Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о творчестве мастера детской книжной иллюстрации Леонида Владимирского.
В детстве все любят сказки. Особенно волшебные, где отважные герои творят чудеса, куклы оживают, а животные и птицы разговаривают человеческими голосами. Леонид Владимирский тоже любил сказки, верил в чудеса, мечтал, что когда вырастет, станет добрым волшебником.
Будущий художник родился в Москве 21 сентября 1920 года. Вырос на Арбате, его мать была врачом, а отец экономистом. После окончания школы поступил в инженерно-строительный институт, где до войны успел окончить три курса. В августе 1941 году был призван в армию и направлен на курсы военно-инженерной академии им. Куйбышева. Окончил войну в звании старшего лейтенанта с медалью «За победу над Германией».
В 1945 году, после демобилизации, поступил на первый курс художественного факультета института кинематографистов (ВГИК) на отдел мультипликации, которое окончил с отличием в 1951 г. После учёбы был направлен на студию «Диафильм», где нарисовал десять детских диафильмов, в том числе «Приключения Буратино» по сказке А. Толстого. В нём художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке, который теперь общеизвестен. В 1956 году в издательстве «Искусство» вышла книга под тем же названием с иллюстрациями Владимирского. С этого времени Леонид Викторович стал заниматься только иллюстрированием книг для детей. Книжка-картинка А. Толстого «Приключения Буратино» была первой работой художника.
Образ деревянного человечка художник срисовал с собственной дочери. В книжке множество иллюстраций и там он нарисовал деревянного человечка восемьдесят два раза. «С каждой новой картиной я рисовал Буратино всё увереннее, хотя, надо признаться, нелегко было изображать его во всех ситуациях похожим. Под конец работы мне стало казаться, что Буратино живой, и я даже стал с ним разговаривать» – вспоминал художник. |
Завоевав любовь детей и пройдя проверку временем, образ Буратино Леонида Владимирского стал классическим. Его используют в кино, театре, по нему делают куклы.
Известной работой художника стали иллюстрации к сказочным повестям А. Волкова. Леонид Владимирский вспоминал: «В 1957 году я пошёл в детскую библиотеку и попросил дать мне самую интересную детскую сказку. Мне тогда выдали «Волшебника Изумрудного города». Я разыскал автора книги Александра Мелентьевича Волкова, этого удивительно доброго и мудрого волшебника, и мы начали работу. Первым делом я нарисовал карту Волшебной страны. Затем поменял колокольчики на шляпе огородного пугала на бубенчики, уговорил писателя рыбу превратить в русалку, а при дворе колдуньи Бастинды подготовить восстание слуг… Я достаточно поморочил голову автору, но он оказался очень терпеливым, и мы удивительно дружно проработали с ним ещё двадцать лет».
Девочку Элли, как и Буратино, художник рисовал со своей дочки. Но главным героем книги он считал не её и даже не Волшебника, а Страшилу. Именно Страшила казался ему самым умным, самым добрым и самым симпатичным персонажем. Хотя по сюжету – это довольно страшное соломенное чучело.
Вначале Владимирский пытался нарисовать несимпатичного Страшилу – с нахмуренными бровями, оскаленным ртом, чёрной дырой вместо носа и ведром на голове. Но почти сразу решил, что такой Страшила детям не понравится. Ведро он заменил на мягкую соломенную шляпу, оскал – на улыбку, хмурые брови – на широко распахнутые ресницы, а дырку от носа заделал заплаткой. Шестьдесят раз Страшила появлялся на страницах книг, и в каждой картине Владимирский старался внести какой-нибудь дополнительный штрих к его образу. В пару маленькому и толстому Страшиле художник изобразил Железного Дровосека высоким и тонким. Таким приёмом он ещё больше оттенил различие их характеров.
Леонид Владимирский не любил рисовать злых персонажей. Над рабочим столом в его мастерской даже висела табличка «Ха-ха-ха, какой страшный!», чтобы помнить о том, что даже злых персонажей в детских книгах надо изображать с юмором.
Эти книги – настоящие проводники в мир волшебства и сказки для детей всех возрастов. Они развивают фантазию и воображение, учат верить в чудеса и воспитывают лучшие качества: смелость, благородство, умение дружить и быть внимательным к другим.
С возрастом глаза художника стали уставать, рисовать было трудно. Он начал писать статьи по искусству и рассказы для детей и взрослых. Вспомнил и о юношеском увлечении, стал писать стихи. Вот одно из них:
Узнать все краски, Понять их звоны, Стихов и сказок Открыть законы. Не будет скуки И многоточий: Работать – сутки, Любить – так очень. Дорогу чуду: Судьбе-удаче. Счастливым буду, И не иначе! |
Комментарии (0)