В преддверии новогодних каникул Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о самых популярных коми народных играх и предлагает сыграть в игру «Гизь-гизь, гораньӧй».
Друзья, в Маршаковке продолжается онлайн-путешествие по страницам сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».
Читатели библиотеки подготовили видеоролик-задание – вам нужно узнать, у кого спрятано колечко Апреля.
Ответы присылайте в комментариях под постом. Желаем удачи!
Игра с самого детства сопровождает человека. Именно через неё мы познаём мир, учимся взаимодействовать с ним, контактируем со своими близкими, а позже и со сверстниками и другими взрослыми, приспосабливаемся к работе в команде, проявляем фантазию и смекалку, развиваем логику, активируем мыслительный процесс.
Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, развивают чувство справедливости.
У каждого народа есть свои традиционные игры, которые, к сожалению, в настоящее время многими уже забыты. Коми народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины.
Ӧтик-мӧтик Кык-мык Куим-уим, Нёль-моль, Вит-низь. Квайт-няйт, Сизим-мизим, Кӧкъямыс-мыкталысь, Ӧкмыс-прӧмыс, Дас-пас, Пес чипас! |
Почти каждая игра начинается с жеребьёвки, чтобы справедливо установить водящих. Жеребьёвка проводится различными способами, но чаще всего коми дети прибегали к помощи считалок. Считалки (пудъясьöм) – небольшие стихотворения в шутливой форме. Они передавались из уст в уста, часто переделывались и дополнялись, поэтому многие из них при переводе с коми языка не имеют смысла. Главное достоинство считалок – это их ритмика, богатство звуковых повторов и забавные созвучия. |
Игра «Изки карнан» («Рукоятка жернова; Молчанка»)
Все играющие берутся левой рукой за большой палец соседа, образуя как бы ручную мельницу, и, вращаясь по кругу, приговаривают:
Изки карнан, ва карнан, Рукоятка жернова и коромысло, |
После произнесения приговорки игроки замолкают и начинают друг друга щипать, толкать, чтобы кто-то рассмеялся или сказал слово. Кто первым рассмеётся или скажет какое-то слово – проиграл: его понарошку «наказывают» и затем продолжают играть дальше.
Игра «Воробышек» («Пышкай»)
По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза, остальные становятся в круг и поют:
Миян гажа сад йӧрӧ Прилетел к нам воробей |
Все замолкают. Кто-нибудь скажет «мяу, мяу», стараясь изменить голос. Водящему нужно узнать, кто подал голос. Если угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.
Игра «Шырӧн-пельӧсӧн» («Мышь и угол»)
Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мышки». «Мышки» занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульчиков). «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает:
Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс, Шырӧ, шырӧ, вай мен пельӧс, Мышка, мышка, дай мне угол! Мышка, мышка, дай мне угол! |
Мышки тем временем, перебегая, меняются своими углами. Задача кошки – занять пустой угол, пока мыши бегают. Заняв пустой угол, кошка становится мышкой, а мышь, оставшаяся без угла – кошкой.
Игра «Гезйӧн ворсӧм» («Игра с верёвкой»)
Игроки встают кругом, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный момент и резким движением коснуться чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становятся водящим. |
Игра «Синтӧм горань» («Слепой горань; Жмурки»)
У определённого с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» («За водой, дровами или сеном?») или «Гораньӧй, гораньӧй! Кытчӧ мунан: чӧдла или озла?» («Горань, моя горань! Куда пойдёшь: за черникой или земляникой?»). Независимо от выбранного ответа его отталкивают в сторону. После этого он начинает искать.
Поймав игрока, водящий должен отгадать его имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:
Шапка-тотарка, |
Или: |
Игра «Ошкысь» («В медведя»)
Жеребьёвкой выбирают «медведя». Он становится на четвереньки, и его накрывают шубой или одеялом. Остальные участники – сборщики ягод – ходят вокруг медведя и делают вид, что собирают ягоды и при этом поют: |
Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ, |
Медведушка-бабушка, |
После этих слов медведь сбрасывает с себя покрывало и ловит кого-нибудь из ягодников. Тот, кого поймал внутри круга, становится медведем. Если же поймать никого не удалось, то снова остаётся медведем.
Игра «Гизь-гизь, гораньӧй» («Гизь-гизь, горань; Колечко»)
Из числа игроков выбирают водящего и прячущего пуговицу. Игроки садятся на стулья, лавку или становятся полукругом и перед собой прижимают ладони, образуя «лодочку». Прячущий пуговицу берёт в свои ладони пуговицу (щепку, горошек, колечко) и начинает раскрывать ладони остальных, чтобы тайно от водящего кому-то оставить. Прячущий может оставить пуговицу и у себя. Водящему можно смотреть за движениями руки. Когда водят руками, все поют:
«Гизь-гизь, гораньӧй, |
Если водящий узнает, у кого находится пуговица, тогда сам становится её прячущим, у кого нашли пуговицу – водящим, а прячущий встаёт к остальным. Если водящий не отгадает, ему говорят: «тирс-торс, одного зуба нет». Если трижды не отгадает, он «остаётся без трёх зубов», ему дают задание – спеть, потанцевать и т.д.
Ещё больше о коми играх и народных традициях можно узнать из книг в зале Маршаковки «Зиль-зёль».
Весёлых вам каникул!
Комментарии (0)