Маршаковка знакомит читателей с мифологией коми народа

12 августа 2022

Мифы – это древнейшее представление коми о появлении и существовании мира, вещей, людей и животных. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает об одном из персонажей коми мифологии.

Ош (Медведь) – самый могучий и опасный зверь пармы, обладающий к тому же большим внешним сходством с человеком. В мифологии это сверхъестественное существо, сильное, обладающее разумом.

У коми Ош считался сыном верховного божества Ена, вместе с которым он некогда жил на небе. Однажды Ош увидел, как одна женщина уронила половинку горошины, слез с неба на землю и съел её. Ен рассердился и лишил его права жить на небе.

По другой коми мифологической версии, Ош произошел от человека по имени Михаил, который пошёл в лес, встал на четвереньки и стал так ходить по деревянной колоде. Пришёл леший и превратил его в медведя. Этот Ош похитил женщину, стал с ней жить в берлоге, и от них начался весь медвежий род.

Согласно коми мифу «О медведе», когда медвежата выросли «стали по лесу ходить. Людей стали искать, есть. Где услышат медведи звук топора, туда и идут, мужика есть. И много людей они съели.

medved1.jpg

Тогда спустился на землю Микола Угодник. Свалил берёзу и начал клин вбивать, ствол расщеплять. Услышал медведь звуки топора, и пришёл. Спрашивает медведь: «Что ты, старик, делаешь?». «Да я вот полозья для саней готовлю». Медведь и говорит: «А я тебя съесть пришёл». Мужик ему в ответ: «Сейчас, только дерево расколем, пусть добрым людям на полозья останется». «И добавил старик: «Давай», - говорит, - лапу засунь в расщеп, клин в другое место вобью». Медведь сунул лапу. И сильно зажало медвежью лапу. Кричать стал медведь: «Отпусти, старик, ноге очень больно!».

Как возьмёт старик железный прут и как начнёт железным прутом бить медведя. Очень сильно избил. Мясо измочалилось, кровь там потекла.

«Старик, отпусти!» Старик спрашивает: «Будешь ещё мужиков есть?» «Нет, - отвечает, - если человеческие шаги услышу, я», - говорит, - убегу. Так вот человека бояться буду».

Согласно коми-пермяцкому этиологическому мифу, Ош был сотворен Еном одновременно со всеми другими животными. Вначале Ен вылепил из глины для них туловища, потом вдохнул в них жизнь. На другой день он сделал всевозможные хвосты, и все животные стали выбирать их себе по вкусу. Ош так долго не мог выбрать себе подходящий хвост, что остался вообще без него, отчего очень расстроился. Тогда Ен выскреб все остатки глины, застрявшие между пальцами, и сделал медведю хвост. Получился он короткий и толстый.

У коми-пермяков зафиксирован оригинальный вариант космогонического мифа, в котором Ош предстает как создатель земного рельефа. Земля вначале была плоской и ровной, но откуда-то пришёл Ош и расцарапал её когтями, после чего образовались болота и горы.

Главным признаком, отличающим человека от медведя, считался большой палец на руке. Согласно коми мифу, Ош просил у своего отца Ена дать ему большой палец, но получил отказ с угрозой в противном случае дать собаке лук и стрелы, а человеку крылья. По другой версии, Ош обратился с этой просьбой к святому Николаю и получил аналогично аргументированный отказ, но взамен ему было позволено осенью на короткий срок «Ош чуалан лун» быть в лесу полным хозяином.

Источники:

Мифология Коми / Н.Д. Конаков и др. ; науч. ред. В.В. Напольских. – Москва : ДИК, 1999. - 480 с. : ил., карт.

Войдӧр. Когда-то. Мифы, легенды, предания коми народа / сост. П.Ф. Лимеров. – Сыктывкар : Кола, 2012. – 160 с. : ил.

Комментарии (0)

Добавить комментарий