9 февраля сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака и библиотекари десяти муниципальных детских библиотек Республики Коми освоили приёмы развития критического мышления через чтение и письмо.
Методическую встречу провела ведущий методист Маршаковки Анжелика Арапова. Коллеги из муниципалитетов подключились к встрече онлайн.
Предметом обсуждения стал рассказ Геннадия Черкашина «Кукла». Анжелика Арапова познакомила коллег с приёмами технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) и рассказала об особенностях подготовки к подобным занятиям. |
– Для более успешного проведения всем, казалось бы, привычного занятия с приёмом «Чтение с остановками» библиотекарю необходимо выбрать незнакомый для аудитории текст, динамичный, с событийным сюжетом и непредсказуемым, либо открытым финалом, – отметила методист. – Текст нужно условно разделить на смысловые части и тщательно подобрать вопросы к каждой остановке. Вопросы тоже должны быть «правильными» и касаться не только знания фактов и сюжета, но ещё и затрагивать осмысление, анализ и оценку юным читателем происходящего в книге. При чтении библиотекарю очень важно сделать акцент именно на эмоциональное восприятие художественного произведения слушателями.
В связи с тем, что бумажные книги перестали быть единственным источником чтения у современных подростков, у библиотекарей, как и у педагогов, возникает необходимость постоянного поиска новых эффективных форм, методов и приёмов работы с текстами, книгами, способных активизировать читательскую активность, пробудить интерес к чтению художественной литературы.
– Но поскольку чтение и обсуждение книг имеет особое значение для формирования морально-ценностных устоев в жизни детей и подростков, – продолжила Анжелика Арапова, – особенно важно в ходе обсуждения книги ориентировать читателей на нравственное содержание поступков героя или героев. Для реализации этой цели прекрасно подходит еще один из приёмов технологии развития критического мышления (ТРКМ) – кластер.
Составление кластера (англ. cluster – скопление, кисть, рой) – особая графическая организация материала, в которой библиотекарь выделяет основное (героя, предмет, событие и т.д.) и нанизывает, как виноградины на кисть, всё, что происходит вокруг.
– Достоинства применения кластера в том, что он позволяет охватить большой объём информации и вовлекает всех участников коллектива в обсуждение, – подчеркнула специалист. – Это наглядно, красочно, понятно и интересно! Каждый участник обсуждения видит свой вклад в общее дело, чувствует свою сопричастность коллективному творчеству, не боится высказывать своё мнение о прочитанном, либо услышанном художественном произведении.
После изучения теории библиотекари приступили к практике. Для начала А. Арапова познакомила слушателей с автором книги Геннадием Черкашиным, писателем, публицистом, учёным-физиком, историком, философом и моряком. Рассказ «Кукла» написан им по воспоминаниям жены, ребёнком пережившей блокаду, и посвящен её маме, Юлии Михайловне Лазуркиной.
Особое внимание эксперт обратила на иллюстрации в книге. Они принадлежат выдающимся петербургским художникам, также пережившим блокаду: Георгию Траугот и его сыновьям Александру и Валерию Траугот, работавшим под псевдонимом ГАВ Траугот.
В ходе занятия библиотекари, войдя в роль детей, слушали чтение рассказа, во время остановок отвечали на вопросы, предполагали, сочувствовали, мечтали, сопереживали, негодовали и восхищались.
– Просто удивительно, сколько эмоций и чувств в душе взрослого человека может вызвать такая небольшая по объёму история. И как же важно донести смысл духовного подвига ленинградцев и вызвать такую же бурю эмоций в душах наших маленьких и неопытных читателей, – поделилась впечатлениями от занятия Анжелика Арапова.
В Маршаковке очень надеются, что занятие было полезным и пополнило методическую копилку детских библиотекарей Республики Коми. Практика совместных прочтений и обсуждений будет продолжена.
Комментарии (0)