Маршаковка продолжает серию интервью с детскими писателями. Сегодняшняя собеседница – Алёна Кашура. В этом году она стала обладательницей Премии Владислава Крапивина в номинации «Выбор Командора». |
- Алёна, что для Вас значит победа в «Крапивинке»?
- Для меня это многое значит... Значит, что мечты сбываются. Что я добралась до одной из вершин, на которую давным-давно засматривалась и изо всех сил старалась покорить. Что в Екатеринбурге у меня появились близкие по духу люди, которых я успела полюбить всего за два дня. И ещё значит, что я стала ближе к Командору, к Владиславу Петровичу Крапивину, книги которого навсегда останутся моей радостью, лазейкой, через которую можно убежать в другие миры.
- Расскажите о повести, которая принесла Вам победу? Скоро ли мы увидим книгу о соседях-соколах?
- Книга о соколах сейчас готовится к печати в издательстве «Феникс». Это история, основанная на реальных событиях. А началась она с публикации в газете «Золотой ключик», где я работаю. Однажды я написала небольшой материал о том, как соколиная семья вывела птенцов в цветочном горшке. История мне так понравилась, что я решила сочинить повесть. История соколов правдива от первой до последней строчки. К тому же её вычитывал орнитолог Владимир Сарычев из заповедника Галичья гора, который расположен в нашей Липецкой области. Так что ручаюсь за каждое слово. А история людей, конечно, выдумана. Любое сходство – обычное совпадение.
- Когда Вы поняли, что можете называть себя детским писателем? И что значит быть им?
- Наверное, только сейчас и начинаю по-настоящему осознавать, что я и правда – детский писатель. Быть им, значит, оставаться немножко ребёнком, уметь удивляться и радоваться, идти по жизни с открытым сердцем и уметь дружить. Ах, да, и ещё быть детским писателем, значит, верить в чудеса. И в деда Мороза. Пожалуй, так.
- Где Вы находите темы для своих произведений?
- Можно сказать, что темы сами меня находят. Когда-то у нас в «Золотом ключике» было экологическое приложение «Сыроежка», где мы рассказывали детям о природе. И вот один наш талантливый автор, энтомолог Михаил Цуриков, прислал для публикации материал о насекомых. В тексте вместе с увлекательными фактами были и легенды, которые люди придумывают про насекомых, а потом сами этих насекомых боятся. Помню, я предложила Михаилу Николаевичу написать большой материал и собрать побольше таких «страшилок» про насекомых, чтобы потом развенчать все мифы. Но почему-то не сложилось. И вот спустя лет десять я вернулась к этой идее. Вернулась, благодаря старшей дочке Ксении. Она увлеклась насекомыми. И я, глядя на то, как ей это интересно, захотела помочь детям, которые боятся разных букашек, победить свои страхи. А страхи больше всего боятся смеха. Работа закипела. Михаил Николаевич присылал мне свои научные статьи, а я «переводила» их на детский язык и снова ему отправляла, чтобы он проверил, нет ли фактических ошибок. Так и родилась книга «Страшный жук? Добрый жук!», выпущенная издательством «Настя и Никита».
- Что составляет круг Вашего чтения и Ваших детей?
-Мы с детьми любим читать разные книги – от русских народных сказок до «Гарри Поттера». Николаю, например, нашему среднему ребёнку, я читала и перечитывала трилогию Лучано Мальмузи «Неандертальский мальчик» и все истории про Петсона и Финдуса. А ещё сказки про русских богатырей. Ксения сейчас читает сказки Андерсена, любит весёлые школьные истории Николая Носова, Виктора Драгунского, Ирины Пивоваровой. Недавно буквально проглотила «Асино лето» Тамары Михеевой. А младшая Мария любит слушать стихи и рассматривать картинки. Её фавориты – серия виммельбухов «Городок» издательства «Самокат», которые придумала и нарисовала Ротраут Сузанна Бернер.
- А в детстве что Вы любили читать?
- В детстве я с головой ныряла в фантастические истории про Алису Селезнёва, ждала своей очереди в библиотеке, чтобы почитать детективы Энид Блайтон и детективы из серии «Чёрный котёнок». Помню, даже прочитала всю серию книг про Тарзана. Я так любила читать, что однажды взяла с собой в поход толстенную книгу о приключения Алисы Селезнёвой. Мы плыли с папой на резиновой лодке по реке. И я умудрилась уронить книгу в реку. К счастью, папа успел её вытащить. Эта книга и теперь у нас в библиотеке – старенькая, разбухшая, но по-прежнему нежно любимая.
- Если бы это зависело от Вас, что бы Вы включили в школьную программу по литературе?
- Честно говоря, не знаю, какие книги сейчас входят в школьную программу. Но, если бы могла, я бы включила в неё «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Хоббита» и «Властелина колец» Джона Толкина, некоторые книги современных авторов – «Облачный полк» Эдуарда Веркина, «Где папа?» Юлии Кузнецовой, «С горячим приветом от Фёклы» Анны Зеньковой, «Голову-жестянку» Серафимы Орловой, «Три твоих имени» Дины Сабитовой, истории Анны Анисимовой, Юлии Симбирской, Тамары Михеевой, Нины Дашевской. Ну и свои «Шкатулочные истории», чего уж скромничать.
- Часто ли Вы ходите в библиотеки и чего ждете от них? Какой должна быть идеальная библиотека?
- С библиотекой нам очень повезло – большая детская библиотека расположена в соседнем доме и её видно прямо из окна. Когда ещё не началась пандемия, мы бывали в ней чуть ли не каждую неделю. А сейчас ходим редко, потому как дальше раздевалки никого не пускают. Просто набираем сумку книг и идём домой.
Идеальная библиотека для меня – это библиотека, где есть книги на любой вкус, где можно ходить между полками, сидеть на мягком диванчике с томиком или на пушистом ковре, где можно поговорить с библиотекарем о новинках, обсудить прочитанное. До пандемии наша библиотека именно такой и была – идеальной. И я всей душой надеюсь, что скоро всё вернётся на круги своя.
Комментарии (0)