Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака поздравляет всех с началом нового учебного года и приглашает на экскурсию в школу прежних времён.
Сегодня в классах ребят ждут электронные учебники, интерактивные доски, планшеты, ноутбуки... Но так было не всегда...
Школа в Древнем Египте занимала две с небольшим комнаты с глиняными стенами и земляным полом. Мальчики (а обучали только их) переписывали тексты заостренной тростниковой палочкой, обмакивая её в углубления глиняной чернильницы. За малейшую провинность учеников наказывали физически, считая это неотъемлемой частью обучения.
В Древней Греции школа расцвела около двух с половиной тысяч лет назад. Именно тогда появились литература, математика, музыка, пение, физкультура. В переводе «школа» означала не что иное, как «отдых». Чтобы мальчик хорошо занимался и не потерял по дороге письменные принадлежности, к нему был приставлен специальный раб-«педагог» («детоводитель» по-гречески).
В средние века школы обычно располагались при христианских храмах и монастырях, потому что в это время единственными грамотными людьми были священники и монахи. Для письма стали использовать птичьи перья – гусиные, вороньи и павлиньи.
С середины восемнадцатого века, которое называют эпохой Просвещения, появились просторные классы, глобусы, школьные доски. Постепенно в каждом городе открывались женские и мужские гимназии. В них дети ходили с ранцем, который напоминал солдатский. А старшеклассники стопку книг оборачивали клеёнкой от дождя и перетягивали крест-накрест кожаными ремешками.
В середине девятнадцатого века птичьи перья заменили на металлические. Главным уроком в первых классах гимназии было чистописание. На каждой парте в специальных углублениях стояли чернильницы-«непроливайки». С утра, ещё до уроков, школьный сторож подливал в них свежие чернила.
В двадцатом веке мальчики и девочки стали учиться вместе. Появились яркие учебники, тетради, парты. Чернильные ручки постепенно заменили на шариковые, хотя учителя сначала очень этому противились, потому что считали, что они портят у детей почерк.
Но как бы ни менялось время, что бы ни придумывали люди, ученику всегда нужно иметь желание получать новые знания, терпение, старательность. И пусть в его электронном дневнике будут одни пятерки!
Информация подготовлена с использованием книги
Елены Литвяк «История школы. Про парты, перья и тетрадки».
Комментарии (0)