Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака продолжает цикл интервью с ведущими российскими писателями. Сегодня собеседником Маршаковки стал автор из Новоуральска, создатель литературных циклов в стиле фэнтези Евгений Гаглоев.
- Евгений, где Вы находите сюжеты для своих книг?
- Не знаю, откуда они появляются. Частично из реальной жизни, просто надо подмечать их. А раз уж я пишу фэнтези, то надо уметь эти моменты видеть в каком-то преломлённом виде. Мне очень помогает отвлечься: погулять, отправится в путешествие, почитать книгу, посмотреть интересный фильм. И когда голова отдохнёт, в ней сами собой появляются интересные сюжеты, находки. Я всегда это записываю, и потом из этих крупиц вырисовывается то, что можно использовать в книгах.
- Читает ли кто-нибудь Ваши книги в рукописях – советуетесь ли с кем-то из родных?
- Мои книги в рукописях не читает никто из близких и родных, потому что я считаю, что они в любом случае будут необъективны, Единственный, кто читает, – это редактор «Росмэн» и корректор. К мнению профессионалов я прислушиваюсь, если что-то просят изменить, лучше изменить. А родным я лучше эти книги подарю, когда они выйдут в печать.
- Есть ли у героев ваших книг реальные прототипы?
- У главных героев прототипов нет, они создаются по крупицам с нуля. А вот у второстепенных персонажей много прототипов, и некоторые себя в них узнают. Некоторых я и называют как реальных людей. Им это нравится.
- В чём, по-Вашему, секрет цикла «Зерцалия», почему он так популярен у подростков по всей стране?
- Я бы не сказал, что «Зерцалия» так успешна. У меня все циклы на одном уровне. Сначала популярна была «Зерцалия», потом все рекорды популярности побил «Пардус». Знаю, что многих томов «Пардуса» уже не найти в продаже и за ними идёт настоящая охота. Потом рекорды стали бить «Пандемониум», «Арканум». Мне кажется, это происходит потому, что я пишу так, как мне хотелось бы самому читать. Я стараюсь использовать ходы и приёмы, которые завлекли бы меня самого. Использую интересные сюжеты, какие-то сюжетные крючки, рассованные в нужных местах, моменты, которые держат читателей в напряжении. И потом, у меня необычные герои, яркие злодеи. Даже если происходит что-то очень серьёзное, я всегда найду момент для позитивного вкрапления, юмора. Сам того не ведая, я, видимо, выработал рецепт книги, которая могла бы быть популярной у подростков, и ему следую.
- Есть ли у Вас любимый герой Ваших книг?
Они у меня все любимые – и главные и второстепенные и даже если это коварный злодей. Все они мои дети, и всех их я люблю.
- Какую книгу Вы хотели бы экранизировать, если бы это было возможно?
- И «Зерцалия», и «Пардус», и «Арканум» – они все довольно кинематографичны. «Пандмониум» – так это вообще готовый сценарий для сериала. Знаю, что переговоры с издательством по этому поводу ведутся, но пока к результату они не привели. Буду надеяться, что когда-то это изменится, и любую из своих книг я буду очень рад увидеть на экране – на большом или телевизионном.
- В сюжет какой из своих книг Вы хотели бы попасть?
- Наверное, это был бы «Пардус», потому что это одно из самых комиксовых моих произведений, там много вымышленного: вымышленные города, герои, постоянный экшн.
- Не хотели бы попробовать писать в других жанрах?
- Знаете, я работал в жанре молодежного детектива. Это серия «Хрустальный дворец» из пяти книг. Там абсолютно нет мистики и фантастики, это сугубо детектив с огромным количеством интриг, любовными линиями, где главный злодей остаётся непонятен до самого финала, и в финале его личность, я знаю, очень всех удивила. Так что опыт такой у меня есть.
- Какой вопрос из заданных читателями на встречах запомнился Вам больше всего?
- С начала года я побывал уже в пяти городах, и на каждой встрече задавали огромное количество вопросов. Трудно кого-то выделить, потому что всегда приходят очень подкованные ребята. Но запомнилось такое. В Санкт-Петербурге на встречу пришёл дедушка, которому явно было за семьдесят, и попросил подписать книгу. Я спросил сколько лет внуку, которому подписываем, а он сказал, что автограф для него: он с удовольствием читает все мои книги. Мне это было безумно приятно, и этого дедушку я запомнил на всю жизнь.
- Книги каких авторов занимают почётные места в Ваших книжных шкафах?
- Вот как раз сижу напротив книжного шкафа. И у меня очень много книг Стивена Кинга, Роберта Маккамона, Владислава Крапивина, целая полка Кира Булычёва, Рика Риордана, ну, и много книг других жанров и авторов – более двух тысяч, всех не упомнить. Я не всегда слежу за авторами, меня больше привлекает сюжет, я не из тех людей, что коллекционирует книги какого-то одного автора, но Булычёв и Крапивин у меня собраны полностью.
- Какой из многочисленных наград и премий больше всего дорожите?
- Вот как раз вспомнил о Кире Булычёве... Больше всего я дорожу премией «Алиса». В детстве мне безумно нравились книги про Алису Селезнёву. Как известно, у неё день рождения 17 ноября. И когда я только-только начинал придумывать свои первые сюжеты, у меня была черновая версия «Пардуса», где, как дань уважения Киру Булычёву, у главного героя Никиты Легостаева день рождения тоже 17 ноября. И много лет спустя именно за «Пардус» я получил премию «Алиса», выглядела она как настоящий миелофон. Она сейчас стоит передо мной на полке. Для меня это был знак, что я иду по верному пути.
- С кем из коллег-писателей дружите?
- Ввиду того, что я живу на Урале и в Москве бываю нечасто, поэтому не скажу, что мы дружим, но всегда на связи и в очень тёплом общении. Это Вадим Панов, Екатерина Соболь, Татьяна Мастрюкова, с Екатериной Матюшкиной мы хорошо знаем друг друга. Всех не упомнишь, потому что на всяких конвентах, встречах, фестивалях встречаешься с теми, кого читал и перечитывал в детстве. Но с теми, кого я перечислил, встречи всегда очень радостны.
- Сколько либретто к спектаклям Вы написали и какую постановку считаете наиболее удачной?
- На данный момент написано двенадцать мюзиклов. Они идут в театрах не только Новоуральска, но и в других городах. Самыми удачными я считаю, пожалуй, «Последний секрет Шахерезады», «Сорочинскую ярмарку» и «Ледяной дворец» по мотивам повести Лажечникова «Ледяной дом». Это глобальные, красивые, роскошные постановки. «Шахерезада» – по мотивам «Тысячи и одной ночи». В «Сорочинскую ярмарку» по Гоголю я добавил иного новых персонажей, сюжетных линий, которые ещё более раскрасили повествование. Получилась яркая комедия, в нашем театре это один из хитов.
- Как Вы относитесь к спорту?
- Очень положительно, но сам не могу уделять много времени этому процессу. Для меня спорт – это езда на велосипеде, всё лето, пока позволяет погода, я езжу на нём, и очень много хожу пешком – на работу и с работы, а это 40 минут в один конец. На этом все мои отношения со спортом исчерпаны.
- Какой предмет был в школе был у Вас любимым и наоборот?
- Самым любимым было рисование в начальных классах, а самым нелюбимым – химия. В ней я не понимал ничего и до сих пор ничего не понимаю. Чудо, что я закончил школу с четвёркой по этому предмету.
- Есть ли у Вас хобби, коллекционируете что-либо? Расскажите о своей коллекции.
- Во-первых, я киноман со стажем. поначалу мы собирали СD-диски, теперь у меня огромное количество фильмов закачаны на диски, я всегда слежу за новинками кинопроката, люблю пересматривать старые фильмы, особенно 1980-90-х, мне они нравятся гораздо больше, чем современное кино, где всё свелось к спецэффектам и «бабаханью». Там было больше души, чего нет теперь в кино.
Ещё мы с моим сыном собираем комиксы про Человека-паука и Бэтмена. Уже две полки в доме заставлены этими книгами. Моя личная коллекция – я собираю колокольчики с названиями городов, где побывал. Сейчас их более тридцати. Они все звенят, и у всех звонкие голоса.
- Книга или гаджет – что побеждает в борьбе за внимание школьников?
- Смотря у школьников какого возраста. У некоторых это сугубо гаджеты, но у некоторых ребят в последнее время просыпается интерес к книгам. Есть гаджеты, где дети читают книги или слушают аудиокниги. Конечно, бумажная книга сейчас проигрывает. Но есть изречение: те, кто читает книги, всегда будут править теми, кто смотрит в телефон. Будем надеяться, что книги ещё заявят о себе.
- Возможно ли привить современным детям любовь к чтению и каким образом?
- Моему сыну 8 лет, и он книги читает, но только если ты рядом. Сам он книгу не берёт, но когда он видит, что мы рядом с книгой и если его попросишь, он откладывает телефон и читает. Но самое главное, чтобы книга нравилась ему самому, тогда они читает с удовольствием и хочет этого. Думаю, у многих такая история, поэтому если вы хотите приучить ребенка к чтению, в первую очередь читайте сами. А второе, я думаю, что каждому ребенку надо найти книгу, которая его зацепит. И тогда он будет браться и за другие книги. Других вариантов просто нет.
На фото: директор РГДБ Мария Веденяпина, первый заместитель директора РГДБ Денис Безносов,
писатели Вадим Панов, Екатерина Соболь, Евгений Гаглоев
на Первом Международном Детском культурном форуме в 2022 году.
*** Евгений Фронтикович Гаглоев родился 20 октября 1978 года в Казахстане. Любимым автором всегда был Кир Булычёв с его циклом о приключениях Алисы Селезнёвой.
Евгений Гаглоев живёт в Новоуральске. Работает руководителем литературно-драматургической части Театра музыки, драмы и комедии Новоуральского городского округа. В театре поставлено более десяти мюзиклов по либретто Гаглоева: «Последний секрет Шахерезады», «Сорочинская ярмарка», «Снежная королева. Новая Легенда», «Аленький цветок», «Ледяной дворец», «Книга джунглей» и др.
Презентации книг и выступления Е. Гаглоева перед читателями проходили в крупнейших книжных магазинах и библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Писатель часто работает в качестве члена жюри на российских, областных и городских конкурсах детского и подросткового творчества. Всего им написано около 40 книг.
Мы предлагаем вам отправиться в удивительный мир фэнтези Евгения Гаглоева. На нашем сайте вы найдете творческую биографию автора и краткий путеводитель по книжным сериям писателя. А знатоки и фанаты творчества писателя смогут проверить свои знания в новой виртуальной викторине.
Комментарии (0)