Михаил Николаевич Лебедев – потомок русского крепостного крестьянина, некогда проигранного в карты помещиком и насильственно переселённого «на край света», в коми село. Для Н.М. Лебедева русский и коми языки были в равной мере родными. В конце 19 века он обратился к литературному творчеству на русском языке, а в 1914 году написал свои первые коми стихотворения, ставшие впоследствии песнями. И случилось так, что Михаил Николаевич навсегда связал жизнь с коми литературой и по праву считается одним из зачинателей коми советской литературы. |
М.Н. Лебедев родился 22 октября (10 октября по старому стилю) 1877 года в селе Межадор Усть-Сысольского уезда, в семье волостного писаря. Судьба не благоприятствовала отцу будущего писателя. Неуживчивый и строптивый характер часто приводил его к столкновениям с начальством, и поэтому его семья постоянно переезжала с места на место, пока в 1894 году не обосновалась в одном из горнозаводских посёлков Чердынского уезда Пермской губернии. С 1896 года Михаил Лебедев живёт самостоятельно, работает писарем в заводской конторе, в сельском и волостном правлениях в сёлах Покча и Мошев. В 1899 году он возвратился в родные места и большую часть своей жизни прожил в селе Корткерос.
На вопрос в анкетах «образование?» Лебедев обычно отвечал – «домашнее». В школе (двухклассное Усть-Сысольское училище) он пробыл всего год. Грамоте его учил отец. С детства Михаил пристрастился к чтению художественной литературы. Сочинять Михаил Лебедев начал рано, в 13 лет. Первые его произведения не были опубликованы, но сохранившиеся рукописи говорят о том, что юноша живо интересовался коми фольклором, записывал отдельные тексты и сам пробовал создавать произведения по мотивам народных сказок.
В 1898 году был издан его исторический роман-хроника об эпохе Отечественной войны 1812 года – «За Богом молитва, за царём служба не пропадут». После публикации романа Лебедев с удвоенной энергией отдаётся творчеству. Он пишет на исторические темы, пробует силы и на современном материале. В этот же период из-под пера писателя появляются произведения, проникнутые острой критикой современности. Таковы сатирические очерки о нравах провинциальной интеллигенции, рассказы «Отец Телентий» (1899), «Таня Осинина» (1908), «Фома Лёкмортов» (1914), «Среди медведей» (1914).
Наиболее значительным произведением в дореволюционном творчестве Лебедева является повесть «В волостном омуте» (1914). Она посвящена жизни деревни кануна революции 1905 года. Повесть рисует печальную судьбу людей, начинающих осознавать всю унизительность смирения и безропотного повиновения невежественному, тупому начальству. Она показывает, как рождается чувство протеста, как пробуждается человек даже в таком механическом исполнителе распоряжений власти, как волостной писарь. |
Особое направление в творчестве Лебедева составляют произведения, написанные по мотивам народных легенд и преданий. Это особый тип произведения, в основе которого лежит фольклорный сюжет, народные «воспоминания» о каких-либо ярких легендарных личностях. Поэмы-сказки «Кӧрт айка» (Железный свёкр, 1928), «Яг-морт» (Лесной человек, 1928), «Юрка» (1928), «Повтӧм зон» (Бесстрашный парень, 1929) вобрали в себя всё лучшее из фольклора народа коми, обогатили и развили его сюжеты, его поэтику. В 2007 году уроженец Ниццы Себастьян Каньоли перевёл поэму «Кӧрт айка» на французский язык. Образ легендарного Кöрт Айки нашёл отражение в творчестве коми художников В. Игнатова, В. Нечаева, А. Мошева, Е. Шабалина. |
Значительным вкладом в коми литературу 20-х годов 20 века стали оперетки М. Лебедева. В этих оперетках автор создаёт яркие образы коми людей. Так, героиню оперетки «Тун» (Колдун), юную коми пряху, не соблазнили богатства купца. Она решительно отвергает и райский сад колдуна с растущим в нём золотыми деревьями, на которых поют золотые птицы.
Попыткой поэта изобразить черты новых реальных людей стала оперетка «Настук» (Настя, 1929), в которой автор показал, как вчерашняя робкая батрачка находит себе место в новой жизни.
Многие произведения Лебедева хорошо известны детскому читателю. В числе других зачинателей коми литературы М.Н. Лебедев входил в состав «Коми комиссии» и работал над созданием школьных хрестоматий и учебников, писал стихи и песни для детей, много переводил с русского языка. Большинство произведений, написанных для школы, и сегодня не утратили своей исторической и эстетической ценности. Таковы стихотворения «Коми му», «Гажа тулыс воис», «Йӧла», сказка «Зарни чукӧр» и другие.
Михаил Лебедев известен как мастер басни. До и после Лебедева в коми поэзии не было более искусного баснописца. Много его оригинальных басен написаны о труде крестьянина, рабочего, служащего. Коми баснописец не упускает случая похвалить труженика за хозяйственность, трудолюбие, находчивость, честность, а, с другой стороны, заклеймить позором лодыря, прогульщика, тунеядца. Многие персонажи басен Лебедева близки к образам народных сказок.
Много прекрасных строк М.Н. Лебедев посвятил природе, временам года, коми тайге-парме. Его стихотворения о природе отличаются точностью зарисовок, простотой описаний, зримостью картин. Самое знаменитое его стихотворение – «Коми му кузя ме муна» («Я иду землёю коми»), написанное в 1918 году и переработанное в 1940. Это стихотворение Лебедева – вершина его лирики. Впервые в коми литературе М. Лебедев создал образ коми земли, отличающейся бескрайностью просторов и богатством лесных даров. Произведение пронизано весенним настроением, прочитав его, возникает чувство лёгкости, спокойствия и ожидания прекрасного.
В 1939 году М.Н. Лебедев был отмечен орденом «Знак Почёта». Это была первая правительственная награда, полученная за литературный труд на коми языке.
У Михаила Лебедева было около 20 псевдонимов. Многие свои произведения писатель подписывал так: Гӧль морт (Бедный человек»), Еловая шишка, Коми морт (Коми человек), Северянин, Абориген Вычегодский и т.д. Основной его псевдоним Юсь – Лебедь в переводе с коми языка.
Умер Н.М. Лебедев 5 марта 1951 года. Похоронен на сельском кладбище села Корткерос.
Комментарии (0)