Сегодня во всём мире проходят многочисленные демонстрации новых изобретений детей, конкурсы и награждения. Почему? Да потому, что именно так принято отмечать «Международный день детей-изобретателей».
Все детские изобретения, несомненно, делают нашу жизнь удобнее и интереснее. Дата 17 января была выбрана не случайно: в этот день родился один из выдающихся изобретателей Бенджамин Франклин. Своё первое изобретение – ласты для плавания, которые надевались на руки – юный Бен Франклин придумал в 12 лет.
Можно ли воспитать изобретателя, как развить креативное мышление?
Об этом Маршаковке рассказала ТРИЗ-педагог Наталья Полякова.
- Вы в своей работе используете ТРИЗ-технологии. Скажите пожалуйста, есть ли у ТРИЗ принципиальные отличия от других развивающих технологий?
- Методика ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – существенно отличается от других теорий. Основатель ТРИЗ - Генрих Саулович Альтшуллер, по сути, осуществил научный подход в создании ТРИЗ.
Его многолетние исследования, обобщение своего опыта и опыта других изобретателей, выдвижение и подтверждение гипотез о принципах развития систем, об их универсальности; этих гипотез, образование самой ТРИЗ и ее многократные, успешные апробирования в технике и других сферах – всё это отличает методику создания ТРИЗ от методик создания других технологий творчества. ТРИЗ – это научный метод изобретательства.
- Какие подходы используются в ТРИЗ?
- В ТРИЗ используются, в частности, алгоритмы, позволяющие создать принципиально новую идею или преобразовать уже существующую так, чтобы она стала максимально эффективной на практике.
Это и системно-функциональный анализ, и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), и ресурсный анализ, и поиск противоречий и приемы их решения.
ТРИЗ-педагог Наталья Полякова: «Изобретатели – вокруг нас!» |
|
- С какого возраста ребёнок может освоить эти методы, и нужны ли ему для этого специальные навыки?
- Важно, чтобы у ребёнка были сформированы предпосылки для логического мышления, хорошая эрудиция, воображение, память, внимание, речь. Поэтому важным подготовительным этапом для освоения ТРИЗ может стать развитие творческого воображения.
Уже с 3-4 летнего возраста ребёнку важно развивать память, воображение, логику, классификационные навыки, чтобы с 6-7 летнего возраста ему было легче осваивать методы ТРИЗ.
- Могут ли родители, не имея педагогического образования, использовать ТРИЗ дома с детьми?
- Да, современная ТРИЗ адаптирована для применения в различных сферах, в том числе и в образовании, в педагогике. ТРИЗ-технологии позволяют родителям самим освоить эту методику и применять ее в занятиях со своими детьми. Больше того, родителям настолько начинают нравиться методы ТРИЗ, что они начинают использовать их в своей повседневной жизни! Родители, применяя ТРИЗ вместе со своими детьми, формируют у них навыки изобретательского мышления и сами незаметно становятся изобретателями.
- Где Вы находите сюжеты для изобретательских задач?
- Изобретательские задачи – повсюду, они вокруг нас, и педагоги-ТРИЗовцы давно научились создавать учебные изобретательские задачи из любых житейских ситуаций! Ну, а с маленькими детьми прекрасно подойдет такое увлекательное занятие, как решение сказочных изобретательских задач, ведь в сказках порой заложено столько проблемных ситуаций! И ребёнку важно почувствовать себя героем сказки, а иногда и сочинить сказку на свой лад, помочь её героям!
- Насколько актуальна ТРИЗ в современном мире?
- Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие компании — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие – используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе. Благодаря этому они стали лидерами в своей нише, ежегодно работники этих компаний обучаются на курсах у специалистов международной ассоциации ТРИЗ.
Кроме этого, ТРИЗ–педагогика – просто незаменимый элемент в современном образовании, она напрямую осуществляет компетентностный подход в обучении детей, так необходимый сейчас в современных, быстро меняющихся условиях.
- Вы лично знакомы с детьми-изобретателями?
- Дети-изобретатели, на самом деле, повсюду, в каждом ребёнке живет маленький изобретатель, я убеждаюсь в этом вот уже более 25 лет подряд, общаясь со своими учениками!
Моя первая ученица, шестилетняя Яна Лобанова, заняла 1 место в российском конкурсе «Первые шаги в ТРИЗ» в 2010 году, придумав и оформив изобретательский проект трансформирующейся шапочки-бабочки, которая при выворачивании становилась игрушечной мягкой бабочкой.
Илона Сокерина в возрасте 8 лет разработала проект самоподогревающихся массажных неразбивающихся кружек-вишенок в 2017 году, заняв 4 место в российском конкурсе «С ТРИЗ по жизни». Также, Илона заняла 2 место в российском конкурсе «Первые шаги в ТРИЗ-2018». |
|
В 2020 году семилетняя Женя Садыкова разработала динамические модели парка аттракционов из вторичных материалов. |
Катюша Казакова в 8 лет придумала оригинальный способ выгула кроликов без специальных ограждений и заняла 3 место в российском конкурсе «С ТРИЗ по жизни -2020».
Среди моих учеников еще хочу отметить следующих замечательных изобретателей:
Шадрина Ксюша, 9 лет, Коснырев Егор, 7 лет – 2 место в российской олимпиаде по ТРИЗ- 2019;
Ульяна Мишарина, 9 лет, Михаил Рылин, 7 лет – 3 место в российской олимпиаде по ТРИЗ-2019;
Слепцова Дарья, 9 лет, Мишарина Ульяна, 9 лет, Илюхин Андрей, 9 лет, Вакушкина Алена, 9 лет – 1 место в российском конкурсе «Первые шаги в ТРИЗ-2019».
- Какие изобретения детей произвели на Вас наибольшее впечатление?
- Для меня каждое открытие ребёнка на занятии оставляет неизгладимое впечатление! Блеск в глазах, радость и восторг мальчишек и девчонок, изобретающих каждый раз что-то новое – вот, наверное, ради чего и стоит работать педагогу-ТРИЗовцу!
Среди изобретений моих учеников – идеи новых экоматериалов, новые способы очистки океана от микропластика и технологии переработки мусора и много других полезных открытий, картотека которых пополняется каждый год.
Остается ещё пожелать, чтобы система внедрения изобретений была эффективней, быстрее реагировала на новые идеи, ведь иногда от идеи до внедрения у нас проходят годы. Впрочем, вот и ещё одна изобретательская задачка – ускорить процесс реализации идей изобретений! Думаю, юные ТРИЗовцы с ней вполне справятся в ближайшем будущем!
Комментарии (0)