Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает знакомить читателей с произведениями известных писателей советской детской литературы.
Учёба играет огромную роль в жизни школьника. Но все ли хотят учиться? Каждый ли готов вставать рано утром, собираться и идти в школу, учиться целый день, приходить домой и опять садиться за уроки? Ведь кто из нас в младших классах не мечтал о том, как бы избавиться от надоевших уроков! Именно об этом вспоминал Лев Давыдычев (1927-1988), когда писал свою повесть «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».
Это произведение пермского автора наверняка известно и любимо многими детьми нашей страны, ведь писатель знакомит читателей с мальчиком, в поступках которого многие школьники могут увидеть самих себя. «Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всём белом свете. Почему? Да потому что, между нами говоря, Иван не любит учиться, а жизнь для него – сплошная мука», – так начинается эта история. |
И что он только ни пробует, чтобы в ненавистную школу не ходить. И больным представляется, и заикание изображает, и лунатиком себя объявляет – ничего ему не помогает. Во сне ему снится, как он съедает учебники, а наяву мечтается, что выучил всё за один день и получает сплошные пятёрки. Но, чтобы получать пятёрки, надо домашние задания делать, а вот с ними у Ивана не ладится. В общем, не жизнь, а сплошное мучение.
Повесть состоит из восьми глав, в каждой рассказывается какая-то история из жизни мальчика. Например, в прошлом году играл Иван в белого медведя целый день. В итоге у него – воспаление лёгких! Но для Ивана это радость: ведь в школу-то идти не надо. Или такая: Иван мечтал, чтобы у него голова отвинчивалась. «Идёт урок. Ивана, конечно, не спрашивают: не может же человек без головы говорить! Ведь говорит-то он ртом, рот-то у него на голове, а голова – где? В парте!».
Мальчик так мучился в школе, что придумывал сотни планов, лишь бы туда не ходить. Однажды он решил написать заявление в само МИНИСТЕРСТВО!
«ВМИНЕСТЕРСТВО.
Учительница Меня Мучеит. за каждую ашипку ставит пару. Прашу принятмеру и асвабадит Меня по здаровю ат атучобы спасибо. Хачю палучит пе пеньсию. За это квам опять спасибо и привет Иван Семёнов».
Окружают его не менее забавные персонажи. Например, бабушка, которая души не чает в своём внучке и всячески ограждает его от школы, одноклассников и уроков. Ей совсем не хочется, чтобы внук взялся за ум, ведь тогда он станет самостоятельным, и она не будет ему нужна.
Юмор, доброта, интересные сюжеты, колоритные и совершенно живые, узнаваемые характеры – отличительные черты этой книги. Книга идеальна для младших школьников. Сначала школьники хохочут над Иваном, если у него не получается что-то: когда он вытворяет какие-нибудь глупости, попадает в странные ситуации, общается с соседями и одноклассниками. Но потом читатели на примере видят, как Иван Семёнов учится преодолевать трудности, становится лучше – и не по указу взрослых, а сам приходит к этим мыслям. Это и есть самое ценное в книге – не взрослый решил, как лучше и правильней, а сам ребёнок: Иван в книге, а маленький читатель в жизни.
Несмотря на то, что книга написана много лет назад, сегодня она не утратила своей актуальности. Чем привлекает она детей всех поколений и их родителей? Во-первых, языком повествования. Читаешь, и кажется, что она действительно написана ребёнком. Так непосредственно умеют мыслить только дети. Во-вторых, иронией, с которой автор высмеивает своего героя. Доброй и уместной в той мере, чтобы юному читателю понять ошибки поведения Ивана Семёнова. Именно после таких книг и зарождается любовь к чтению у детей.
Давыдычев Л. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника / Лев Давыдычев ; худож. А. Елисеев и М. Скобелев. – Москва : Советская Россия, 1970. – 128 с. : ил.
Комментарии (0)