Онлайн-квест «Двенадцать месяцев»: 11 задание

24 декабря 2020

В преддверии новогодних каникул Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о самых популярных коми народных играх и предлагает сыграть в игру «Гизь-гизь, гораньӧй».

Друзья, в Маршаковке продолжается онлайн-путешествие по страницам сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».

Читатели библиотеки подготовили видеоролик-задание – вам нужно узнать, у кого спрятано колечко Апреля.

Ответы присылайте в комментариях под постом. Желаем удачи!


Игра с самого детства сопровождает человека. Именно через неё мы познаём мир, учимся взаимодействовать с ним, контактируем со своими близкими, а позже и со сверстниками и другими взрослыми, приспосабливаемся к работе в команде, проявляем фантазию и смекалку, развиваем логику, активируем мыслительный процесс.

Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, развивают чувство справедливости.

У каждого народа есть свои традиционные игры, которые, к сожалению, в настоящее время многими уже забыты. Коми народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины.

Ӧтик-мӧтик
Кык-мык
Куим-уим,
Нёль-моль,
Вит-низь.
Квайт-няйт,
Сизим-мизим,
Кӧкъямыс-мыкталысь,
Ӧкмыс-прӧмыс,
Дас-пас,
Пес чипас!

Почти каждая игра начинается с жеребьёвки, чтобы справедливо установить водящих. Жеребьёвка проводится различными способами, но чаще всего коми дети прибегали к помощи считалок.

Считалки (пудъясьöм) – небольшие стихотворения в шутливой форме. Они передавались из уст в уста, часто переделывались и дополнялись, поэтому многие из них при переводе с коми языка не имеют смысла. Главное достоинство считалок – это их ритмика, богатство звуковых повторов и забавные созвучия.


Игра «Изки карнан» («Рукоятка жернова; Молчанка»)

Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу, и, вращаясь по кругу, приговаривают:

igry_005_1.jpg

Изки карнан, ва карнан,
Код шыасяс – дас печик,
Код оз шыась – дас кӧлач.

Рукоятка жернова и коромысло,
Кто заговорит – 10 щелбанов,
Кто не заговорит – 10 калачей.

После произнесения приговорки игроки замолкают и начинают друг друга щипать, толкать, чтобы кто-то рассмеялся или сказал слово. Кто первым рассмеётся или скажет какое-то слово – проиграл: его понарошку «наказывают» и затем продолжают играть дальше.


Игра «Воробышек» («Пышкай»)

По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:

Igry_004.jpg

Миян гажа сад йӧрӧ
Локтіс пышкай да сьылӧ:
- Пышкай, пышкай, эн вуграв,
Коді нявӧстас, тӧдмав.

Прилетел к нам воробей
И запел как соловей.
- Эй, ты, птичка не зевай,
Кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу, мяу», стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.


Игра «Шырӧн-пельӧсӧн» («Мышь и угол»)

Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мышки». «Мышки» занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает:

igry_006.jpg

Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс,

Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс,

Мышка, мышка, дай мне угол!

Мышка, мышка, дай мне угол!

Мышки тем временем, перебегая, меняются своими углами. Задача кошки – занять пустой угол, пока мыши бегают. Заняв пустой угол, кошка становится мышкой, а мышь, оставшаяся без угла – кошкой.


Игра «Гезйӧн ворсӧм» («Игра с верёвкой»)

igry_008.jpg

Игроки встают кругом, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный момент и резким движением коснуться чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становятся водящим.


Игра «Синтӧм горань» («Слепой горань; Жмурки»)

У определённого с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» («За водой, дровами или сеном?») или «Гораньӧй, гораньӧй! Кытчӧ мунан: чӧдла или озла?» («Горань, моя горань! Куда пойдёшь: за черникой или земляникой?»). Независимо от выбранного ответа его отталкивают в сторону. После этого он начинает искать.

Поймав игрока, водящий должен отгадать его имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

igra_002.jpg

Шапка-тотарка,
Синъясыд куньса,
Колӧкӧ, кутав
Да эн жӧ нин аддзы!
Либӧ:
«Гырйӧс кут,
Тоинӧс кут,
А менӧ эн кут!»
«Шапка-тотарка,
Глаза закрыты,
Если хочешь, ищи,
Но только не поймаешь!»

Или:
«Ступу лови,
Пест лови,
А меня не лови!»


Игра «Ошкысь» («В медведя»)

Igry_005.jpg

Жеребьёвкой выбирают «медведя». Он становится на четвереньки, и его накрывают шубой или одеялом. Остальные участники – сборщики ягод – ходят вокруг медведя и делают вид, что собирают ягоды и при этом поют:

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,
Чӧдтӧ вотам, пувтӧ ӧктам,
Бур вотӧссӧ босьтам,
Лёк вотӧссӧ чӧвтам…

Медведушка-бабушка,
Медведушка-бабушка,
Твою чернику собираем,
Твою бруснику выбираем,
Хорошие ягоды себе берём,
Плохие ягоды выбрасываем…

После этих слов медведь сбрасывает с себя покрывало и ловит кого-нибудь из ягодников. Тот, кого поймал внутри круга, становится медведем. Если же поймать никого не удалось, то снова остаётся медведем.


Игра «Гизь-гизь, гораньӧй» («Гизь-гизь, горань; Колечко»)

Из числа игроков выбирают водящего и прячущего пуговицу. Игроки садятся на стулья, лавку или становятся полукругом и перед собой прижимают ладони, образуя «лодочку». Прячущий пуговицу берёт в свои ладони пуговицу (щепку, горошек, колечко) и начинает раскрывать ладони остальных, чтобы тайно от водящего кому-то оставить. Прячущий может оставить пуговицу и у себя. Водящему можно смотреть за движениями руки. Когда водят руками, все поют:

Igry_009.jpg

«Гизь-гизь, гораньӧй,
Да батюшка Еремей,
Тупкалӧй, тапкалӧй,
Корсялӧй, тӧдмалӧй,
Код ордын гизяньӧй?»
«Гизь-гизь, горань,
И батюшка Еремей,
Прикрывайте, закрывайте,
Ищите, узнавайте,
У кого моя гизянь?»

Если водящий узнает, у кого находится пуговица, тогда сам становится её прячущим, у кого нашли пуговицу – водящим, а прячущий встаёт к остальным. Если водящий не отгадает, ему говорят: «тирс-торс, одного зуба нет». Если трижды не отгадает, он «остаётся без трёх зубов», ему дают задание спеть, потанцевать и т.д.


Ещё больше о коми играх и народных традициях можно узнать из книг в зале Маршаковки «Зиль-зёль».

Igry_011.jpg Igry_012.j3.jpg igra_004.jpg

Весёлых вам каникул!


Комментарии (0)

Добавить комментарий