Ксения Горбунова: «Сюжеты сами меня находят»

20 мая 2022
34fCWDkxlb80O8HyuYw2iLvxYTChFA9cL7b7urQV68phQK-kM-d3GyNxiRjtTzqU-x1dVN-FMnOyqWff3auFPVzH.jpg
Фото из архива К. Горбуновой

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает серию интервью с российскими писателями, пишущими для детей.

На этот раз собеседница Маршаковки – Ксения Горбунова, лауреат премии Чуковского, Успенского и многих других престижных наград, мама троих детей и удивительных персонажей. А первые стихи писательницы из Ростова-на-Дону были опубликованы в… Сыктывкаре! Об этом и многом другом Ксения Горбунова рассказала Маршаковке.


- Ксения, каким был Ваш путь в литературу – читательский и писательский?

- Путь – это что-то такое большое и торжественное, правда? А я никогда не стремилась именно прийти в литературу. И не задумывалась, на верном ли пути. Да, мне нравилось читать. Я любила убегать в выдуманные миры с детства. Но делалось это просто потому, что в буквах и строчках мне было хорошо. Раз – прочитала книжку. Два – придумала рифму. Три – написала сказку. А потом оглядываюсь назад – ого! – как много всего пройдено и сделано. До сих пор не могу поверить, что там, за моими пятками, оказывается, такой удивительный писательский путь сложился.

- Вы называете своим проводником в профессиональную литературу Андрея Усачёва. Расскажите, как Вы встретились с ним и как поверили в себя?

- Представьте себе послевоенный Луганск 2014 года. Представьте разрушенные здания, выбитые стёкла и, среди всего этого безобразия, детскую библиотеку представьте, которая работает на голом энтузиазме. И вот однажды в этой библиотеке появилось объявление: «Такого-то числа к нам приезжает известный поэт и сказочник Андрей Усачёв». Как приезжает?! Точно Усачёв?! Точно к нам?! По окраинам до сих пор слышны взрывы. В городе кое-где нет воды и света, а к нам едет живой классик?

fRmbjUpKfR2QGI3hEeDKIWMEhOXBVGYqp819s6AsLYUtteRPhmO4G5H9ltJGCsHuBKK8VvV_pk61ZkB9rMWHvmJi.jpg

Фото из архива К. Горбуновой

Конечно же, я не могла пропустить эту встречу. Не только потому, что хотелось посмотреть на этого отчаянного. Я сама писала стихи, ну, пыталась. Рифмы были кривые и кособокие, но мне они тогда казались хорошими. Я думала, вот покажу Усачёву свои стихи, интересно, что он скажет?

Встреча прошла удивительно. Дети были в восторге. Я тоже, сидела на стуле, подпрыгивала от хохота и радости. Думала, как давно у нас тут не было таких эмоций. В конце подошла к Андрею Алексеевичу и протянула распечатку со стихами, что-то там пробормотала нечленораздельно. Но он понял. Попросил прислать стихи ему на почту. Я и прислала, когда домой пришла. А через несколько дней получила ответ. Андрей Алексеевич разобрал по косточкам каждый мой стих. Из всей подборки ему понравилось только два. Я было повесила нос, но он сказал, что у меня есть способности и мне нужно учиться.

Учиться? А где? Разве можно научиться писательству?

Оказалось, можно. Андрей Алексеевич написал, что существуют школы. В Москве и Питере. Молодые писатели съезжаются вместе со всей страны, обсуждают тексты, учатся у признанных мастеров. «Вам туда нужно поехать», – сказал Андрей Усачёв.

Я тут же принялась гуглить. Нашла писательский семинар, отправила заявку и… прошла отбор. Уже несколько раз езжу туда учиться.

Поэтому, да, я очень поверила в себя благодаря Андрею Усачёву. И ещё кое-что поняла. Нужно учиться не проходить мимо. Замечать людей вокруг, слышать их, помогать им. Потому что никогда не знаешь, чем встреча обернётся для человека и для тебя. Я считаю, что получила огромную милость и постараюсь передать это дальше.

- Какие книги Вы читаете сегодня? Есть ли любимые авторы среди взрослых писателей? Среди детских? С кем из современных российских детских писателей дружите, кто для Вас авторитет?

- Я читаю Евангелие. Меня оно успокаивает, настраивает на нужный лад. Из художественного – взялась перечитывать «Анну Каренину» Толстого. «Моя жизнь» Махатмы Ганди тоже вдохновляет вечерами. Из детских много кого люблю. Новорождённой дочке читаю стихи Насти Орловой. У старших хорошо идут книжки Юлии Весовой, Катерины Земляничкиной, Александры Можгиной. А стихи Алексея Зайцева читали? Почитайте! А ещё лучше – послушайте, как он сам читает свои стихи. «Расчитайки» Ирины Асеевой очень нравятся. Кто ещё? Алёна Кашура, Вера Ильина. С кем дружу? Да со всеми ними и дружу! Поэтому так мне хочется вам поведать, какие это замечательные авторы.

Авторитет для меня, наверное, Анастасия Строкина. Когда читаю её «Совиного волка» или «Держиоблако», исчезаю просто. Была и – раз! – нету меня. Гуляю по долинам и горам. Анастасия Орлова, конечно.

А ещё Марина Москвина. Правда, у неё я люблю не детское. Книга «Учись видеть» – сокровище. Она мой авторитет в жизнелюбии и праздновании каждого дня.

53cl_pcWkLAN1Fx_WjPPYyb0JZ49J1lIl9YUrMiERC1o-elelZjYsygF8QgFSsU6NShsCjn7.jpg

Фото из архива К. Горбуновой

Ну и «Ты, главное, пиши о любви», в соавторстве с Юлией Говоровой – это нектар для души, которая устала от серых стен мегаполиса.

- Если не ошибаемся, Ваш литературный дебют состоялся в сыктывкарским журнале «Радуга», любимом у читателей Маршаковки? Как это произошло? Собираетесь ли повторить этот опыт? Приедете в далёкий Сыктывкар, если пригласят?

- Да, «Радуга» была первая, где мне сказали «да». Я до сих пор помню эти эмоции, когда взяла в руки журнал со своими стихами. Ох, как долго журнал ко мне шёл. Я тогда жила в Луганске, почта не работала. Пришлось окольными путями доставлять. Помню, как взяла пакет, разорвала его прямо на почте и не могла поверить своему счастью. Мои стихи в журнале! Надо же!

Надо бы что-то ещё отправить в «Радугу». Я обещала Нине Новиковой сказку. Займусь ею на днях.

Приеду ли я в Сыктывкар? Думаю, да. Я очень хочу куда-нибудь приехать. Истосковалась по дороге и новым местам. Да и строчки проветрить надо.

- Вы лауреат множества престижных литературных премий. А какая из наград для Вас более ценная (дорогая, почетная)?

- Самая почётная, дорогая и тревожная награда – Премия Успенского. Потому что эту премию мне вручил мой наставник Андрей Усачёв. После объявления победителей я написала ему письмо. «Помните, – спросила, – Луганск, библиотеку, мои корявые стишки?» Он удивился: «Ксения? Так это вы?» Удивительная история случилась. Сказочная. Разве такое можно когда-нибудь забыть?

- Как появляются сюжеты, идеи для ваших историй, где вы их берёте?

_0HPS8-C2BcR88Rjlmr36Zj2d_BqKVW5HPu3cgoa4xT4nM9fObbTCDbI_URiknJh2CD3lGa5cFnBc2R-ItRPJneY.jpg

Фото из архива К. Горбуновой

- А Бог их знает, откуда они берутся! Мне порой кажется, это не я их беру, а они меня как-то находят. Бывает, заведётся в голове история – никак её оттуда не вытравишь, пока не запишешь. Нет, ну правда. Ты как будто на два мира живёшь. Вот налила себе тарелку супа, ложку ко рту поднесла и… замерла. Муж говорит: «С тобой всё хорошо?» Дети говорят: «Мам, ты как?» А ты сидишь с этой ложкой у носа и в стену смотришь не мигая. «Всё хорошо, дорогие, это у меня в голове робоняня ездит».

Со стороны, наверно, это выглядит как болезнь. Но нет, это всего лишь писательство.

- Расскажите о вашей работе в книжном клубе для детей и родителей города Ростов-на-Дону «Дети в Книжном». Как проходят заседания, какие книги берете для обсуждений? Много ли участников?

- Было всего две встречи с моим участием. На первой мы учились писать сказку. Дети сами сочиняли и иллюстрировали. Получилась история про зелёного рыцаря и могучую принцессу. Книжки сверстали, распечатали и подарили каждому ребенку.

Потом была ещё «чудовищная встреча», на которой мы с детьми выясняли, за что можно любить чудовищ. Разукрашивали монстриков, придумывали им имена.

А ещё мы встречались на природе в парке. Читали «Финдуса и Петсона». Дети учились ставить палатку и разжигать костёр. Кувыркались в траве и мочили ноги в ручье. Было здорово! Спасибо организатору Жене за эти встречи. Они наполняют.

- Как Вам удаётся совмещать литературную работу и воспитание троих детей?

- Никак не удаётся. Вообще никак. Я бегаю от одного к другому туда-сюда. В состоянии аффекта. Но, говорят, для творчества такое потустороннее состояние благоприятно. Вот сейчас отвечаю на ваши вопросы. Рядом лежит трёхмесячная дочь и задумчиво на меня смотрит. Старшие собираются на улицу. Сами оделись, пошли. Сохрани их, пожалуйста, писательский бог.

- Есть ли в ваших планах писать книги для подростков, когда ваши дети начнут подрастать?

- Таких планов нет. Я не ориентируюсь на своих детей, когда пишу. Только на то, что внутри. Только то, что просится наружу. Если мне когда-нибудь захочется написать для подростков, с радостью напишу.

- Книги каких авторов любимые у Ваших детей?

- Сын сейчас по уши во вселенной Гарри Поттера. Придумывает новые заклинания, гадает на чаинках и машет у меня перед носом волшебной палочкой. У дочери в топе «Цветочные феи» Катерины Земляничкиной и «Кролик Эдвард» Кейт ДиКамилло.

JwwvBVwVCtFdPu-a23dDmv0XtmrT9-FAVoTxSAjMWQjsfdsvNoxZDPentrnltljMUwn0SMRduw5lYUAdcJJJRwAX.jpg

Фото из архива К. Горбуновой

- Находят ли реальные истории вашей семьи отражение в ваших книгах?

- Конечно. Каждая история – это отражение внутренней радости, боли или любви. Хочешь этого или нет, всё равно напишешь о том, что в душе творится. Даже если история о зайках – всё равно выйдет про душу. У меня так. Находят. Но увидеть, про что именно эта история, можно только тогда, когда она закончена. Заранее нельзя сказать: вот сейчас я сяду и буду писать про это. Если так говоришь, то ничего хорошего не получится.

- Есть ли герои, прототипами которых являются вы сами, ваши близкие и родные?

- Да. Я думаю, Няня Ву – это немного моя мама. Чудовище по имени Бру – мой брат. А Носок-путешественник – это я сама, та моя часть, которая очень хочет странствовать.

- Принимаете ли вы участие в выборе иллюстраторов к вашим историям?

- Принимаю. Издатель всегда присылает эскизы и спрашивает, нравится мне или нет. Я ещё ни разу не сказала, что мне не нравится. Наверно, потому, что мне всегда попадались замечательные иллюстраторы. А может быть, потому, что я не очень хорошо разбираюсь в технике рисунка. В любом случае, мне нравится доверять этот вопрос издателю. Так удивительно ждать, какой получится книга. Как её видят другие люди.

- Любимые ваши издательства, иллюстраторы?

- А можно я не буду отвечать на этот вопрос? Нет, это не тайна. Просто я не знаю, как ответить. Это всё равно, что спросить: у тебя есть любимые друзья? А почему именно они? А другие, выходит, хуже? Я, вот честно, очень люблю всех. Однажды я пришла в одно издательство, а там у главного редактора на столе светильник в виде снитча. Вот как после этого не соприкоснуться краешками душ? Другой издатель пишет пост, и там так много света и радости. Сразу хочется его обнять. Третий, бывает, не отвечает на твои письма, но ты знаешь почему. Потому что помимо книг этот человек ведёт ещё тысячу проектов, занимается благотворительностью. Как тут можно сердиться?

С художниками то же самое. У меня огромная благодарность каждому иллюстратору. За то, что прочитали, пропустили через себя, а потом ещё и нарисовали. Уже одно это приносит счастье и мысль, значит, не зря писала книгу.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте во «ВКонтакте» «12 платьев? Как приходили имена для каждого платья? Напишите ли вы книгу о своих платьях, особенно о Любаше? Что-то похожее на истории «Однажды в шкафу»?

- Рада, что вы спросили. Проект «12 платьев» привнёс в мою жизнь то ещё веселье. Началось с того, что в моём шкафу не оказалось платьев. Рубашки, штаны какие-то висят, а платьев нет. Я решила это исправить. Объявила на весь свет, что буду покупать по одному платью в месяц. А чтобы радостнее дело шло – взялась придумывать каждому платью характер. Так у меня в шкафу появилась аристократичная Джейн, лёгкая Маис, целеустремлённая Трикси, мудрая Морра… и много кто ещё. Последним было платье по имени Любаша. Я наделила его материнской энергией. Как выяснилось, не зря. Через девять месяцев у меня родилась новенькая дочь, которую назвали Любой.

Ocr4N-kSitrMX_fO4aQbj5R4nlD1QiEGxHtyHuVc49pRyBeAUu97X0B0WiNv-sRU2GzZutywJfymozibBN6y6g9_.jpg P1F39NVwf15XizOTGdeYxXgvGtLDFCVaCeNREOl5kbYrAT26Iz-5xiE0J1vF4uyh_wweTDjcPwf5X6KGZxmhLlii.jpg
Фото из архива К. Горбуновой

Книгу о платьях я бы с радостью написала. Тем более, что её ждут мои друзья. Они уже и название придумали «Однажды в шкафу-2. Версия для взрослых». Но у меня пока в приоритете детские сказки.

- Есть ли у вас любимые библиотеки, и часто ли вас приглашают на встречи с читателями?

- На встречи приглашают, но не часто. Да я и сама не сильно люблю встречаться с читателями. Мне проще сидеть в своей берлоге и сочинять. Начинаю паниковать, когда нужно подписывать книжку. Волнуюсь, пишу с ошибками. Кошмар, в общем. Понимаю, нужно с этим что-то делать. На курсы ораторского искусства походить, что ли?

Не могу сказать, что есть самые любимые библиотеки. Мне нравятся маленькие, которые умудряются работать в тяжёлых условиях. Я бы сама с радостью отправилась в заброшенное село и там читала бы детям сказки.

- Откуда у Ваших героев и книг такие необычные имена и названия: Ба, Ву, Огорош, гора Ку?

- А кто их знает? Я их просто слышу в голове и всё.

- В детстве Вы вели рукописный дневник. А сейчас продолжаете это делать?

- Продолжаю. Но сейчас это немного другой дневник. Я веду дневник благодарности. Каждый день записываю в блокнот семь-десять пунктов – за что сегодня можно сказать спасибо. Я благодарю мужа, детей, Бога. Благодарю книги и светлые мысли, если они приходят в голову. Заметила, что чем больше благодарности выпускаешь, то больше счастья испытываешь. А знаете, как потом интересно это всё перечитывать? Вот нет настроения, откроешь дневник, а оттуда на тебя такая волна радости. Ты думаешь: неужели это всё моя жизнь? Как классно.

- Сколько раз от Вас убегали носки, что вы написали об этом в книге? А куда бы Вы отправились в путешествие?

- Сколько раз – не помню. Но то, что они постоянно исчезают, это точно. Я уже не знаю, что делать. Связывала их по парам, прятала один носок в другой. Им хоть бы хны. Открываю комод, а там одни одиночки! Вот куда они деваются, спрашивается? Конечно, убегают путешествовать! Я бы сейчас с радостью сбежала с ними. Куда-нибудь на Алтай. А ещё очень мечтаю побывать на Байкале. Вот бы носки меня взяли с собой!


*** Ксения Горбунова родилась 1987 году в городе Алчевске Луганской области. Окончила Восточно­украинский национальный университет им. В. И. Даля и Педагогический университет им. Т. Г. Шевченко.

OzE8vB8kkZIAUptY4qttzfEUYYy-nShZz0CSuDYqtz3W0kJmzc5kxOWUe7aiGPivVJxqkKnZfxcVyK_rF4FYMrgu.jpg

Фото из архива РГДБ

Автор сказок, рассказов, волшебных историй для детей. В детстве хотела убежать из дома и жить в джунглях, как Маугли. Обменивалась с друзьями безделушками как Том Сойер. Прыгала на кровати, представляя, что лечу, как Питер Пэн. Писала письма в Хогвартс и подолгу сидела в шкафу, пытаясь отыскать вход в Нарнию.

Лауреат конкурса «Новая детская книга», финалист Международного фестиваля детской литературы «Корнейчуковская премия», лонг премии Владислава Крапивина, лауреат премии «Большая сказка». Подробнее здесь.

2017 – Полуфиналист конкурса «Новая детская книга» издательства «Росмэн» (за книгу «Буки-баюки»).

2018 – Лауреат конкурса «Новая детская книга» издательства «Росмэн» в номинации «Для тех, кому за 6» (за книгу «Лохматым и зубастым не входить»).

2018 – Лауреат Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальный родник» в номинации «Литературное творчество для детей: стихи».

2018 – Финалист конкурса «Новая сказка» издательства «Аквилегия-М» (за книгу «Волшебный Луна-парк мадам Перепрыг»).

2019 – Финалист X сезона конкурса «Новая детская книга» издательства «Росмэн» (за книгу «Фукля и тесто»).

2020 – Финалист литературного конкурса «Белой вороны» (за книгу «Молекула в стакане»).

2020 – Полуфиналист Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина.

2020 – Победитель первого сезона премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского (за книгу «Однажды в шкафу»).

2021 – Полуфиналист Премии имени Корнея Чуковского в номинации «Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте до 7 лет» (за книгу «Кто ты, Няня Ву?»).


Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • Елена Габова ,
    23.05.2022, 10:46:32
    Очень-очень интересно. Такой веселый человек! Наверное, все-таки немножко грустный, потому что писателю без грусти никак. В интервью веселый. У меня тоже теряются носки, ищу-ищу одиночку, нет и все. Это, оказывается,они отправляются путешествовать! Вот здорово! Теперь не буду сердиться на потеряшек, ведь они где-то в дороге, и может быть, им трудно, может они запутались в колючем кустарнике или их взяли в плен злые муравьи... Доброго пути, Ксения! Не потеряться в трудных местах, всегда находить себя и своих героев!