Книжный видеоблогер Дмитрий Гасин: «Дети читают, и ещё как!»

1 февраля 2022
GasinDm.jpg

Дмитрий Гасин уже много лет ведёт читателей по океану детской и взрослой литературы. «Видеоблог Дмитрия Гасина (lapadom)» это явление природы, известное с глубокой древности» – так он сам говорит о своём проекте и предупреждает: стать человеком без книг невозможно.

Дмитрий Гасин знает о новых книгах и авторах всё. Его некоммерческий проект собирает тысячи просмотров, на него ориентируются родители, педагоги и библиотекари.

Snimok.JPG

Маршаковка задала профессиональному читателю и филологу несколько вопросов.

Дмитрий, как сегодня ребёнку и его родителям не утонуть в океане детской литературы? На что ориентироваться при выборе книги?

Действительно, прекрасных книг выходит и пишется много. На что ориентироваться родителям в первую очередь? На рекомендации специализированных ресурсов (например, сайт «Папмамбук») и на советы экпертов (например, независимый книжный обозреватель Евгения Шафферт). В последнюю же очередь следует читать и смотреть отзывы «случайных», незнакомых вам читателей в сети. Это «белый шум», который приходится отфильтровывать.

Для кого-то из читателей при выборе одним из ориентиров являются победы авторов в литературных конкурсах. Насколько объективны их результаты? Сколько шедевров остаются «за бортом» многочисленных конкурсов и какие из них лично для Вас наиболее авторитетны?

И для меня важнейшими ориентирами являются «детские» литературные премии – они все разные, все – пристрастные, но это не важно. Люблю Крапивинку, Книгу.Ру, Большую сказку, премию имени Чуковского и многие другие. Важно, что все книги из каждого длинного и короткого списка – это достойные внимания тексты по умолчанию, как мне кажется. По поводу остающихся «за бортом» тестов – в том-то и дело, что, если автор талантлив, профессионально состоялся, то его книги рано или поздно обязательно попадают в премиальные списки. Важно, чтобы был цивилизованный литературный процесс, когда пресса и читатели не «носят на руках» двух-трех лауреатов в году, забыв обо всем остальном, а уделяют пристальное внимание всем участникам премиальной истории.

Советская детская литература была в значительной степени идеологизирована и уже сейчас благодаря этому несколько «отфильтровалась». Что из советского наследия стало классикой, что Вы посоветует читать современным детям и подросткам обязательно?

Имена «первого ряда» советской детской литературы – это шедевры на все времена. Нет ни одного известного автора, от чьего имени я готов был бы отказаться по каким угодно причинам. Барто, Гайдар, Голявкин, Драгунский, Заходер, Кассиль, Крапивин, Лиханов, Маршак, Носов, Токмакова, Чуковский, Усачев, Успенский и еще полсотни имен… Другой вопрос, что одной советской детской классики совершенно недостаточно для современного ребенка. Мир изменился, и очень сильно. Без современных детских книг ни о каком полноценном детском чтении не может быть и речи.

На какие периоды Вы поделили бы развитие детской литературы, и какой период она переживает в настоящее время?

До конца 18 – начала 19 века к специфически детской литературе можно лишь условно отнести отдельные немногие книги (фольклор не в счёт). С 19 по начало 20 века шёл процесс формирования мировой детской классики, а также активного «сползания» совершенно «взрослых» книг в юношескую, а затем и в детскую литературу (Свифт, Верн, Майн Рид и так далее). Весь 20 век – это расцвет искусства книгоиздания и книжной иллюстрации, это путь к разговору с маленьким читателем на его особом, «детском» языке, это путь детлита к взрослым темам и проблемам, а также – стремительный поворот от нравоучения к просветительству и научно-познавательной функции книг, в том числе и художественных. В начале 21 века общие тенденции еще не ясны, одна из явных черт – это «рывок» в попытке конкурировать с визуальными видами искусства и мультимедийными технологиями.

Другая тенденция – попытка активно включится в процесс гуманизации общества, воспитания толерантности, уважения к чужим культурам и традициям, построения более совершенного постиндустриального общества. Это явление началось давно – в середине 20 века, с освещения борьбы за права женщин, например, и максимума достигло в самом начале 21 века. Есть и другие черты, но их пока не позволяет сформулировать близость к объекту наблюдения, которая искажает перспективу. Русская современная детская литература переживает настоящий ренессанс. Это длится уже второе десятилетие, и, возможно, идёт на спад, но пока что незаметно. Это буйное, фантастически интересное и прекрасное цветение.

При выборе «продвинутые» родители часто ориентируются на Вашу оценку. Сколько книг в месяц Вы успеваете прочитать и как у Вас на всё хватает времени? Есть ли что-то в современной детской литературе, что Вы не прочли?

Никакими специальными техниками скорочтения я не владею, просто читаю быстро, обычно 2-3 книги одновременно, ещё 1-2 – просматриваю. Это старая филологическая выучка, и профессиональный навык, и дар природы, и проклятие, если угодно, – ведь большая скорость чтения имеет и свои недостатки, это же не всегда и не для всех книг хорошо. Я читаю каждый день, в идеале – весь день, но это не полезно, конечно. Большой роман – за два-три дня, роман – за день-два, повесть – за четыре-шесть часов. О детских книгах вообще молчу... Что там читать-то, скажите мне, если измерять именно количество текста?! Но не в количестве же букв дело!

А есть ведь ещё и взрослая литература… Поделитесь предпочтениями или последними открытиями?

У меня есть не очень-то полные и совершенные, но все же обширные тематические указатели к видеоблогу, – ссылки на них в описании под каждым видео. Там есть и перечень «взрослых» книг. А из открытий, но не последних дней, а последних нескольких лет, пожалуй, я назову лишь одно имя – это Елена Катишонок, её романы советую от души, только что вышли два новых – «Детский альбом» и «Джек, который построил дом».

Как Вы относитесь к школьной программе по литературе? Не пора ли её, на Ваш взгляд, обновить?

На мой взгляд, школьная программа должна состоять из двух равноценных, но не равных по объему, или другим формальным признакам, частей. В одной части должна быть классика, «золотой запас»: мы все примерно представляем, что это за книги. И её нельзя менять. Повторяю: выбрасывать из неё тексты нельзя, это формирующая нацию вещь. А вот вторая часть должна во многом отдаваться на волю конкретной школы и конкретного педагога и состоять из современных, часто – развлекательных и популярных текстов, включая комиксы, фантастику, фэнтези и yang adult в 10-11 классах (не подумайте плохого – так называются книги для «молодых взрослых» - для старших подростков). И вот эта вторая часть должна обновляться часто, можно – ежегодно.

Что или кто является определяющим в формировании любви ребёнка к чтению? Какова тут реальная роль библиотеки?

Определяющими факторами являются пример родителей и талант того, кто прикладывает педагогические усилия. Это совершенно не обязательно одни и те же люди. Ответственные родители пытаются, но не всегда достигают тут успеха. Педагогика чтения – сложное дело, тут нужна помощь специалистов. И тогда на сцену выходит библиотекарь. Библиотека – это одно из последних на культурном ландшафте мест, где ярко горит на алтаре огонь живого общения по поводу чтения и книжной культуры. Общение, осмысление и обсуждение прочитанного – вот залог выполнения библиотекой своей миссии. Если библиотека не место общения по поводу книги – она неэффективна, будь там хоть 100 кружков, выставок и мероприятий. Должен светить, согревать и объединять огонь общения и любви к книге.

«Гаджет победил книгу, современные дети не читают». Согласитесь или опровергните?

Дети читают, и ещё как! Но не то, что мы хотели бы, и не то, что мы вообще называли бы книгами. Мир стремительно меняется, мы не поспеваем ни за детским чтением, ни за технологиями. Надо постараться понять и полюбить какие-то современные формы чтения, общения, жанры и инструменты инфосферы.

GasinDmtr.jpg

Ваш книжный видеоблог некоммерческий. А предложения были?

Надобно понимать, что на ютуб люди приходят в основном развлекаться, чтение занимает «десятое» по важности место в интересах обычного человека, а подробный, обстоятельный и привычный для старшего поколения рассказ о книге (10 минут примерно) категорически идёт против требований современного медийного пространства. Я не соответствую этому формату и совершенно осознанно плыву «против течения» всё время работы над блогом. Его монетизация «убьёт» саму подачу материала, необратимо повлияв и на выбор книг, и на сами рассказы. Законы рекламного бизнеса неумолимы. Так что сам блог был, есть и будет в обозримом будущем – бесплатным. Я с удовольствием и весьма успешно (до эпидемии, разумеется) реализовался в сопутствующих блогу формах сотрудничества: я читаю лекции, провожу мастер-классы, обзоры современной взрослой и детской литературы, тематические встречи и встречи со зрителями (там, где меня уже знают, и где они уже есть), круглые столы с авторами и издателями, участвую в библиотечных и отраслевых конференциях, модерирую и веду книжные мероприятия разного уровня сложности, работаю в жюри конкурсов и так далее, онлайн и офлайн. Приглашайте!


Комментарии (0)

Добавить комментарий