Рубрика «Ас олӧмысь. Детство писателей»
Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака к юбилею Республики Коми открывает новую рубрику. На сайте библиотеки ежемесячно будут публиковаться воспоминания из детства коми писателей.
Валентина Ивановалӧн казьтылӧмъясысь
(из детских воспоминаний коми писательницы Валентины Ивановой)
Челядь руӧн на ола Зэв тешкодьӧн менам вӧвсьӧма ичӧт дырйи. Ачым тадзи чайтлі. Видзӧда вӧлі ыджыд рӧмпӧштанӧ да муртса ог бӧрд. Мыйла нӧ пельӧй чурвидзӧ, нырӧй быттьӧ кызоват, вом доӧй ичӧт дай. Ки-кок вӧсни. Та вӧсна ичӧтджык вокӧй нимтыліс «кос тӧрӧканӧн». Кор ар дас кык-дас куима вӧлі, ӧти зонкалӧн мамыс менӧ «Мича Валяӧн» кутіс шуны, кӧть ме сылысь писӧ и эг радейтлыв… … Нэм джын нин олі, а пыр на челядь руа, ог и дзеб тайӧс. А ичӧтдырся кадӧй зэв ясыда сувтӧ син водзӧ. Со ӧткымын серпас-пасйӧд. |
***
Помнита, быттьӧ куйла потанын, а менам кок вылын зэв ыджыд руд кань. Сьӧкыд сэтшӧм. Мамӧй шуліс: «Тайӧс тэ эн вермы помнитны, ме висьтавлі да сійӧн син водзад ясыда сувтӧма».
***
Медводдза велӧдысьӧй, Иван Иванович Туркин, ме вылӧ видзӧдӧмӧн пыльснитлӧ вӧлі. Восьса вомӧн вӧлӧм кывза. Ӧтчыд первой классын на пукалігӧн шуӧ: «Валя, мун гортад да ошйысь: талун тэнад крепыд «2». А ме чайті, «крепыд» да, сідзкӧ, бур. И збыль ошйыси гортын. Ёна и сералісны.
***
Мӧскашорын нёльӧд-витӧд классын велӧдчигӧн менӧ, буракӧ, радейтліс Иван Лютоев нима ыджыд да ён зонка. А ме мустӧмті сійӧс. Эз куж «радейтнысӧ». Юрсиӧд нетшкис, мышкам зупйӧдліс, а ӧтчыд, ачым ырыштчи да, киам перӧа ручкаӧн сутшкис. А гижим ӧд чернилаӧн. Киӧй пыр и пыктыны кутіс.. Котӧрті учительскӧйӧ мам ордӧ норасьны. А сійӧ видзӧдліс ме вылӧ да шуис: «Некор эн норась, ачыд водзсась, мед «учитель нылӧн оз нерны». Тадз и велалі ачым ачымӧс дорйыны.
***
Велӧдчывлі бура, но эг радейтлыв ёна пукавны гортса уджъяс вӧчигӧн. Паметьӧй вӧлі бур. Мый урокъяс дырйи кыла, сідз и самасьліс юрам. А ӧтчыд дыркодь ывлаад ворсӧм бӧрын мудз да шуи мамлы: «Мамук, тэ аски менӧ школаад эн юав, талун ёна мудзи да комитӧ ог велӧд». Но, шуис, ог юав. А аскинас… медводдзаӧн юаліс да «2» шняпкис.
***
… Окота вӧлі унаторйӧ велавны. И аснаукӧн ныри-велӧдчи серпасасьны, гижавны висьтъяс, медводдза кывбуръяс. Зіли велӧдчыны весиг вурсьыны, бурдӧдны лэбач-пемӧсӧс да уна мукӧдторйӧ на. Кӧсйылі лоны геологӧн, пемӧс врачӧн, велӧдысьӧн, худлжникӧн… А лои журналистӧн, гижысьӧн.
Источник: «Би кинь». – 2006. – 8 №.
С детством не расстаюсь В детстве я была очень смешной. Мне так казалось. Смотрю, бывало, в большое зеркало, и чуть не плачу. Почему у меня ухо торчит, нос великоват, а рот, наоборот, маленький. Руки-ноги тонкие. Из-за этого младший брат обзывал меня «сушеным тараканом». Когда мне было лет двенадцать-тринадцать, мама одного мальчика стала меня звать «Красивой Валей», хоть я её сына и не любила… … Полвека уже прожила, а всё еще с детством не расстаюсь, и не скрываю это. А детские годы очень отчётливо встают перед глазами. Вот некоторые заметки. |
***
Помню, как будто лежу в колыбели, а на моих ногах лежит большой серый кот. Такой тяжёлый. Мама говорила: «Ты не можешь это помнить, я тебе рассказывала, поэтому так ярко стоит перед глазами».
***
Первый мой учитель Иван Иванович Туркин бывало смеялся, глядя на меня. Оказывается, слушала я с открытым ртом. Однажды, когда я ещё училась в первом классе, учитель сказал: «Валя, иди домой и похвастайся: у тебя сегодня крепкая «2». Я думала, крепкая, значит хорошая. И действительно похвасталась дома. Ну и смеялись же надо мной.
***
В-четвёртых-пятых классах я училась в селе Коровий Ручей. В меня, кажется, был влюблён большой и сильный мальчик по имени Иван Лютоев. А я его недолюбливала. Потому что он не умел «любить». За волосы дёргал, по спине стукал, а однажды, когда я на него замахнулась, проткнул мою руку перьевой ручкой. А писали ведь чернилами. Рука сразу же опухать стала. Побежала я к маме в учительскую жаловаться. А она посмотрела на меня и сказала: «Никогда не жалуйся, сама сопротивляйся, чтобы «учительской дочкой» не дразнили». Так и научилась сама себя защищать.
***
Училась я хорошо, но не любила долго сидеть над домашним заданием. Память была хорошая. Что на уроке услышу, так в голове и зацепится. Однажды, после долгих игр на улице, я устала и сказала маме: «Мамочка, ты завтра меня в школе не спрашивай, я сегодня очень устала и не буду коми учить». Хорошо, говорит, не спрошу. А назавтра … первой меня вызвала и шлёпнула «2».
***
Хотелось всему научиться. Самостоятельно училась рисовать, писать рассказы, первые стихи. Стремилась научиться даже шить, лечить животных и еще многому. Хотела стать геологом, ветеринарным врачом, учителем, художником… А стала журналистом, писателем…
Комментарии (0)