С 16 по 19 сентября в Республике Коми состоится масштабное событие – Первый литературный фестиваль детской книги «Зарни кыв» (Золотое слово). Культурный десант, который посетит в дни фестиваля Сыктывкар и село Выльгорт, будет состоять из писателей – лауреатов премии Сергея Михалкова, известных актёров, режиссёров, иллюстраторов книг для детей. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака представляет интервью с одной из участниц фестиваля – писательницей Наталией Волковой.
- Наталия, Вы закончили педагогический институт. Чему, по-вашему, может научить ребёнка школа? А чему бы хотелось, чтобы научила?
- Я всегда любила учиться. Учусь до сих пор, и не могу остановиться. И школу я тоже любила, хоть она у меня была, наверное, не лучшая по сегодняшним меркам. Но мне очень повезло со временем: я училась в середине 1990-х, и это было время свободы, когда стало можно говорить обо всем, обсуждать книги Солженицына, говорить на уроках про сталинские репрессии. Меня школа научила думать, а не верить слепо тому, что говорят старшие. Сейчас я часто езжу по школам и тоже очень радуюсь, когда вижу, как учителя позволяют детям высказывать свое мнение, доказывать его. Особенно это важно для гуманитарных наук: литературы, истории. Хотелось бы, чтобы школа учила ребёнка самостоятельно мыслить, выбирать свой путь в жизни, заниматься тем, что ему действительно близко и интересно.
- А чему Вы учите детей на своих литературных занятиях?
- В литературной студии мы с ребятами пишем истории. Сначала я им даю немного теории, мы читаем и разбираем короткие рассказы или отрывки из больших произведений, а потом они пишут свое. На занятиях читаем и обсуждаем кто что написал. Иногда сочиняем одну общую историю. Для меня очень важно, чтобы им было интересно придумывать и обсуждать, поэтому я, хоть и руковожу всем процессом, очень радуюсь, когда они берут инициативу в свои руки и собираются онлайн даже без меня, чтобы обсудить очередной сюжет.
- Литература – это тоже педагогика?
- Честно говоря, педагогикой литературу я бы назвала в последнюю очередь, потому что очень не люблю формулировку «Чему учит эта книга». Но подспудно, конечно, любая книга влияет на нас и выявляет какие-то наши особенности. Я не верю, что книга может перевоспитать или изменить человека, но вот задуматься – да. Когда ты читаешь, ты вольно-невольно сравниваешь себя с героем, представляешь, как бы ты поступил на его месте, находишь такого персонажа, на которого хотел бы походить. Книга влияет на нас эмоционально: мы возмущаемся, радуемся, злимся или пугаемся, когда читаем о приключениях героя – мы переживаем за него, испытываем эмпатию. А значит, учимся ставить себя на место другого, примеривать на себя чужую жизнь в таких обстоятельствах, в которых, может быть, никогда бы не оказались. И мне кажется, таким образом, человек взрослеет и растет над собой.
- У Вас есть шуточные, лирические, философские стихи. Кто Ваш читатель?
- Когда я пишу стихи, я фиксирую какую-то сильную эмоцию, будь то удивление, страх, радость, грусть, восторг. Без сильной эмоции стихи не получаются. Для кого пишу? Прежде всего, для себя, чтобы запомнить момент, вот это вот состояние. Поэты – очень эгоцентричные люди. Если стихи откликаются в ком-то ещё, я очень радуюсь. Это значит, что удалось передать восторг от найденной рифмы, смешной сценки, словесного каламбура.
- Вы начали писать до рождения Ваших двух сыновей. После их появления Вы изменились как писатель?
- До рождения сыновей я не писала детских стихов. Я писала стихи о смысле жизни, размышляла на разные философские темы. Когда появились дети, мне открылся новый удивительный мир, и мне стало интересно наблюдать за ним.
- Кого Вы считаете своими учителями в литературе?
- С учителями мне очень повезло: мне довелось поучиться у Михаила Яснова, Марины Бородицкой, Эдуарда Успенского, Сергея Махотина.
- Творчество каких коллег-современников Вам наиболее интересно?
- И снова – мне очень повезло: на семинарах детских авторов мы подружились с Анной Игнатовой, Тамарой Михеевой, Юлией Кузнецовой, Ниной Дашевской, Асей Кравченко, Алексеем Олейниковым, Анастасией Орловой, Юлией Симбирской, Галиной Дядиной и т.д. Эти имена – цвет современной детской литературы. Мы дружим, читаем друг другу кто что нового написал, обсуждаем, дружески критикуем. Я очень дорожу нашей дружбой, и мне очень интересно читать новые книги моих друзей.
- Вы работали в библиотеке семейного чтения и знаете библиотечную кухню изнутри. Кто, по-Вашему, сегодня библиотекари: хранители, пропагандисты, массовики-затейники, операторы услуг?
- Сегодня библиотекарям приходится заниматься всем, это такие многостаночники: и книги выдают, и мероприятия проводят, и экскурсии могут подготовить, и любые занятия провести. Но мне кажется, что самое главное для библиотекаря всё-таки – разбираться в литературе: как классической, так и современной, тогда и мероприятия будут интересными, и лекции – не скучными.
- У Вас есть Ваша собственная любимая книга или сборник?
- Мне нравится ответ Агнии Барто на этот вопрос. Она говорила, что ее любимая книга – пока не написанная. Это так. Больше всего думаешь над тем, что сейчас в работе: ты живешь этими героями, разговариваешь с ними. Поэтому самая любимая – та, что пишется сейчас. А из изданных мне дороги многие книги: «#Киринблог», «Разноцветный снег», «Шарф для поезда».
- К какой книге Вы возвращаетесь на протяжении всей своей жизни?
Я много лет подряд перечитывала книгу «Дорога уходит вдаль» Александры Бруштейн. И «Властелина колец» ещё.
- #Киринблог – сложная прекрасная книга. Что побудило Вас обратиться к этой теме и такой форме?
- Во-первых, я давно хотела написать про такую девочку, как Кира: сильную, неунывающую, ироничную. Я несколько лет назад познакомилась и подружилась с такой «Кирой», правда, на самом деле, ее звали Мина. Мне очень хотелось написать про нее, но идея появилась не сразу. Тема алопеции возникла о того, что я сама столкнулась с этой проблемой, правда, в легкой форме. Но, поскольку, стала много читать и узнавать про нее, поняла, что она распространенная, а вот в обществе о ней говорить не принято. Люди, страдающие от алопеции, вынуждены прятаться под париком. И тут все сложилось: героиня Кира не хотела прятаться, а хотела оставаться самой собой. Так появилась эта книга. Форму я специально не выбирала. Я просто включила музыкальный трек, поставила любимую музыку Киры, и под нее писала. Две недели я жила Кирой, и сама превратилась в подростка. Форма сложилась сама собой.
- Как сделать, чтобы современные дети больше читали?
- Если взрослые действительно хотят, чтобы дети читали больше, то им стоит самим побольше читать. Читать детям вслух, разговаривать о книгах, обсуждать их. По моим наблюдениям совместное детско-родительское чтение на ночь всегда даёт плоды, иногда не сразу, но всегда.
*** Наталия Волкова родилась 16 августа 1977 года в Москве. Окончила Московский государственный педагогический университет, после чего десять лет преподавала в родном вузе английский язык. Сейчас работает в библиотеке семейного чтения им. Погодина. Наталия Волкова Участница VI и VII семинаров молодых писателей России, пишущих для детей (Старая Русса, 2009; Мелихово, 2010), IX форума молодых писателей под руководством В. М. Воcкобойникова и Э. Н. Успенского (Липки, 2009), фестиваля «Молодые писатели вокруг Детгиза» (поэтический семинар М. Д. Яснова). Наталия Волкова лауреат конкурса на лучшее произведение для подростков им С. Михалкова (2012г), постоянная участница фестиваля Корнея Чуковского (Чукфест), член Союза писателей Москвы, лауреат премии им. Ершова (2016). Наталия Волкова пишет стихи, сказки, а также познавательные книги в соавторстве с Василием Волковым.
- 2011 – дипломант IV Международного конкурса художественной и научно-популярной детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого (стихи для детей, изданные в серии «Настя и Никита»).
- 2012 – лауреат III Международного конкурса им. С. В. Михалкова (сборник стихов «На белом листочке»).
- 2016 – победитель XI конкурса Международной литературной премии им. П. П. Ершова в номинации «Связь времён» (познавательная литература) (книга Наталии и Василия Волковых «Профессии старой России»).
- 2017 – диплом Международной литературной премии им. В. П. Крапивина (повесть «Разноцветный снег»).
Комментарии (0)