Маршаковка продолжает знакомство с известными художниками в рубрике «Шедевры книжной иллюстрации». Сегодня рассказ о мастерах волшебной графики – Г. А. В. Траугот.
Трауготы – большая семья художников. Георгий Николаевич Траугот учился в Академии художеств, работал в Ленинграде оформителем, был одним из авторов знаменитой экспозиции в Музее обороны Ленинграда, писал тонкие по цвету пейзажи родного города, которые можно увидеть на выставках в Русском музее. Его жена, Вера Павловна Янова, была блестящим колористом, писала огромные холсты, при жизни никогда не выставлялась. Сыновья Александр и Валерий родились в Ленинграде. Учились в Средней художественной школе при Академии художеств. Занимались скульптурой, живописью, станковой графикой. В 1950-х по моделям Александра и Валерия Трауготов производились тиражные фарфоровые фигурки, изображающие сказочных персонажей: «Чиполлино», «Папа Карло и Буратино» и «Мальвина с Артемоном». При создании этих произведений скульптурную часть работы, в большей степени выполнял Александр, роспись делал Валерий. Но больше всего творческих сил художники вложили в книжную графику. Валерий – великолепный колорист, восхитительные акварельные и гуашевые разводы – его рук дело. А рисунок – дело Александра.
Г. А. В. Траугот – общая подпись, под которой публиковалась книжная графика трёх художников. Первые книги задумывались и создавались совместно с отцом – отсюда и коллективный псевдоним Г. А. В. (Георгий, Александр, Валерий) Траугот.
Братья Александр и Валерий Трауготы – заслуженные художники России. Принимали участие в выставках книг и иллюстраций в России, зарубежных странах. Работы Г. А. В. Траугот находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже, Музее Андерсена в Оденсе, в многочисленных музейных и частных собраниях России, Японии, Франции, Германии, Чехии и других стран.
Первая книга, которую проиллюстрировали Трауготы, – «686 забавных превращений» – вышла в 1956 году.
С тех пор художники оформили более двухсот книг. Это иллюстрации к произведениям Гомера, Ш. Перро, В. Шекспира, Э. Т. Гофмана, братьев Гримм, В. Гауфа, М. Метерлинка, Р. Киплинга, А. Пушкина, А. Чехова, И. Куприна, М. Булгакова, Н. Гоголя, С. Аксакова, Г. Цыферова и т.д.
Одной из самых известных книг в оформлении братьев Траугот оказались сказки Андерсена, они переиздавалась семнадцать раз, а их общий тираж превысил три миллиона экземпляров. В книгах даже не иллюстрации, а хрупкие полупрозрачные образы, пронзительные и поэтичные, незаметно ведущие в сказку.
Сила воздействия братьев-художников поистине поразительна: они не только сами творят волшебство, но при помощи своего искусства делают волшебниками всех нас. В сказках слово и образ героев связаны тысячью невидимых нитей, иллюстрации не просто расширяют пространство текста, но творят новую реальность – небывалую, сказочную.
«Сказка про лунный свет» была одной из первых работ в книжной графике петербургской династии художников. Нина Гернет пересказала эту волшебную историю по-своему, а художники Г. А. В. Траугот сделали к ней иллюстрации. Так в 1966 году появилась «Сказка про лунный свет», которая и теперь нравится маленьким выдумщикам 4-6 лет.
В книге мы знакомимся со старым доктором и его чёрным котёнком. Был самый обыкновенный вечер. Доктор курил трубку, пил чай и читал газету. Котёнок пытался поймать свой хвост – ведь в комнате не было ни бабочек, ни птиц.
Вдруг в окно ворвался ветер, газета на столе зашуршала…
Не успел котёнок опомниться, как очутился на Луне. И читатель так же неожиданно попадает в сказку. Вокруг мерцающая синева, словно пронизанная лунным светом. В иллюстрациях к сказке какая-то тайна, недосказанность, едва заметное движение – от ветра, который ворвался в окно и перенес читателя в сказку. В «Сказке про лунный свет» среди прочих примет угадывается церковь святой Екатерины на Васильевском острове, Тучков мост в Санкт-Петербурге.
Гернет Н. Сказка про лунный свет : [для детей дошкольного возраста] / Гернет Нина Владимировна ; с картинками Г. А. В. Траугот. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 23 с. : цв. ил. – (Читаем с БиблиоГидом) (Волшебные сказки).
Трауготы часто изображали на иллюстрациях свой родной город, даже если текст напрямую с ним не связан.
В небольшой сказке о детской обиде. С. Прокофьевой «Не буду просить прощения» художники настолько правильно смогли передать эмоциональное состояние героев, что хочется поскорее узнать, о чем эта книга.
Немногим иллюстраторам так безупречно удавалось передавать взгляды и характеры людей и животных. Невозможно равнодушно смотреть на иллюстрации в книге, чётко продуманные сюжеты и прекрасные психологические портреты – блестящую, виртуозную работу настоящих мастеров иллюстрации. Рассматривая книгу, не читая текста, можно уже понять, о чем нам хотел рассказать автор. На форзаце – маленькая и одинокая фигурка мальчика, бредущего по огромному пространству холодного, сумрачного, заснеженного города. Она не может оставить равнодушным впечатлительного читателя. Далее – радостный мальчик катается по комнате на велосипеде, и ещё всё хорошо, и ещё ничего не произошло. Но оно непременно произойдёт, потому что чёрный кот на титульном листе как будто предупреждает об этом маленького читателя.
А дальше… начинается сама сказка, каждая иллюстрация к которой – живописное полотно. Из нескольких штрихов рождается изящная шляпка с вуалью, из взмахов кисти – роскошная шуба, а из будто небрежно брошенных мазков – великолепное боа… Завораживают и виды города Санкт-Петербурга. Здесь фантастические петербургские пейзажи.
Эта книга о том, как мальчик Вася обиделся на маму за то, что она не хочет купить ему лошадку-качалку и наговорил ей много обидных слов.
Жил-был на свете мальчик Вася. У него было очень много игрушек. Они были всюду: и под столом, и за шкафом. И даже под кроватью.
Но однажды утром Вася проснулся, и ему захотелось ещё лошадь-качалку.
- Хочу лошадь-качалку, - сказал Вася.
- Хочу лошадь-качалку! - закричал Вася.
- Хочу лошадь-качалку!! - затопал ногами Вася.
- Ну, сыночек, - сказала мама, - подожди немного, сейчас нет денег.
- Ну да, нет денег! - с обидой закричал Вася. - На сахар есть. На котлеты есть. И на картошку, и на морковку… А на самое главное у тебя нет. Просто ты жадничаешь! Да!
Вася не захотел просить прощения у мамы. Ведь обидеть легко, а вот попросить прощения трудно. А вместо этого отправился на поиски другой, более хорошей мамы.
А в город пришли Великие Холода.
Вася сполз с лавочки и пошёл со двора. Когда он уже подходил к воротам, громко заговорило радио:
«Слушайте! Слушайте! Слушайте!.. Человек поссорился с мамой! Человек поссорился с мамой! Эта беда случилась в нашем городе. И теперь в наш город пришли Великие Холода! Внимание! Внимание!.. В наш город пришли Великие Холода!..»
Не сразу, но Вася все-таки понял, что мама любит его. И маму никто не способен заменить. Ни четыре мамы сразу, ни мороженщица, ни лисичка, ни медведица. Вася вернулся домой и помирился с мамой.
Прокофьева С. Не буду просить прощения / СофьяЛеонидовна Прокофьева ; рис. Г. А. В. Траугот. – Санкт-Петербург ; Москва: Речь, 2018. – 49 с. : цв. ил.
Одна из последних работ Г.А.В. Трауготов – книга Б. Сергункова «Петербургские сказки».
Книга приурочена к 310-летию города Санкт-Петербурга. В новую книгу сказочника вошли сказки-мифы о родном городе на Неве, всего около 20-ти сказок о Летнем саде и Зимней канавке, о Невском проспекте и петербургских мостах, сфинксах у Академии художеств и Литейном проспекте и других известных и любимых петербуржцами местах.
Книгу иллюстрировал художник Александр Траугот. Всего в ней более ста прекрасных иллюстраций, которые, вместе с уникальным по поэтичности текстом Сергуненкова должны стать книжным памятником Петербургу. Главным героем сказок является город, настолько реальный, что и всё сказочное волшебство кажется настоящим и живым.
Сергуненков Б. Петербургские сказки / Борис Николаевич Сергуненков; с рисунками Г. А. В. Траугот. – Санкт-Петербург : ДЕТГИЗ, 2014. – 162 с. : ил.
Стиль Трауготов можно обозначить «набросковым». Но какая же получается красота. Им удаётся в нескольких штрихах и плавных линиях передать множество чувств, эмоций и красоты.
Источник: Для мам,
Юлия Раскова,
Папмамбук, Трауготовские чтения,
Книжный шкап, Лабиринт
Комментарии (0)