Источник фото |
В самом сердце России, где сходятся Европа и Азия, а таёжные леса расступаются перед великой степью, лежит загадочная земля, где с незапамятных времён живёт древний финно-угорский народ. Эта земля зовется Удмуртией, а её жители носят имя, в котором сила природы «уд» соединилась с природой человека «мурт». |
Удмуртская республика – край древних традиций, легенд и богатой культуры. Символом удмуртов является цветок купавы италмас. Существует легенда, что будто бы в цветке италмаса заключена душа несчастной девушки. «Жила в Алнашах скромная девушка Италмас. Нравились ей цвета жёлтый и зелёный. И на работе, и на игрищах – везде можно было её увидеть в жеёлтом платье и зелёном фартуке и переднике. Всем нравилась девушка своим трудолюбием. Но случилось несчастье. Однажды из дальней деревни приехали какие-то люди, чтобы выкрасть её для своего богатого родственника. Выждали они её у берега Тоймы, куда она пришла на свидание к своему любимому – смелому охотнику Замбатыру. Не знала, не ведала она, что её друг лежит связанный недалеко от места встречи. Бросились непрошенные люди на Италмас, но ей удалось вырваться из их рук и спрятаться в густой траве. Она стала шептать какие-то слова, произносить заклинание. И после этого всё заволокло густым туманом, а девушка исчезла. Когда туман рассеялся, луг преобразился – сплошь покрылся золотыми цветами, а Италмас будто растаяла. В том месте, где лежал Замбатыр, появилась заросль рогоза, а похитители, видимо, превратились вместе с лошадьми в конский щавель. С тех пор удмурты купальницу, или иначе купаву, называют Италмасом».
Источник фото
В Удмуртии протекает огромное количество рек и речушек – тут их более 7 тысяч. Впрочем, длина 99% из них не превышает десятка километров, но общая их протяжённость около 30 000 километров. В Удмуртии много родников, благодаря которым она и получила неофициальное название «Родниковый край». Родник по-удмуртски ошмес. Только на территории столицы республики, города Ижевска, более 60 родников с необычными названиями: родник «Адамчик», «Живая воды», «Жучок», «Звонкий», «Дар земли», «Кипун» и многие другие.
Недалеко от посёлка Зуевы Ключи, что в 170 километрах от Ижевска находятся два родника с легендарной «мёртвой» и «живой» водой: Гремячий и Святой. Как в сказке, «мёртвая» вода Гремячего заживляет раны, вода из Святого придаёт сил.
Источник фото
Удмуртия многонациональная республика, в ней проживают представители более ста национальностей. Коренное население республики – удмурты. Что же это за народ? Удмурты – одни из древних восточно-финских народов. Удмурт буквально означает «луговой человек». Прежнее название удмуртов – ары, аряне, арские люди, чудь вотяцкая, отяки, вотяки.
До середины XIII века удмурты занимались рыболовством, охотой, пчеловодством, ограниченной торговлей и промышленностью, животноводством.
Поселения удмуртов долгое время состояли из бускелей – вокруг большого дома выстраивали жилища новые семьи этого же рода. Таким образом сохранялась общность и взаимовыручка, ведь вся работа также делилась между членами семьи. Местечки, где проживали удмурты, называли гурт, а типичную избу – корка.
Источник фото
Удмурты всегда считались гостеприимным народом. Встречали гостей пирогами из ржано-пшеничного теста с начинкой из омлетной массы и добавлением мяса, рыбы, грибов. Угощали мёдом, что всегда считалось проявлением высшей степени гостеприимства. На праздничных столах всегда присутствовали в изобилии дары природы.
В ежедневном меню народа всегда были супы, хлеб, каши. Самыми распространенными и любимыми из хлебных изделий по праву можно назвать кислые лепешки – табани. Табани употребляли с разнообразными подливками: топлёным маслом, сметаной, слегка подсоленным творогом. Табани пекли обычно по утрам в воскресенье, когда вся семья была в сборе или, когда в доме были гости.
Источник фото
Долгие годы историки ведут споры о происхождении блюда, которое во всём мире называют достоянием россиян – пельменей. Именно здесь – на древней удмуртской земле – родился рецепт блюда, которому суждено было стать жемчужиной всей российской кухни. Кто-то говорит, что их родина Урал, сами удмурты приписывают их себе, так как само название было заимствовано именно из языка удмуртов – «пельнянь», где «пель» означает ухо, а «нянь» – хлеб. Именно это блюдо названо национальным, уже несколько лет подряд в республике проходит гастрономический фестиваль «Всемирный день пельменя», а в Ижевске даже установлен памятник пельменю.
Источник фото
В алфавите удмуртского народа 38 букв. А создан он был в 30-е годы ХХ века и основан на кириллице. До этого времени, у удмуртов письменности не было.
А а Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж Ӝ ӝ З з Ӟ ӟ И и Ӥ ӥ Й й К к Л л М м Н н О о Ӧ ӧ П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ӵ ӵ Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я
В удмуртском языке есть слова, схожие с коми. Считается, что эти два языка похожи, и коми и удмурты понимают друг друга без труда: например удмуртский тури – коми тури «журавль», удмуртский куды – коми куд «короб, корзина», удмуртский нянь – коми нянь «хлеб», удмуртский пель – коми пель «ухо», удмуртский ним – коми ним «имя», удмуртский мурт – коми морт «человек».
Удивительно и устное народное творчество народа. Особенно распространены рифмованные четверостишья, пословицы, дразнилки, поговорки, песни, которые часто поются под финно-угорскую музыку.
Удмурты с большим почтением всегда относились к природе – к лесу, реке, родникам. Силам природы посвящены десятки сказок, легенд и песен.
Они верили, что рядом с ними живут сказочные существа, хозяева этих мест (в лесу – леший, в реке или озере водяной), которые могут как навредить, так и помочь, а иногда и просто подшутить над людьми. Среди детей популярностью пользовалась игра «Вумурт» – (Водяной). Острой щепочкой или палкой на земле очерчивали круг, который обозначал озеро. Выбирали ведущего – «водяного». Он «залезал в озеро» – становился в круг. Участники бегали вокруг «озера» и кричали: «Водяного нет, а людей-то много. Не поймаешь!». «Водяной» хватал зазевавшихся ребятишек, приблизившихся к «берегу», и затаскивал их в круг. Пойманные становились его помощниками. Игра продолжалась до тех пор, пока на «берегу» не оставался только один игрок.
Узнать больше о культуре и традициях удмуртского народа, литературном наследии Удмуртской республики, познакомиться с мифами и народными сказками вы можете из изданий, предложенных в списке:
1. Удмуртская республика : энциклопедия / глав.ред. В.В. Туганаев. - Ижевск : Удмуртия, 2004. - 800 с.
2. Атаманов М.Г. По следам удмуртских воршудов / М.Г. Атаманов. - Ижевск : Удмуртия, 2001. - 216 с.
3. Удмуртские народные сказки / сост. Н.П. Кралина. - Ижевск : Удмуртия, 2003. - 144 с.
4. Удмуртская республика / сост. К.Н. Дзюина, Ю.Н. Лобанов. - Ижевск : Удмуртия, 2001. - 32 с.
5. Удмуртские народные сказки, мифы и легенды / [сост., пер., обраб. и предисл. Н. П. Кралиной] ; худож М. Г. Гарипов. - 3-е изд., с изм. - Ижевск : Удмуртия, 2008. - 159 с.
6. Сказки народов Севера / сост., обработ. В. В. Винокуровой, Ю. А. Сема ; худ. А. М. Гусаров. - Л. : Просвещение, 1991. - 335 с.
7. Пера-богатырь : Сказки финно-угорских народов / худож. А.В. Мошев ; сост. А.С. Васькина, Д.М. Леканов. - Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1985. - 127 с.
8. Лопшо Педунь смеётся : удмуртские народные сказки / [сост., пер. и обработка Н. П. Кралиной] ; худож. Михаил Вахрин. - Ижевск : Удмуртия, 2009. - 30 с.
9. Дедушкин родник : рассказы и сказки удм. писателей / сост., автор вступ. ст. В. Ванюшев, худ. П. Павлинов. - М. : Дет. лит., 1981. - 174 с.
10. Лиса и простофиля : удмуртские народные сказки : для старшего дошкольного возраста / пересказ. и обраб. В. Савельев ; худ. М. Скобелев, А. Елисеев. - Москва : Малыш, 1969. - 24 с.
11. Охотник и змея : удмуртские народные сказки / пересказ. З. Веселой ; грав. И. Кузнецова. - Москва : Дет. лит., 1974. - 16 с.
12. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров / В.Я. Петрухин. - Москва : АСТ : Астрель, 2003. - 464 с.
13. Надёжное слово : удмуртские народные сказки / пересказали А. Елагина и М. Ватагин ; худож. Н. Поплавская. - Москва : Малыш, 1985. - 24 с.
Комментарии (0)