«Разговоры о важном» к 160-летию со дня рождения К. С. Станиславского

16 января 2023

Специалисты Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака предлагают читателям узнать о ярких страницах жизни и деятельности первого русского режиссёра Константина Сергеевича Станиславского. Методический материал прекрасно подойдёт для изложения на классных часах в рамках проекта «Разговоры о важном»*.

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя.
Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.
К.С. Станиславский
canvas.png

Как думаете, с чего начинается театр?

Согласно известному афоризму, «театр начинается с вешалки». Появлению этого афоризма, скорее всего, мы обязаны Константину Сергеевичу Станиславскому, хотя именно эта фраза нигде в его письмах или трудах не встречается, но похожую мысль он писал в обращении цеху гардеробщиков МХАТ в 1933 году «…наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей...» (Станиславский К. С. Собр. соч. Т. 8. М., 1961).

Театр «начинается с вешалки», однако не менее важными являются интерьер, декорации, костюмы, свет, музыка. И, конечно – актёры, истории которых мы переживаем как свои собственные.

Всё это вместе создаёт целостное произведение – спектакль. Но без человека, который придумывает законы, по которым создаётся спектакль, – режиссёра, вряд ли современное театральное мастерство и современные театры были бы столь популярны у людей.

Трудно поверить, но более ста лет назад профессии «режиссёр» вообще не существовало. Режиссёрский театр появился в России и в мире в конце девятнадцатого века. И первым русским режиссёром стал Константин Сергеевич Станиславский.

Именно Станиславский впервые посмотрел на спектакль как на нечто целое, а на актёров – как на единый ансамбль, творящий одно общее произведение искусства.

Константин Алексеев (именно такова настоящая фамилия Станиславского) родился 17 января 1863 года в Москве, в многодетной купеческой семье, очень любившей театр. Детей (а их было десять) часто брали на музыкальные и драматические спектакли. А так как в те времена во многих семьях устраивались домашние чтения и любительские постановки, то и в усадьбе Алексеевых тоже был флигель со сценой и зрительным залом, построенный специально для представлений. Участвовали в представлениях все домочадцы: родители, дети, родственники, гувернёры и гувернантки. Поначалу Костя и его братья и сёстры театру предпочитали цирк и сами устраивали дома цирковые представления, которые постепенно сменились кукольными спектаклями, а затем и любительскими постановками. В Алексеевском кружке (так назывался домашний театр Алексеевых) ставили спектакли и играли главные роли Константин и его братья и сёстры, друзья и родственники. Театр пользовался успехом, участники и зрители были очень довольны!

canvas1.png

Однако время не стоит на месте, постепенно все выросли и обзавелись своими семьями, кружок распался, но Константин отказаться от театра уже не мог. Поэтому Константину Сергеевичу приходилось участвовать в чужих любительских спектаклях. Часто спектакли проходили в грязных и нетопленных помещениях и ставились бессмысленные и глупые водевили и пьески, исполнители спокойно могли не прийти не только на репетицию, а даже и на спектакль. И всё же это был любимый театр. Только вот играть под своей фамилией Константин больше не мог. Алексеевы были богатыми русскими промышленниками, известными по всей России. И разумеется, имя «Константин Алексеев» не подходило для сцены. Так в 1885 году и появился звучный псевдоним «Станиславский», в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.

Несмотря на то, что душой Константин всегда был в театре, ему удалось добиться успехов и в промышленности. До 1917 года он служил директором Золотоканительной фабрики. Провёл её реорганизацию и увеличил мощность предприятия. И даже создал театр для рабочих фабрики.

А позже Константин Станиславский, Александр Федотов, театральный педагог и музыкант Фёдор Комиссаржевский создали Московское общество литературы и искусства, которое устраивало и спектакли.

canvas6.png

Постепенно Станиславский начал ставить пьесы в качестве режиссёра. Ему нравилось всё небывалое, фантастическое, нравилось удивлять зрителей неожиданными превращениями. Но прежде всего он заботился о том, чтобы помочь актёру.

В те времена, когда Станиславский начал ставить спектакли, мало кого беспокоило, как будет выглядеть спектакль в целом. На репетиции отводили очень мало времени. Самыми главными в театре были актёры-премьеры (первые, лучшие).

Константин Сергеевич Станиславский предложил работать над спектаклем иначе. Представление репетировалось, долго и тщательно. Режиссёр с актёром разбирали роль, чтобы понять, что чувствует персонаж, что им движет, о чём он думает. В своих постановках Станиславский заботился о том, чтобы пространство на сцене было наполнено исторически верными деталями быта.

В июне 1887 года в московском ресторане «Славянский базар» состоялась знаменитая встреча, которая вошла во все учебники по истории театра. Константин Сергеевич Станиславский и литературный деятель, педагог и драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко в течении 18 часов обсуждали создание Московского Художественного общедоступного театра. На первой же встрече нашедшие друг друга соратники обсудили, кого они пригласят в труппу, какие спектакли будут ставить и кто за какую часть процесса будет отвечать.

canvas2.png

Так и появился Московский художественный театр ‒ один из самых известных театров России.

Открылся он в 1898 году спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе Алексея Константиновича Толстого. В том же году Немирович-Данченко предложил ставить «Чайку» Антона Павловича Чехова. «Чайка» была пьесой новаторской, необычной для своего времени. Премьера состоялась в Александринском театре в Санкт-Петербурге и с треском провалилась ‒ режиссёр и актёры не поняли суть пьесы, да и невозможно было сыграть пьесу о жизни человеческого духа по-старому, декламируя и изображая персонажей. После провала пьесы огорчённый Чехов пообещал больше не иметь дел с театром. Но Владимир Иванович, считавший «Чайку» лучшей современной пьесой, уговорил Антона Павловича дать согласие на постановку ещё раз в их со Станиславским театре. И, как оказалось, не зря.

17 декабря 1998 года состоялась премьера «Чайки». Чехова и артистов ждал невероятный успех. В заново поставленной «Чайке» актёры говорили просто и естественно, они жили во всём пространстве сцены и даже поворачивались к зрителям спиной. Здесь важен был весь актёрский состав целиком. Со сцены доносились пение сверчка и пение птиц, топот лошадей, с помощью света создавались сумерки, восходы и закаты. Всё было сделано для того, чтобы зрители поняли: события, которые сейчас происходят на сцене, подлинные, настоящие.

Чехов подружился с театром и написал несколько пьес, а изображение чайки стало символом театра.

canvas3.png

На протяжении всей жизни Константин Сергеевич продолжал поиски в области актёрской техники. Он видел, что большинство актёров на сцене не чувствуют того, что изображают. Как же научиться испытывать на сцене переживания так, как будто они есть на самом деле? Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, его загадку. Потому что в искусстве актёра полагаться на одно вдохновение ‒ слишком ненадёжно и рискованно. В результате многолетних исканий, размышлений и трудов Станиславский создал свою знаменитую систему ‒ теорию и метод артистической техники. Что значит техника в применении к таланту? Это постоянный, повседневный труд. Станиславский считал: работа актёра над собой сродни ежедневной работе балетного танцовщика у станка и должна быть привычной, как чистка зубов по утрам. Итогом же работы над ролью должно стать создание характера живого человека.

Далее Станиславский выработал учение о сверхзадаче в сквозном действии спектакля. По методике Константина Сергеевича выходило: вся работа над ролью, над пьесой подчинена постижению сверхзадачи ‒ для чего, о чём эта пьеса написана?

Свою систему Станиславский не придумал, в течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся мастеров сцены, изучал их работу на подмостках и за кулисами.

Станиславский создавал студии, где работал с молодыми актёрами, экспериментировал, искал новые творческие решения.

canvas5.png

«Не верю!» ‒ заявлял Станиславский, если во время репетиций актёр играл неправдоподобно. Константин Сергеевич считал, что для максимальной правды на сцене артисту нужно найти в себе самом черты персонажа, примерить на себя предполагаемые обстоятельства ‒ эпоху, страну, условия, в которых находится персонаж, его возраст, характер. А еще актёр должен быть наблюдательным, обладать хорошей памятью и постоянно развивать воображение. Константин Сергеевич разработал много способов, помогающих актёрам вжиться в роль.

Его находки настолько сильно повлияли на представление об актёрском мастерстве, так распространились по всему миру, что стали называться «системой Станиславского».

Вот так, из детской любви мальчика Кости Алексеева родился новый, современный театр ‒ живой, искренний, открытый навстречу публике, ‒ который теперь по праву можно назвать театром Станиславского.

knigi.jpg

pMj9gokzunSr4NIxDbYyYTFcCcyU0CeXt1clC75tykosqMYJyCcGUw7pPGNGT9X7r4AbfOpQ1vjd0D0gCqlnEVT3.jpg

Разговоры о важном:
«Театр – особый мир чудес»
виртуальная выставка современных произведений для детей и подростков, посвящённых театру.

* Специалисты Маршаковки всегда готовы оказать помощь педагогам в подготовке классных часов в рамках проекта «Разговоры о важном».


Список использованной литературы:
Алянский Юрий Лазаревич. Азбука театра: [50 маленьких рассказов о театре] / Юрий Алянский; художник Рашид Доминов. - Санкт-Петербург: Петербургский театральный журнал: Детское время, 2020. – 157 с.: ил.
Артёмкина Дина. Станиславский. Первый русский режиссёр: [для младшего школьного возраста] / Дина Артёмкина; художник Наталия Кондратова. - Москва: Настя и Никита, 2021. - 23 с.: цв. ил.
Елькина М. Театр / М. Елькина, Э. Ялымова; Фото Ю. Андреев. - М.: Олма-Пресс Гранд, 2002. - 224 с. с.: ил. - (Путешествие в мир).
Сто великих режиссеров / авт.-сост. И.А. Мусский. - М.: Вече, 2004. - 480 с. с. - (Сто великих).
Я познаю мир: Театр: Детская энциклопедия / авт.-сост. И. А. Андрианова-Голицына. - М.: АСТ: Астрель, 2000. - 448 с.

Комментарии (0)

Добавить комментарий