Дмитрий Гасин уже много лет ведёт читателей по океану детской и взрослой литературы. «Видеоблог Дмитрия Гасина (lapadom)» – это явление природы, известное с глубокой древности» – так он сам говорит о своём проекте и предупреждает: стать человеком без книг невозможно. Дмитрий Гасин знает о новых книгах и авторах всё. Его некоммерческий проект собирает тысячи просмотров, на него ориентируются родители, педагоги и библиотекари. |
Маршаковка задала профессиональному читателю и филологу несколько вопросов.
– Дмитрий, как сегодня ребёнку и его родителям не утонуть в океане детской литературы? На что ориентироваться при выборе книги?
– Действительно, прекрасных книг выходит и пишется много. На что ориентироваться родителям в первую очередь? На рекомендации специализированных ресурсов (например, сайт «Папмамбук») и на советы экпертов (например, независимый книжный обозреватель Евгения Шафферт). В последнюю же очередь следует читать и смотреть отзывы «случайных», незнакомых вам читателей в сети. Это «белый шум», который приходится отфильтровывать.
– Для кого-то из читателей при выборе одним из ориентиров являются победы авторов в литературных конкурсах. Насколько объективны их результаты? Сколько шедевров остаются «за бортом» многочисленных конкурсов и какие из них лично для Вас наиболее авторитетны?
– И для меня важнейшими ориентирами являются «детские» литературные премии – они все разные, все – пристрастные, но это не важно. Люблю Крапивинку, Книгу.Ру, Большую сказку, премию имени Чуковского и многие другие. Важно, что все книги из каждого длинного и короткого списка – это достойные внимания тексты по умолчанию, как мне кажется. По поводу остающихся «за бортом» тестов – в том-то и дело, что, если автор талантлив, профессионально состоялся, то его книги рано или поздно обязательно попадают в премиальные списки. Важно, чтобы был цивилизованный литературный процесс, когда пресса и читатели не «носят на руках» двух-трех лауреатов в году, забыв обо всем остальном, а уделяют пристальное внимание всем участникам премиальной истории.
– Советская детская литература была в значительной степени идеологизирована и уже сейчас благодаря этому несколько «отфильтровалась». Что из советского наследия стало классикой, что Вы посоветует читать современным детям и подросткам обязательно?
– Имена «первого ряда» советской детской литературы – это шедевры на все времена. Нет ни одного известного автора, от чьего имени я готов был бы отказаться по каким угодно причинам. Барто, Гайдар, Голявкин, Драгунский, Заходер, Кассиль, Крапивин, Лиханов, Маршак, Носов, Токмакова, Чуковский, Усачев, Успенский и еще полсотни имен… Другой вопрос, что одной советской детской классики совершенно недостаточно для современного ребенка. Мир изменился, и очень сильно. Без современных детских книг ни о каком полноценном детском чтении не может быть и речи.
– На какие периоды Вы поделили бы развитие детской литературы, и какой период она переживает в настоящее время?
– До конца 18 – начала 19 века к специфически детской литературе можно лишь условно отнести отдельные немногие книги (фольклор не в счёт). С 19 по начало 20 века шёл процесс формирования мировой детской классики, а также активного «сползания» совершенно «взрослых» книг в юношескую, а затем и в детскую литературу (Свифт, Верн, Майн Рид и так далее). Весь 20 век – это расцвет искусства книгоиздания и книжной иллюстрации, это путь к разговору с маленьким читателем на его особом, «детском» языке, это путь детлита к взрослым темам и проблемам, а также – стремительный поворот от нравоучения к просветительству и научно-познавательной функции книг, в том числе и художественных. В начале 21 века общие тенденции еще не ясны, одна из явных черт – это «рывок» в попытке конкурировать с визуальными видами искусства и мультимедийными технологиями.
Другая тенденция – попытка активно включится в процесс гуманизации общества, воспитания толерантности, уважения к чужим культурам и традициям, построения более совершенного постиндустриального общества. Это явление началось давно – в середине 20 века, с освещения борьбы за права женщин, например, и максимума достигло в самом начале 21 века. Есть и другие черты, но их пока не позволяет сформулировать близость к объекту наблюдения, которая искажает перспективу. Русская современная детская литература переживает настоящий ренессанс. Это длится уже второе десятилетие, и, возможно, идёт на спад, но пока что незаметно. Это буйное, фантастически интересное и прекрасное цветение.
– При выборе «продвинутые» родители часто ориентируются на Вашу оценку. Сколько книг в месяц Вы успеваете прочитать и как у Вас на всё хватает времени? Есть ли что-то в современной детской литературе, что Вы не прочли?
– Никакими специальными техниками скорочтения я не владею, просто читаю быстро, обычно 2-3 книги одновременно, ещё 1-2 – просматриваю. Это старая филологическая выучка, и профессиональный навык, и дар природы, и проклятие, если угодно, – ведь большая скорость чтения имеет и свои недостатки, это же не всегда и не для всех книг хорошо. Я читаю каждый день, в идеале – весь день, но это не полезно, конечно. Большой роман – за два-три дня, роман – за день-два, повесть – за четыре-шесть часов. О детских книгах вообще молчу... Что там читать-то, скажите мне, если измерять именно количество текста?! Но не в количестве же букв дело!
– А есть ведь ещё и взрослая литература… Поделитесь предпочтениями или последними открытиями?
– У меня есть не очень-то полные и совершенные, но все же обширные тематические указатели к видеоблогу, – ссылки на них в описании под каждым видео. Там есть и перечень «взрослых» книг. А из открытий, но не последних дней, а последних нескольких лет, пожалуй, я назову лишь одно имя – это Елена Катишонок, её романы советую от души, только что вышли два новых – «Детский альбом» и «Джек, который построил дом».
– Как Вы относитесь к школьной программе по литературе? Не пора ли её, на Ваш взгляд, обновить?
– На мой взгляд, школьная программа должна состоять из двух равноценных, но не равных по объему, или другим формальным признакам, частей. В одной части должна быть классика, «золотой запас»: мы все примерно представляем, что это за книги. И её нельзя менять. Повторяю: выбрасывать из неё тексты нельзя, это формирующая нацию вещь. А вот вторая часть должна во многом отдаваться на волю конкретной школы и конкретного педагога и состоять из современных, часто – развлекательных и популярных текстов, включая комиксы, фантастику, фэнтези и yang adult в 10-11 классах (не подумайте плохого – так называются книги для «молодых взрослых» - для старших подростков). И вот эта вторая часть должна обновляться часто, можно – ежегодно.
– Что или кто является определяющим в формировании любви ребёнка к чтению? Какова тут реальная роль библиотеки?
– Определяющими факторами являются пример родителей и талант того, кто прикладывает педагогические усилия. Это совершенно не обязательно одни и те же люди. Ответственные родители пытаются, но не всегда достигают тут успеха. Педагогика чтения – сложное дело, тут нужна помощь специалистов. И тогда на сцену выходит библиотекарь. Библиотека – это одно из последних на культурном ландшафте мест, где ярко горит на алтаре огонь живого общения по поводу чтения и книжной культуры. Общение, осмысление и обсуждение прочитанного – вот залог выполнения библиотекой своей миссии. Если библиотека не место общения по поводу книги – она неэффективна, будь там хоть 100 кружков, выставок и мероприятий. Должен светить, согревать и объединять огонь общения и любви к книге.
– «Гаджет победил книгу, современные дети не читают». Согласитесь или опровергните? – Дети читают, и ещё как! Но не то, что мы хотели бы, и не то, что мы вообще называли бы книгами. Мир стремительно меняется, мы не поспеваем ни за детским чтением, ни за технологиями. Надо постараться понять и полюбить какие-то современные формы чтения, общения, жанры и инструменты инфосферы. |
– Ваш книжный видеоблог некоммерческий. А предложения были?
– Надобно понимать, что на ютуб люди приходят в основном развлекаться, чтение занимает «десятое» по важности место в интересах обычного человека, а подробный, обстоятельный и привычный для старшего поколения рассказ о книге (10 минут примерно) категорически идёт против требований современного медийного пространства. Я не соответствую этому формату и совершенно осознанно плыву «против течения» всё время работы над блогом. Его монетизация «убьёт» саму подачу материала, необратимо повлияв и на выбор книг, и на сами рассказы. Законы рекламного бизнеса неумолимы. Так что сам блог был, есть и будет в обозримом будущем – бесплатным. Я с удовольствием и весьма успешно (до эпидемии, разумеется) реализовался в сопутствующих блогу формах сотрудничества: я читаю лекции, провожу мастер-классы, обзоры современной взрослой и детской литературы, тематические встречи и встречи со зрителями (там, где меня уже знают, и где они уже есть), круглые столы с авторами и издателями, участвую в библиотечных и отраслевых конференциях, модерирую и веду книжные мероприятия разного уровня сложности, работаю в жюри конкурсов и так далее, онлайн и офлайн. Приглашайте!
Комментарии (0)