Национальная детская библиотека Республика Коми им. С.Я. Маршака продолжает исследовать детские эмоции. Предметом сегодняшнего внимания психолога Маршаковки стала печаль.
Изображение |
Любая эмоция, даже такая неприятная, как печаль, несёт для нас пользу. Иногда переживания могут быть болезненным, но, проживая печаль, появляется возможность вдохнуть счастье полной грудью, активно включиться в собственную жизнь и изменить её. |
Как же печалиться «правильно» – так, чтобы этот процесс стал полезным, осветляющим жизнь, приносящим возможность радоваться и быть счастливым?
Научить ребёнка печалиться может только тот родитель, который сам умеет это делать. Так что начните с себя и дайте выход чувствам, не сдерживая слёз. Долгое избегание чувств приводит к тому, что человек словно застывает между печалью и радостью жизни – появляется ощущение, что жизнь проходит мимо. |
Изображение |
К сожалению, многие дети растут с установкой, что плакать стыдно, неприлично, нельзя. Столкнувшись с осуждением, нравоучениям со стороны родителей, им приходится подавлять в себе неприятные эмоции, сдерживать слёзы, скрывать свои переживания. Растёт внутреннее напряжение, отнимающее много сил, не дающее включаться в остальные жизненные процессы (игры, обучение, спорт, способность испытывать радость). Может появиться хроническая усталость, перенапряжение, тревожность и другие неприятные феномены.
Хотите, чтобы ребёнок бежал рыдать в ваши объятия, а не сидел в углу комнаты с комом в горле?
Запомните и примите прежде всего для себя, что печаль – такое же важное «хорошее» чувство, как любое другое. Страдание, печаль – полезные процессы, ведь именно в них ребёнок принимает то, что принять сложно: утрату, установление правил, невозможность иметь что-то или что-то делать, и т. д.
Плакать полезно, в этом процессе ребёнок снимает напряжение в болезненной теме, проживает её, и она тревожит его уже в меньшей степени. После «качественного» проживания печали дети испытывают облегчение, желание активно включаться в жизненные процессы, радоваться.
Плакать важно и полезно в компании, а не в одиночестве.
В момент печалеизлевания родителям не стоит:
- расспрашивать ребёнка о случившемся (разговоры отвлекают от важного процесса, не дают ему завершиться);
- запрещать плакать, просить успокоиться как можно скорее, угрожать наказанием, стыдить, читать нотации и т.п., иначе в следующий раз ребёнок не доверит вам свои чувства;
- обесценивать утраченное (сломанное, утерянное);
- припоминать прошлые неудачи, «добивая» ребёнка.
В момент детской печали родителям стоит:
- обнять ребёнка, если он позволяет, или просто оставаться рядом;
- назвать чувство, состояние, в котором ребёнок находится, принять его («я понимаю тебя, тебе сейчас больно»);
- проявлять терпение, позволить ребёнку догрустить до конца, до последней слезинки.
- дать возможность попрощаться с утраченным;
- обратить внимание на дыхание ребёнка (на выдохе происходит расслабление, освобождение от печали);
- после успокоения поинтересуйтесь, есть у ребёнка желание поговорить (высказаться, пожаловаться);
- помните о приходящих чувствах (боль, страх, тоска), они могут вызвать ощущение беспомощности. Окажите поддержку ребёнку: «я с тобой», «я, несмотря ни на что, здесь». Постарайтесь переключить его внимание на то, что осталось после потери, это послужит дальнейшей опорой;
- утешьте ребёнка, помогите признать: то, что произошло, причинило боль, но эта боль со временем обязательно пройдёт, и станет легче;
- проявите заботу: узнайте, в чём он сейчас нуждается, что было бы хорошо для него сейчас, что могло бы помочь восстановиться. И по возможности обеспечьте ребёнку это;
- помогите ребёнку изменить отношение к утраченному, покажите возможность выстроить новые отношения с тем, что было дорого, не теряя этого окончательно;
- Помогите ребёнку ощутить свободу от прошлого и открыться к новому, отыскать то, что теперь будет подпитывать ощущение жизни и станет новой ценностью.
Мы не всегда ценим в полной мере то, что имеем. Но когда теряем, сила нашей печали показывает, как дорого было то, что теперь потеряно. Такие потери и проживаемая вслед за ними печаль приводят к обновлению внутренней и внешней жизни, подталкивают к личностному росту и дают возможность обрести нечто гораздо большее.
А сейчас предлагаем вам вместе с рёбенком
отправиться на «Острове печали».
Здесь вы найдёте увлекательное задание, в котором вам предстоит вспомнить не только самих литературных героев, но и то, что они говорили. ✅ Скорее переходите по ссылке и отвечайте на вопросы викторины. ✅ В комментариях оставляйте скриншот выполненного задания. |
Комментарии (0)