«Папа» Смешариков Игорь Шевчук: «От Сыктывкара жду встречи с юностью»

12 сентября 2022

С 16 по 19 сентября 2022 года в Республике Коми состоится масштабное событие – Первый литературный фестиваль детской книги «Зарни кыв» (Золотое слово). Культурный десант, который посетит в дни фестиваля Сыктывкар и село Выльгорт, будет состоять из писателей – лауреатов премии Сергея Михалкова, известных актёров, режиссёров, иллюстраторов книг для детей. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака представляет интервью с одним из участников фестиваляписателем и журналистом, поэтом, сценаристом, разработчиком настольных игр, автором текстов песен, либреттистом, создателем Смешариков Игорем Шевчуком.

IMG_8071.JPG IMG_79821.jpg

- Игорь Михайлович, как родились Смешарики?

- Три года, с 1996-го по 1999-й, я со своими образовательно-книжно-карточно-игровыми проектами обхаживал сразу несколько издательств. Одно из них – «Фонд Учебная литература» – издавало учебники и ежегодно делало книгу про Санкт-Петербург, которую год от года на протяжении долгих лет традиционно дарили в качестве подарка от мэрии первоклассникам города. Они согласились заменить книгу на игру. Но для этого требовалось написать бизнес-план. А бизнес это – совершенно не моё.

Чтобы написать этот самый бизнес-план, я пригласил молодого безусого паренька – питерского дистрибутора московской компании «Перспектива», которая издавала и некоторые мои игры. Это был харизматичный Илья Попов – будущая продюсерская звезда нашего российского бизнеса. Илья с удовольствием взялся за бизнес-составляющую. Так был осуществлен старт фирмы «Фангейм», которая в будущем дала всему основание, а мою игру «Путешествие по Санкт-Петербургу» в течение десяти лет в различных модификациях первоклассники нашего города уносили под мышкой с первосентябрьских линеек. Эта игра была первой, и нам дали карт-бланш на создание следующих.

Илья доверил мне набирать команду. Как это делается, я не имел ни малейшего понятия. Поэтому радостно утверждал первых, кто приходил. Пришла Маша Корнилова – и стала в будущем главным редактором «Смешариков». Пришёл Салават Шайхинуров на позицию художника и арт-директора – и стал главным прародителем Смешариков. Пришла Надя Кузнецова – будущий «гвоздь» всей смешариковской индустрии, директор студии, на котором в трудные времена держалось все производство. Но до Смешариков было ещё три года плодотворной работы, в течении которых я, как креативный директор, придумывал игры, а команда воплощала их по моим техзаданиям.

Я расстался с другими проектами, например, с написанием сценариев для второго сезона «Улиц разбитых фонарей», потому что мне по уши хватало разработок игр. Мы создали их больше 250-и – и настольных, и компьютерных.

Одна из игр была создана для Бабаевского комбината, и в ней были фишки в виде круглых шоколадок. Назывались они «Сластёны».

Когда рынок этих игр насытился, у нас возник кризис, перестали поступать заказы, и наш арт-директор Салават Шайхинуров предложил создавать мультик. У него и его супруги, художника Ани Мальгиновой было убеждение, что проект должен быть исключительно гуманистический, чтобы там не было никаких голливудских пинков, тычков.

А теперь забавный казус из истории…

_IGP0594.JPG _IGP0611.JPG

За полгода до кризиса нашей компании «Фангейм» я по заказу анимационной компании «Крейт» придумал персонажей для 3D фильма. Назывались они «смешарики», но не были круглыми, они были как лошарик – помните такого персонажа? У меня было придумано несколько персонажей, в том числе кошарик, лягушарик и другие. Они воплощались в качестве эскизов для последующего 3D-производства.

Возвращаемся на студию «Фан-Гейм», где в опустевших после увольнения большинства сотрудников коридорах Салават и Аня разрабатывают мультик на основе «сластён», дав им имя «бумки», а я по просьбе Ильи Попова, пытаюсь им помогать. Набросали идей для будущих серий. Аня воплотила несколько из них в сценарии.

Но выхода в мир анимации у нас не было. Мы обратились к Константину Бронзиту, худруку студии «Мельница», который вывел нас на структуру при Госкино. Анатолий Прохоров – известный человек в мире анимационного кино – объяснил нам, что анимационное производство суперубыточно. Одна 6-минутная серия стоит сумасшедшие деньги, никто на такое финансирование не подпишется. Поэтому в стране и не существует мультсериалов. Мол, мы чуть ли не пятидесятые по счёту, обратившиеся к нему с подобным предложением. Но тут вдруг наши технические ребята подсчитали и оказалось, что новейшие версии анимационных программ, вышедшие буквально на днях, позволяют удешевить процесс производства в пять раз.

Итак, технологии подарили нашей команде шанс. Мы каким-то чудесным образом оказались в нужное время в нужном месте.

Но дело едва не сорвалось из-за отсутствия добротного сценария. Чтобы Госкино поверило в состоятельность будущего проекта, Анатолий Прохоров потребовал в короткие сроки написать сценарий и дать персонажам новое имя. «Бумки» ему категорически не нравились. Тогда Илья Попов уговорил меня забрать имя «смешарики» из студии «Крейт». А Прохоров попросил написать сценарий к завтрашнему дню, что я и сделал. Это было сыро, но драматургическое построение мэтр там разглядел. Надо было доводить до ума.

У меня появился консультант, известный аниматор Дмитрий Высоцкий. Я писал, он редактировал. Написал первую историю, подал 20 сценарных заявок. Прохоров приезжал раз в неделю и Москвы, и мы сообща работали над банком эмоций, уточняли характеры героев, корректировали линейку персонажей, раздавали им имена. В имени «Копатыч», например, тоже можно угадать мою давнишнюю любовь к словесным перевертышам.

_IGP0616.JPG _IGP0622.JPG
_IGP0629.JPG _IGP0631.JPG

Так за 4-5 месяцев родился проект для представления в Госкино. В проекте пять фамилий: моя, Салавата Шайхинурова, Анны Мальгиновой, Ильи Попова, Анатолия Прохорова. Мы получили финансирование, была привлечена широкая команда. В том числе и гениальный сценарист Алексей Лебедев, перу которого принадлежит большинство смешариковских серий. Я стал креативным директор ООО «Смешарики» и занимался всеми направлениями: и развитием сайта, и соцсетью «Шарарам», и игровыми акциями, и издательскими проектами, написав для смешариков больше 50 книг и столько игр, как настольных так и компьютерных.

Вот так родились «Смешарики».

_IGP0635.JPG

- Почему в «Смешариках» всего две дамы: Нюша и Совунья?

- Традиционно в драматургии главными действующими героями являлись мужские персонажи. Если говорить об озорном, всегда тут был парень, исключение – Пеппи Длинный Чулок. Поэтому женские амплуа сложились именно так: хозяйственная бабушка-наставница и капризная внучка. Можно было сделать Мальвину какую-нибудь, но в Нюшу решили запихнуть всё и больше не плодить в сериале женские сущности.

- Почему в Смешариках нет явного антагониста? И была ли хоть раз идея ввести в сериал злодея, хотя бы на некоторое время?

- По поводу идеи злодеев, это изначальная Салаватовская установка: мир без зла. Там есть момент, когда эту роль мог бы занять Бараш, но нет: мир без злодеев выдержан.

- По какому принципу отбирали животных-прототипов для создания персонажей? Почему нет кошки или собачки, таких явно любимых и популярных зверей, или редких вомбата и тапира?

- Животных отбирали по признаку вписывания в шар. В «Сластёнах», например, фигурировал Гусений, но он преобразовался из гуся в пингвина как более круглого. Копатыч был раньше Бульдо-огородником и одновременно художником-импрессионистом. Изначально я по научению Анатолия Прохорова создавал такую сетку: упал камень-событие – и каждый персонаж должен был отреагировать на него по-разному. Если реакции в чём-то повторялись, то они должны были отличаться в другом. Вот такая интересная математическая логистическая расстановка персонажей.

- А кто из людей послужил прототипами для героев сериала?

- Людей-прототипов особо не было, ну, разве что обобщённые маски: еврей-ученый Лосяш или немецкий изобретатель Пин. А меня студия ассоциировала с Кар-Карычем. Но личностных прототипов не имелось.

- Могут ли Крош и Ёжик состарится?

- Крош и Ёжик состарится не могут в рамках той идеи, которая зафиксировала их в определённом образе. Эта компания на все времена. Разве что где-нибудь в полном метре пофантазировать по поводу их возраста. Так что и через десять лет они будут такими же.

- Как Вы относитесь к тому, что придуманные Вами персонажи уже живут самостоятельной жизнью?

- Естественно, радостно. Это труд большой компании, но само слово придумано мною. Мне приятно, как истинному папе в применении к целому миру, созданному нами коллективно, что смешарики путешествуют по детским умам.

- Каким был самый неожиданный вопрос о сериале, который Вам когда-либо задавали?

- Самый неожиданный вопрос задали вы – про вомбатов и тапиров. Кто они такие, объяснять российским детям было бы сложно.

- У Вас много «хулиганских» стихов. А в жизни Вы любите похулиганить?

- С годами хулиганство спадает чуть-суть, но в юности его было много. Однажды с рижским поэтом Максимом Супрунюком у нас была целая акция. Нужно было спуститься с балкона Дома книги – это примерно десять метров – и повторить подвиг кошки Хармса, которая «отчасти идет по дороге, отчасти по воздуху плавно летит»... Мы пошли в Дом книги, предупредили, что спустимся по канату, а потом, обвязанные шарами, изобразим из себя кошек. Но канат был не ахти какой проверенный, поэтому хорошо, что в последний момент пришел пожарный Дома книги и приказал выгнать «этих идиотов».

IMG_8004.JPG IMG_8045.JPG IMG_8095.JPG

- Какие книги Вы любили читать в детстве? А теперь?

- В детстве любил читать географические приключения и фантастику, как и все мальчики, наверное. Сейчас люблю читать коллег, но моё открытие, не ослабевающее с юности – Платонов.

IMG_7978.JPG IMG_8018.JPG

- Когда, по-Вашему, заканчивается детство?

- Детство заканчивается, когда человек начинает делать что-то с оглядкой, потому что ребёнок – свободный человек и действует, не подчиняясь табу, чем, в принципе, и раздражает взрослых, а когда начинает сознательно себя контролировать, тогда детство и заканчивается.

- Что Вы ждёте от фестиваля «Зарни кыв»?

- Студенческая юность свела меня с Сыктывкаром в стройотряде, и много чего связано с этой порой. Так что жду встречи с юностью.

Snimok.JPG Snimok1.JPG

ИГОРЬ МИХАЙЛОВИЧ ШЕВЧУК

Родился 17 августа 1960г. в Ленинграде.

Писатель, поэт, сценарист, автор текстов песен. Член Союза Писателей, член Союза Журналистов. Окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета. С 1980-х известен как детский поэт-абсурдист, чьи стихи печатаются в журнале «Трамвай», внештатный сотрудник телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» ЦТ и детско-молодежной и учебной редакций Петербургского телевидения (создал около 50 игровых развлекательных передач и с десяток комедийных постановочных телеспектаклей). С 1987 г. составитель, член редколлегии и постоянный автор детских журналов «Хрюша и компания» (редактор отдела игр и головоломок), «Искорка», «Пионер», «Мурзилка» «Трамвай», «Баламут», «Куча мала», «Веселые картинки», «Костер», «Шаровая молния», «Кукумбер» и др., автор более чем 100 детских песен, исполняемых на телевидении и радио детскими коллективами и солистами (в их числе – детский ансамбль «Непоседы»). Автор сценариев (иногда – и музыки) многих рекламных аудио- и видеороликов.

И наконец, в 2005 году в издательстве «ЭКСМО» начала выходить серия «Смешарики».


Комментарии (0)

Добавить комментарий