Коми поэтесса и прозаик, автор любимой многими книжной серии о «Дуде», уроженка удорского села Важгорт Елена Афанасьева отмечает юбилей. В преддверии дня рождения писательницы Маршаковка взяла у неё интервью.
Оригинал интервью на коми языке
- Елена Евгеньевна, расскажите немного о своём детстве.
- Я родилась и выросла в селе, и у меня было счастливое детство. Скучать было некогда. Со своими сверстниками играли в разные игры: в лапту, прятки, «Испорченный телефон», «Третий лишний». Зимой с крыши бани или дровяника прыгали в снег. Какое было удовольствие подняться на крышу дома: с высоты «птичьего полёта» открывался совершенно другой мир... Дом вроде один, а состоит из двух частей, и в нем живёт дух Важгорта и дух маленькой деревни Катша, где жили мои прадеды и откуда была привезена верхняя часть дома.
- Помните какой-нибудь яркий случай из своего детства?
- Я училась в первом классе. В какой-то день учительница Мария Васильевна всем нам поставила «двойки» – по коми чтению и математике. Почему-то никто не выучил стихотворение, а по математике не решили домашнее задание. И вот я возвращаюсь домой. Не в духе. Поднялась на крыльцо… а дальше надо пройти по нашему огромному сараю. И в этот момент я громко заплакала, чтобы услышала бабушка. Зайдя в комнату, с порога рассказала ей о «двойках». Она меня как будто бы и пожалела и не стала ругать. А вечером мама сказала выучить стихотворение и решить примеры. Всё сделала, как надо, но Мария Васильевна «пятёрку» не поставила, только «слабенькую четвёрку». Не знаю, почему, но это осталось в памяти. Вспомню, и даже как-то теплее становится. И Мария Васильевна, светлая душа, моя первая учительница, встаёт перед глазами.
- Видите ли Вы себя в героях Ваших произведений?
- Возможно, только в одном персонаже, в девочке из рассказа «Хозяйка сарая». В других – нет. Они как будто бы мне и близки, но в то же время мы не знакомы. Может, поэтому писать о них и думать вместо них всегда интересно: никогда наперёд не знаешь, куда позовёт сюжет рассказа, поведёт тайная тропа и какие желания посетят героев.
- Что Вас вдохновляет? Когда приходит чувство, что рождается что-то новое?
- Какое-то событие. Чьи-то слова или разговор с кем-то, внутренний монолог... Пейзаж за окном. Когда в какой-то момент приходит понимание, что где-то далеко, на Вашке, мама и мои друзья видят тот же дождь или снегопад. Всё происходит спонтанно.
- Для кого больше нравится писать: для взрослых или детей?
- И для взрослых, и для детей… Я не разделяю читателя. Пишу так, как подсказывает слово. Время покажет, кому этот рассказ станет ближе.
- Как долго Вы работаете над тексом и сколько времени нужно, чтобы родилась книга?
- По-разному бывает. Рассказ может состояться в один момент. А книгу надо ждать много лет.
- Расскажите о Дуда Платтьӧа. Как пришла мысль написать именно о ней?
- Мне её подарил Словарь диалектов коми языка. Просто наткнулась на слово «дуда», а оно мне было уже знакомо, у нас на Вашке так называют широкое и длинное платье-балахон. И перед глазами встала девушка: она переправлялась на лодке через реку, причалила к берегу. Меня удивило: в таком длинном платье – и на болото?! К подолу такого платья ведь каждая веточка, каждая сориночка пристанет… С этого видения и завязалась история о Дуда Платтьӧа. А она непростой оказалась. Вот уже семь лет меня водит по болотам, по лесам да по чащам, и приходится за ней переходить лесные речки. Всяких чудес испытала с ней. Даже в другом измерении побывала. Научилась со зверями, птицами, и даже с лесными духами разговаривать.
- Как Вы думаете, что может научить Ваших читателей быть добрее?
- Доброта должна быть заложена в человеке. Но, не зная этого, он часто бывает хитрым и жадным. У Ивана Торопова есть такая строка: «От алчности мир сходит с ума». А я бы ещё добавила: и от зависти.
- Есть ли идеи для новых рассказов?
- Сейчас дальше развиваю сюжет «Зимней Дуды». Ёля и Шора в зимнем лесу находят книгу, и она их перемещает в таинственный мир. Пока не знаю, в какой, но уже чувствую, что многое их там удивит.
- Можно ли научить детей писать?
- Не думаю, что можно поставить цель и научить этому. Надо дать толчок, чтобы они фантазировали. У кого есть тяга к письму, сам придёт к этому. Но беседы об искусстве вести необходимо, хотя для этого в современной школе времени мало. И встречи с писателями нужны. Если есть такая возможность. До сих пор с удовольствием вспоминаю студенческое время, как к нам приходили Серафим Попов, Геннадий Фёдоров, Егор Рочев. О чём они говорили, не помню, но их образы остались в памяти на всю жизнь.
- Как современных детей вдохновить на чтение?
- Знакомить с интересными новинками… Моя подруга живёт в Москве, у неё трое детей. Каждый вечер им читает какую-нибудь книгу. Вот и подумайте: если читать ребёнку каждый вечер, сколько информации накопится в его маленьком мире. А потом и сам потянется к книге. Самое главное – пробудить интерес.
- Слышала, что Вы хорошо печёте. Есть ли рецепт «от бабушек»?
- В детстве я любила смотреть, как бабушка печёт. Помню, в один из зимних вечеров по телевизору показывали фильм «Золотой ключик или приключения Буратино». Бабушка пекла хлеб. То открывала, то закрывала устье печи, от красных угольков пыхало жаром. Из печи выходили подрумяненные калачи, пироги, колобки. Я их ела, запивая холодным молоком. Какое время было! Тогда даже не приходило в голову, что самой когда-нибудь придётся печь. Я и тесто замешиваю, как она.
- Что бы Вы хотели пожелать читателям?
- Не торопитесь взрослеть: бегайте по лужам, пускайте кораблики, удите рыбу, купайтесь, загорайте. И чаще выключайте ваши гаджеты!
Беседует Любовь Плехова
Комментарии (0)