Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает серию интервью с ведущими представителями современной детской литературы. Сегодня разговор библиотекарей – с автором «Помощницы ангела», «Дома П», «Ирочки», «Выдуманного жучка», «Истории северного круга», «Сказок на один укус» и десятков других произведений Юлией Кузнецовой.
- Юлия, какие книги Вы любили читать в детстве? А сейчас? Какие книги предпочитают Ваши дети?
- В детстве я любила читать рассказы про детей. Поэтому моими любимыми авторами были Николай Носов, Аркадий Гайдар, Фрэнсис Бёрнетт, Лев Кассиль, Александра Бруштейн и Марк Твен. Сейчас по-прежнему люблю больше всего читать о людях, поэтому нравятся книги Дины Рубиной, Людмилы Улицкой, Марины Степновой, Елены Чижовой.
Моя старшая дочка поддерживает мои интересы, она тоже любит читать о жизни подростков, поэтому ей нравится «Остров внутри» Дины Артёмкиной, «Место у окна» Веры Ильиной, «Эрго набирает сообщение» Татьяны Донценко, «Я и моё чудовище» Дарьи Доцук, а также все-все книги Тамары Михеевой и особенно её цикл «Семь прях».
Сын Гриша, ему тринадцать, долго обожал смешные школьные рассказы Виктории Ледерман, Виктора Драгунского, Елены Ракитиной, Рене Госинни, Олега Кургузова, Артура Гиваргизова, а сейчас полюбил фэнтези Пола Стюарта с иллюстрациями Криса Ридделла.
- Каких авторов среди детских и взрослых писателей Вы можете назвать своими любимыми?
- С детскими писателями мы давно дружим и читаем друг друга, так что везде рассказываю про Тамару Михееву, Нину Дашевскую, Наталию Волкову, Михаила Лукашевича, Анну Ремез, Ольгу Колпакову, Наталью Евдокимову, Нину Павлову, Серафиму Орлову, Юлию Иванову и других.
Из взрослых авторов открыла сейчас для себя Колин Маккалоу, только недавно прочла роман, который всем знаком, «Поющие в терновнике», и очень им прониклась.
- Как Вы охарактеризуете современные процессы в детской литературе? Есть мнение, что именно сейчас она «на пике» – согласны?
- Мне кажется, начало пика было положено, когда появились семинары фонда Сергея Филатова, и на них преподавали В.М. Воскобойников и М.Я. Бородицкая, а также фестиваль «Детгиз». Детские писатели объединились в группу, даже создали журнал «Переплёт», который до сих пор можно почитать в сети. Хотя, с другой стороны, это просто очередная волна, ведь до этого была волна других авторов, тех, кто публиковался в «Трамвае», и мостиком между «Трамваем» и нашим поколением был журнал «Кукумбер», который придумала Дина Крупская. Именно из «Кукумбера» вышли многие сегодняшние известные авторы, и, кстати, мои первые рассказы тоже публиковались в нём.
- Есть ли у героев Ваших книг прототипы? А сюжеты – из реальных историй?
- Мои герои – всегда из жизни. Но я беру их не целиком. Обычно смешиваю черты внешности, характера, чтобы никто себя потом не узнал. Придёт ко мне человек, скажет: «Это ты меня изобразила?!». А я пожму плечами и скажу: «Ну что ты, там же герой рыжий, а ты – брюнет!». И сюжеты чаще всего из жизни. Мне сложно что-то придумать, зато легко и интересно «подсматривать», как оно бывает в жизни, и фиксировать истории на бумаге.
- Какие темы Вам ближе – первая любовь, дружба, трудности, испытания? Близок ли Вам жанр фэнтези, или «История Северного круга» стала единственным, хотя и очень удачным, экспериментом?
- Трудности и испытания – моя любимая тема. Все мои герои проходят через испытания: и Таша в «Выдуманном жучке», и Ариша в «Дневнике волонтёра», и герои книг «Помощница ангела», «Дом П» и другие. Ведь за человеком интереснее всего наблюдать, когда он борется с трудностями и побеждает. Причём побеждает самым человеколюбивым образом, на который способен. Я ведь очень люблю людей.
Я не писала «Историю Северного круга» как фэнтези, более того, специалисты по фэнтези её иногда поругивают, мол, такие правила не соблюдены, эдакие. Я понимаю их: я поэтому и не пишу фэнтези, уж больно много правил там надо знать. Для меня эта история была о людях, о Дине и Крамте, о непростом выборе, о взрослении. Просто в таких декорациях мне её удобнее было рассказывать. Так я их увидела в своей голове, так нарисовала в своей книге.
- Как родилась идея написать книгу о Доме престарелых «Дом П» и как Вам удалось тяжелую тему брошенных стариков раскрыть так деликатно и с юмором?
- Однажды у меня были сложности в жизни, и мне хотелось, чтобы пришёл кто-то добрый и сильный и помог мне. Я ехала в метро и вдруг увидела в отражении не себя, а старушку в боксёрских перчатках. Я так опешила, что проехала станцию. Это пришла ко мне бабушка Женя. Я начала писать о ней, но трудностей становилось всё больше, и я решила, что моей героине тоже должно быть сложнее в жизни. И отправила её в дом престарелых. Однако я же писатель-реалист. Мне нужно было «прихватить натурку». И я отправилась в настоящий дом престарелых, где познакомилась с удивительными старичками и старушками, давшими жизнь всей этой книге. Деликатность и юмор – это от них! Точнее, от одной из них, Светланы Романовны, которая с юмором рассказывала мне о жизни в Доме П, и её рассказы о «лысых» котлетах и сломанных стульях легли в основу этой книги.
- У Вас немало книг на так называемые «трудные» темы, но ни одна из них после прочтения не оставляет тяжелого осадка в душе читателя. Как Вам это удаётся?
- Я думаю, дело в семье. Я родом из большой, шумной и любящей семьи. Мы так проходили трудные моменты – с юмором и надеждой на лучшее. Поэтому такое отношение к жизни мне привили родители и дедушка с бабушкой.
- Как родился курс «Дом енота» по «расчитыванию» нечитающих детей? Есть ли у Вас помощники, напарники? Что для Вас является мерилом успеха курса?
- Курс про енота Бориса мы делаем вместе с семейным клубом «Праздник науки», который возглавляет Ольга Корнеева. Оля поверила в безумную идею помогать детям учиться читать и писать с помощью енота, поддержала первое спонтанное видео, где я спорю с молчаливым енотом и заодно объясняю детям азы писательского мастерства, и организовала всё, чтобы курс был запущен. Проекту уже больше трёх лет, и енот Борис стал любимцев сотен детей по всему миру.
Мерило успеха только одно – любовь детей к чтению. Если мы с енотом помогли детям полюбить чтение, письмо и русский язык, значит, всё не зря.
- Как Вам удаётся совмещать воспитание троих детей, совместную с Енотом Борисом педагогическую деятельность, потрясающие кулинарные опыты и писательство?
- Ха-ха, спасибо, приятно. Да у меня дети молодцы, самостоятельные. Старшие с младшим помогают. Муж всегда поддерживает мои писательские уходы в текст на все выходные или поездки по разным городам. В общем, всё та же причина – семья. Мне везёт, у меня и большая семья – классная, и маленькая. Наверное, поэтому все мои книги – о семье, а не просто о детях.
- Как Вы отдыхаете?
- Я люблю одна ходить в музей. Просто вожу себя смотреть на картины, а потом пить кофе и думать. Мой отдых – это погружение в себя. В этом я, как ни странно, интроверт. Одиночество лечебно для меня, мне никогда не скучно самой с собой и без телефона. Всегда найду, о чём подумать.
- Что посоветуете родителям и учителям, мечтающим, чтобы их дети и ученики любили литературу?
- Советую читать самим при детях, читать вслух детям всех возрастов, подбирать детям самые интересные и увлекательные книги, играть в словесные игры и просто почаще обнимать детей. Обнимать – это самое главное!
Комментарии (0)