В начале марта 2023 года отмечается 200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, писателя и основоположника научной педагогики в России. Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает о выдающемся педагоге.
Константин Ушинский родился 2 (3) марта 1823 года (по новому стилю), по некоторым данным в 1824 году, в Туле, в небогатой дворянской семье. Отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, участник Отечественной войны 1812 года, отличился в Бородинском сражении. После выхода в отставку служил чиновником в различных ведомствах. Мать, Любовь Петровна, занималась воспитанием сына, благодаря ей мальчик был сразу принят в III класс гимназии. После окончания гимназии в 1840 году Константин Ушинский был принят на юридический факультет Московского государственного университета. После окончания курса в 1844 году был оставлен на кафедре для подготовки и получения профессорского звания. |
Во время обучения в университете Ушинский подрабатывал частными уроками. Его первый педагогический опыт свидетельствовал: обучение – дело не настолько простое, как об этом принято думать. Передавать знания ребенку, подростку без специальной подготовки практически невозможно.
В 1846 году Константин Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.
Свободолюбивые взгляды не разделяло учебное начальство, и Константин Ушинский был вынужден оставить лицей. Некоторое время занимался переводами статей из иностранных газет и журналов, написанием рецензий и обзоров. Попытки устроиться на преподавательскую работу были тщетными. После переезда в Петербург удалось устроиться на мелкую чиновничью должность в департамент духовных дел иностранных исповеданий.
В 1855 году он получает должность сначала преподавателя словесности и законоведения, а затем и инспектора Гатчинского сиротского института. В результате введённых Ушинским новшеств количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось в два раза.
В 1856 году Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. И здесь он ввёл усовершенствования в учебно-воспитательный процесс, но в 1862 году был удален из института по доносу и отправлен за границу для «изучения постановки там женского образования».
Периодом его наибольших научных и творческих свершений были шестидесятые годы. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора она могла также использоваться и для семейного чтения.
В 1864 году было напечатано «Родное слово», успех которого превзошёл все ожидания. Эта книга стала одной из самых распространённых в народной школе. В основу её легли принципы постепенного и систематического развития ребенка. Успех этих трудов Константина Ушинского объяснялся в первую очередь тем, что основывался на личном опыте – преподавательском, и самое главное – на опыте воспитания в собственной семье.
После возвращения в Россию в конце 60-х годов занимался общественной деятельностью, а также написанием статей о воскресных школах, ремесленных училищах. Умер в 1871 году в Одессе, похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Именем Константина Дмитриевича Ушинского названа Научная педагогическая библиотека, основанная в 1925 году. В настоящее время это Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО.
Что же конкретно сделал Ушинский и почему его так уважают теоретики педагогики?
Нововведения Ушинского в институтах базировались на теоретической базе, которую он сформировал во время собственного обучения. Педагогами он ценится в первую очередь как мыслитель, который предпринял усилия, чтобы превратить сборник бытовых противоречивых представлений о воспитании юношества в полноценную дисциплину со своей методологией. Самым ценным в процессе обучения Ушинский считал самостоятельную деятельность ребёнка, ведь только личная инициатива, собственные действия и оценка результатов позволяют по-настоящему понять, как идут те или иные процессы.
По мнению Ушинского, педагогика не должна существовать в вакууме. Ей следует обогащаться опытом других наук, используя принципы и знания из психологии, физиологии и философии. Не случайно его главный труд – работа с говорящим названием «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Именно благодаря большому вкладу в отечественную педагогику в честь 200-летия со дня рождения Константина Ушинского 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника.
В Маршаковке можно найти книги Константина Ушинского как для детей, так и для родителей.
А на книжной выставке «Учитель, наставник, педагог…» в зале «ЧитариУм» можно больше узнать о других выдающихся педагогах, учёных и мыслителях.
Комментарии (0)