Ольга Колпакова: «Каждая книга для меня – отдельная жизнь»

31 августа 2022

16 сентября в Сыктывкаре стартует литературный фестиваль «Зарни кыв». Его гостями станут известные писатели, иллюстраторы, режиссёры, артисты. Маршаковка начинает публикацию интервью с некоторыми из его гостей. Одна из участниц фестиваля – известная детская писательница, частая гостья Республики Коми Ольга Колпакова.

znY3C4ABgVI_1_1.jpg

- Ольга, Вы приезжаете в Сыктывкар в шестой раз. Есть ли ещё такой счастливый регион, где читатели так часто встречаются с вами? Чем привлекательная для Вас Республика Коми?

- Наверное, на Урале все же встреч было на порядок больше. А вот на родине, в Алтайском крае, их по пальцам можно сосчитать, хотя я там живу четверть года. Республика Коми привлекательна для меня друзьями, профессионализмом библиотек и теплыми отношениями с читателями. В Сыктывкаре не было ни одной провальной встречи или встречи для галочки. И, конечно, уровень вашей журналистики тоже хочется отметить. Я в долгу перед Коми. Может быть, когда-нибудь я дозрею до книги, воспевающей этот близкий мне край.

2222.jpg P6H7v-01GIrJ9aUuvUQOmyi9_EAI7NhoEyOKq9csdpFRUAieU_BPkOQLRIzuby-o3R-yS27bA4BpuhwF4-U6I83S.jpg

- Название фестиваля «Зарни кыв» переводится с коми языка как «золотое слово». Насколько золотыми являются сегодня слова и книги писателей, как отделить золото от того, что просто блестит?

- Вот он вопрос, который говорит многое! Посмотрите, какими острыми, какими свинцовыми, если не золотыми, сегодня становятся слова. Одни слова стараются подменить другими – потому что понимают – «слово – это ветер. А ветер – это сила». Золотое и то, что просто блестит, иногда невозможно развести. Вспомните книги, которые оказали влияние на ваше мировоззрение, заставили плакать или убегать из дома. И прочтите их сегодня. Часто они нас разочаруют. Но в определённый период такая «блестяшка» почему-то была необходимой и важной. Часто в книгах мы ищем не что-то, что перекопает нас, взрастит, заставит мозг перестроиться, а просто подтверждение своих мыслей и оправдание поступков – такой литературе и нет задачи становиться золотым фондом.

- Одна из Ваших книг называется «Это все для красоты». Не пересказывая её содержание для тех, кто не читал, скажите, что помогает делать мир красивым и что есть красота для Вас?

- Понимание ценности жизни. Это у меня не только в книге «Это все для красоты». Я атеист и завидую верующим людям любой религии. У них есть надежда на вечную жизнь. У меня же нет – в том смысле, в котором это может представить человек верующий. Это такая лотерея – получить жизнь. Это то, что продолжает меня поражать, удивлять и радовать. И нет ничего чудеснее этого. Превращать эту очень коротенькую жизнь в самое прекрасное приключение, насыщенное, полное добра и радости – и для себя и для тех, кто рядом – в этом для меня миссия человека. Украшать этот мир своим существованием, своими делами…

- В последнее время Вы провели несколько писательских треннингов, занимаетесь с пишущими детьми. Можно ли научить человека писать, сделать писателем?

- Конечно, можно. Кто-то, имея много книг и премий, может стесняться называть себя писателем. Но есть авторы одной книги, которые во всех анкетах зафиксируют, что они писатели. Можно даже за месяц написать книгу с нуля, которую издадут. Дело в форме, в цели, в мотивации. Дело в том, кто будет её читатель. Будет ли это литературой? Это вопрос. Но кто сейчас не жалеет, что их прапра- и еще двадцать раз прадед не оставил своих записок, размышлений, дневника? Писать надо. Это память. Или вашей семьи, рода. Или память народа и человечества. Это история. Это познание мира.

Snimok.JPG ZhVNIyl9LEoQv6jfgESSJ9zIjmOAoJoTHyNoJHJ7uSzZ6iR2OMqQhoEYUUGA4VU_sfKd2jTLxOBOqXwS5tFO0lfw.jpg

- Вы автор множества познавательных, научно-популярных книг. Что писать сложнее и интереснее – художественную литературу или нон-фикшн?

- Для меня – художественную. Я пишу очень медленно. Каждая художественная книга для меня – отдельная жизнь. А познавательная – веселый урок, приключение, открытие, которым тут же хочется поделиться с остальными.

o6J7ufwzwk42VoJDIydIL1CXi5DB7JkS3K0ODl5djNnvzfsYN7zF9VT2hEt5nxBgKfFZogybKChvGZnTUDVRyhs-.jpg

- Сколько в детском писателе должно оставаться «ребёнка», или он должен быть взрослым, сильным и мудрым?

- Бабушка с бантиками, дедушка, ворующий конфеты или катающий машинки (не в игре с внуком, а сам по себе), публичная истерика человека, которому за 30 – это признаки того, что в душе ты ребенок? Вот эти заигрывания: «а мне в душе 7 лет» – не для меня. Мне нравится, когда человек способен адекватно относиться к своему возрасту. И просто тупо задерживаться на стадии 7, 12, 15 лет. Что означает, что тебе 13? Ты рыдаешь, потому что тебе показалось, что сосед на тебя не так посмотрел, ты влюбляешься в актёра, ты одеваешься так, как принято в твоей тусовке, а не как тебе удобно, ты стараешься изо всех сил, чтобы тебя заметили, совершая глупости. Дети прекрасно приспособлены к обработке своего жизненного опыта. Если 14-летняя девушка прочитает дневник себя 13-летней, то она скажет: «Почему я это делала? Какая я была дура!» Это если она растёт и развивается. А если нет – будет без конца наступать на те же грабли до старости. Мне кажется, это совсем не привлекательно. Но взрослый – это не обязательно занудный или жутко образованный. Я постоянно чувствую, что мало знаю, я люблю учиться (отсюда моя любовь к написанию познавательных книг – я расту с каждой из них). Я без конца готова удивляться, очередной раз доверять, хотя уже обжигалась, верить в добро – это же не сугубо детские качества, они не заканчиваются вместе с половым созреванием. Я люблю бегать (и делаю это куда регулярнее, чем делала в детстве), люблю бросать камни в реку или строить из них башенки, люблю купаться или качаться на качелях, люблю наблюдать за зверушками и цветами. Это ведь не запрещается взрослым? Если бы написание детской книги зависело от того, насколько ты смог тормознуть в возрасте, то лучшие книги для малышей были бы написаны старичками, которые впали в детство и получили медицинское подтверждение своей «детскости». А что-то я таких историй не припомню. Поэтому по поводу ребёнка в душе, как и «дети чувствуют фальшь лучше, чем взрослые» – это все пустые слова.


3jiohWG--yHE_VALHhlK1PMMO1lKkd85ArbNoQwz8yUa_5RREwyZIXE7dbOhO8_zXuUW4sdQCpt36G2wB1iQY74n.jpg D8i8pLCHObClybNNZ-H0TzWoNuXvMSv9X3l7znIe9vFiv1vHHHi0AiAGwWnObDwGod4M53yLeXwQ8kT0kMe8pX6G.jpg

Ольга Валериевна Колпаковадетский писатель, журналист, сценарист, преподаватель литературных курсов.


Комментарии (0)

Добавить комментарий