ребенка. Можно завести для этого специальный дневник.
- Не игнорируйте детские страхи, говорите о них и оказывайте поддержку.
- Уважайте личные границы ребёнка.
- Научите ребёнка делать что-то, что может порадовать и его, и вас.
Любите и цените своего ребёнка, себя и окружающих!
А сейчас предлагаем вам вместе с рёбенком отправиться на «Остров героев». Здесь вы встретитесь с самыми отважными, смелыми и терпеливыми представителями сказочного мира и их подвигами.
Скорее переходите
|
Комментарии (0)