Психолог Маршаковки рекомендует оценить готовность ребёнка к школе

19 августа 2020
IMG_8505.jpg

Национальная детская библиотека Республики Коми имени С.Я. Маршака продолжает цикл консультаций библиотечного психолога. На этот раз Наталья Худоева предлагает обратить внимание на психологическую готовность ребёнка к школе.

Начало школьного обучения – переломный этап в жизни ребёнка. Новые условия, новые социальные контакты, смена ведущей деятельности с игровой на учебную – всё это требует мобилизации сил. На ребёнка ложатся большие нагрузки – интеллектуальные, эмоциональные и физические.

Первые недели, а иногда и месяцы, первоклассники пребывают в состоянии информационного и эмоционального стресса, последствием которого может стать ухудшение здоровья. В этой ситуации вполне логичны два вопроса: Что такое готовность к школе? Как родителям её обеспечить?

В этой статье мы разберём, что же такое психологическая готовность к школе или школьная зрелость.

Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Школьная зрелость рассматривается с четырёх сторон:

1. Интеллектуальная. К ней относится зрелость определённых психических функций (памяти, внимания, мышления). Сюда не относятся умение считать, писать, читать, это лишь частные навыки, которым можно научить. Под интеллектуальной готовностью понимается умение думать, анализировать информацию, обобщать, выделять главное, делать выводы, выстраивать логические связи. Развитая речь, богатый словарный запас, способность рассказывать о себе, составлять рассказ по картинкам. Развитая речевая и зрительная память. Кроме того, должна быть скоординирована работа глаз и тонких движений руки. Кроме того

На что обратить внимание:

  • Позволяйте ребёнку активно интересоваться окружающим миром, не подавляйте его;
  • Учите ребёнка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи («это происходит, когда…», «Это случилось потому, что…»);
  • Учите ребёнка не только раскрашивать и штриховать, но и перерисовывать с образца;
  • Пусть ребёнок помогает вам запомнить список продуктов, идя с вами в магазин;
  • Развить память, внимание, мышление, речь помогут игры: «Что изменилось», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний», «Я знаю 5» и другие.

2. Личностно-социальная готовность. Ребёнок на пороге школы должен быть готов к принятию новой роли – роли школьника, имеющего свои права и обязанности. У ребёнка со сформировавшейся позицией школьника вся учебная деятельность, отношение к учителю, одноклассникам и самому себе окрашены положительно. До поступления в школу необходимо сформировать коммуникативные навыки у ребёнка, благодаря которым он сможет выстраивать взаимоотношения с коллективом одноклассников, учителем.

На что обратить внимание:

  • Внушайте ребёнку чувство гордости за то, что он школьник, который уже многое знает и может преодолеть трудности;
  • Поддерживайте желание идти в школу, учиться и получать знания, которые ему пригодятся в жизни;
  • Демонстрируйте своё положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам;
  • Позволяйте ошибаться;
  • Качества, помогающие выстраивать эффективные взаимоотношения: дружелюбие, внимание к собеседнику, уважение, эмпатия, активность, честность, доброта, взаимовыручка;
  • Развивайте умение решать конфликты мирным путём;
  • Поддерживайте адекватную самооценку у ребёнка;
  • Давайте ребёнку возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

3. Мотивационная готовность. Хорошо, если у будущего первоклашки сформирован учебный или социальный мотив учения, то есть он хочет в школу, чтобы узнавать новое, стать образованным человеком и многого добиться в жизни.

На что обратить внимание:

  • Развивайте познавательный интерес ребёнка, желание узнавать на собственном опыте;
  • Формируйте положительное отношение к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе;
  • Рассказывайте ребёнку о своих школьных годах, делясь положительным опытом, читайте вместе с ребёнком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках, устройте малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

4. Эмоционально-волевая готовность. Способность делать не только то, что хочется, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ самого себя.

На что обратить внимание:

  • Играть с ребёнком. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.
  • Приучайте ребёнка к режиму дня и смене деятельности.
  • Демонстрируйте веру в ребёнка, искренне поощряйте, помогайте и поддерживайте.
В статье использованы материалы статьи И. А. Пазухиной из приложения к журналу «Дошкольная педагогика».

Комментарии (0)

Добавить комментарий