Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака предлагает вашему вниманию статью коми писателя, журналиста, краеведа Александра Шебырева о жизни и творчестве Вениамина Чисталёва, опубликованную в биобиблиографическом указателе «В.Т. Чисталёв (Тима Вень)».
Изучая художественные произведения Вениамина Тимофеевича Чисталёва, читая его труды, мы с горечью осознаём, что многое из наследия классика коми литературы утеряно безвозвратно… Считается, что рукописи не горят. К сожалению, они горят. И имеют свойство исчезать бесследно. Так случилось со многими текстами Тима Веня. Тима Вень – дитя своего времени. Читая его сегодня, мы соотносим его творческий путь с историческим фоном, конкретными событиями, отразившимися в его произведениях и фактах биографии. Хочется говорить о В.Чисталёве не только как о литераторе, но и – о человек. Каким он был? Чему симпатизировал, чего не любил? Как пришёл в литературу? И главное, - почему его настигла именно такая Судьба? |
От судьбы, говорят, не уйдёшь. В жизни Вениамина Тимофеевича Чисталёва мы находим много особых знаков – «закономерных случайностей». Первый из них – семья. Вениамин Чисталёв родился в селе Помоздино, что на Верхней Вычегде, 20 октября 1890 года по новому стилю. Он был пятым ребёнком в семье. Из десяти детей выжило восемь: Анна, Иван, Мария, Надежда, Вениамин, Иона, Вера и Зоя. Безусловно, будущий поэт был одарён от природы. Но сам он впоследствии не стыдился говорить о том, что ему приходилось добиваться поставленных целей неимоверными усилиями. Возможно, он считал себя на литературной ниве тружеником, пахарем – но никак не баловнем судьбы. В становлении характера Вениамина большую роль сыграл его отец – Тимофей Иванович Чисталёв. Именно он заставил своего сына учиться, заставил «добывать грамоту», хотя юный Вениамин поначалу противился отцовскому желанию. Тимофей Иванович был не просто «культурным крестьянином», - он был просвещённым и в то время достаточно обеспеченным человеком. Служил волостным писарем, избирался земским гласным (по-нынешнему – депутатом), присяжным заседателем уездного суда, попечителем Помоздинского высшего начального училища. За свою деятельность был удостоен юбилейной медали «300 лет дому Романовых». Не имея образования сам, он мечтал его дать детям.
Следующая мета судьбы – встреча Вениамина-подростка с Никоном Алексеевичем Старовским, будущим отцом Героя Социалистического труда, академика АН СССР В.Н. Старовского. Великолепный учитель словесности, Никон Алексеевич, «разворошил» творческую натуру Тима Веня, привил ему любовь к языку и литературе. Благодаря ему и познакомился Вениамин Чисталёв с русской культурой, со стихами Пушкина, Лермонотова, Кольцова. Когда в 1910 году учитель из Помоздино уезжал, многие селяне плакали. А Вениамин Чисталёв, к тому времени уже сам ставший учителем, сказал: «С глубокой грустью провожаем мы Вас, дорогой Никон Алексеевич, из нашего милого Помоздино, где Вы прослужили на поприще учительской деятельности 20 лет… Приехали Вы в Помоздино, когда многих из нас не было на свете. За это время Вы твёрдо шли по избранному однажды пути, и в эти двадцать лет дали образование для всей обширной Помоздинской волости, и тысячи ребят зырянских теперь понимают русскую речь и литературу. Вы своей любовью к народу воздвигли живой памятник в сердцах зырян…».
«Милое Помоздино»… Всю жизнь Тима Вень боготворил свою малую родину. Когда учился в Помоздинском земском училище. Когда тайком от сверстников заливал слезами подушку в Деревянской второклассной школе: так тянуло домой, что хотелось поджечь здание, чтобы «избавиться от этой тюрьмы». От ребяческих безумств спасли книги. Юный Вениамин умудрился перечитать всю школьную библиотеку. Особенно увлекали его книги о крестьянской жизни и о природе. А потом – случилось то, что случилось: Вениамин сам взялся за перо. Причём, писать начал на русском языке. Но… ничего путного из-под его пера поначалу не вышло. Писать на чужом языке оказалось слишком трудно. Не находилось нужных слов для выражения чувств. На родном языке писать – в голову не приходило. И рядом не было никого, кто мог бы помочь.
Требовательный отец заставлял учиться дальше. Следующим этапом должна была стать Тотьма – с учительской семинарией. Но экзаменов Чисталёв не выдержал. И здесь можно усмотреть Его величество случай. Провал не сломил Тима Веня. Наоборот – подтолкнул к самостоятельной, взрослой жизни. В.Чисталёв добился того, чтобы его допустили учить детей – в школу. И в 1908 году его направляют учителем в Пожег. Именно здесь он задумывает и осуществялет свои первые труды на коми языке – детскую книгу «Быдманторъяс» (растения) и «роча-коми буквар» (Русско-коми букварь). |
В 1910 году Вениамин Тимофеевич возвращается в родное Помоздино. С удовольствием работает учителем, но в 1913 году из-за конфликта с районным начальством уходит из школы. Сам он объясняет этот случай просто – «объявил бойкот». Служит некоторое время волостным писарем. В это время им отправлено письмо на имя царского министр Пуришкевича прошение об открытии в Помоздино высшего начального училища.
1915 год. В.Чисталёва забирают на империалистическую войну. Зарубка судьбы не только в этом. Дело в том, что службу нести ему пришлось на Украине. И там, вдали от родных мест он начинает писать исключительно на коми языке. Необыкновенно яркий, роскошный характер южной природы невольно побуждал к сравнениям её со скромными, но бесконечно любимыми картинами северной природы. Рука сама тянулась к перу и бумаге. Позже Чисталёв вспоминал: «Наконец-то моё сердце успокоилось. Наконец-то я нашёл своё счастье и талант… Раскрылся. Проснулся. Как будто болезненный нарыв на ране открылся…».
После империалистической войны он возвращается домой. Участвует в гражданской. До 1933 года работает в школе, преподаёт коми язык, литературу и … лесоводство: Тима Вень не мыслит себя отдельно от природы.
Теперь он уже спешит. Одно за другим выходят его произведения: рассказы, повести, стихи, пьесы. Он устраивает концерты, ставит спектакли, участвует во всех общественных начинаниях. Он будто заранее знает, что жизнь его окажется короткой.
На селе он слывёт человеком авторитетным. Строгим, и в то же время бесконечно добрым. Немногословным, очень обязательным, требовательным к себе и другим. Таким его запомнили окружающие. С теплотой говорили о нём и друзья по перу. Илля Вась (Василий Ильич Лыткин) говорил: «В то время лучше Тима Веня не знал коми языка. Он великолепно знал разговорный жанр: пословицы, поговорки и т.д. Тима Вень привнёс в нашу коми литературу много новых слов. Он настолько рьяно защищал эти новые для нас понятия, что мы сразу же включили их в литературный борот. Сколько бы он успел ещё сделать! Но попал под беспощадную дубину культа личности. Оборвалась его жизнь на взлёте…».
Вениамин Тимофеевич Чисталёв умер 13 октября 1939 года, находясь в тюрьме по обвинению в «буржуазном национализме». Он успел создать семью. С супругой, Александрой Семёновной Ватамановой, дал жизнь детям – Авиа, Музе и Вокану. Будучи делегатом первого Всесоюзного съезда советских писателей, познакомился с Максимом Горьким. Оставил потомкам стихи, рассказы, пьесы.
Он понимал, в какое мрачное время живёт. Догадывался, что могут арестовать, как это сделали с другими. Но до конца не верил. Надеялся. Даже в тюрьме надеялся. В последнем стихотворении «Прӧщай да видза ов» (Прощай и здравствуй), в последней строфе он обращается к своим родным:
Я верю – улыбнётся Судьба моя
И на крыльях своих
К вам обязательно приведёт…
Не привела. Обманула. Ушёл человек. Достойнейший сын своего народа. Осталась память людская. Остались мы с вами, ныне живущие. Сегодня Вениамин Чисталёв – классик коми литературы. И наш моральный долг заключается в том, чтобы следующим поколениям говорить о художественной значимости его произведений.
И последнее. Есть свидетельства о том, что в тюрьме, уже будучи совершенно больным, Тима Вень день и ночь вспоминал… о Пушкине. Дочь поэта Муза Вениаминовна говорила, что, возможно, именно Пушкин подтолкнул отца к творчеству. Не это ли очередной знак выше? До родных дошёл его «арестантский» дневник с пушкинским эпиграфом: «Ещё одно, последнее сказанье…».
Не будем говорить о величии. Не будем никого и ни с кем сравнивать. Достойные люди оставляют в истории неповторимый след. Среди достойнейших – Тима Вень.
Источник:
В.Т. Чисталёв (Тима Вень) : биобиблиографический указатель / М-во культуры Респ. Коми ; сост. В. Е. Горинова ; ред. М. А. Анкудинова ; вступ.ст. А. В. Шебырев. - Сыктывкар, 2007. - 34 с.
Больше информации о жизни и деятельности Вениамина Чисталёва вы можете найти на книжной выставке «Эжва йывса колип» (Соловей с верховьев Вычегды) в отделе краеведения и коми литературы.
Комментарии (0)